Что объединяет даты 1949 г и 1953. Задания для повторения. создание министерств вместо наркоматов

Вариант 1.

А.1. Одно из важных явлений в социально-экономическом развитии СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. характеризуется понятием:

4) приватизация.

А.2 Определите логику построения ряда и дополните его недостающим элементом – приказ, коллегия, министерство , ... .

1) Совет рабочих и крестьянских депутатов;

2) народный комиссариат;

3) совет народного хозяйства;

4) партийный комитет.

А.3. Причина первого Берлинского кризиса (1948 г.):

1) народное восстание в Восточном Берлине;

2) советская блокада Западного Берлина;

3) недовольство СССР созданием НАТО;

4) строительство Берлинской стены.

А.4. Выдающаяся поэтесса, подвергшаяся в послевоенное время жесткой критике

за « безыдейность»:

1) А. Ахматова;

2) Б. Ахмадулина;

3) В. Инбер;

4) М. Цветаева.

А.5. В период с 1945 по 1952 г.

1) разгромлена антипартийная группа, и др.;

2) в ряде стран к власти при поддержке СССР пришли коммунисты;

3) отраслевые министерства заменены совнархозами;

4) принята новая Конституция СССР.

А.6. Одна из причин кризисного состояния сельского хозяйства СССР в первое послевоенное десятилетие:

1) раздача части колхозных земель в годы войны в индивидуальное пользование;

2) отсутствие заинтересованности колхозников в результатах своего труда;


3) циклическое ухудшение погодных условий;

4) разукрупнение колхозов.

А.7. Начало «холодной войны» было вызвано конфликтами СССР и западных стран:

1) в Корее 3) в Средней Азии

2) на Дальнем Востоке 4) вокруг Кубы

А.8. Какое из перечисленных событий произошло раньше всех других?

1) окончание Второй мировой войны;

4) образование НАТО.

А.9. В каком году был принят план восстановления народного хозяйств в СССР?

1) 1943 г. 2) 1946 г.

3) 1945 г. 4) 1948 г.

А.10. Какое из названных достижений общественной науки и техники относится ко второй половине 1940 – началу 1950-х гг.?

1) появление первых атомных ледоколов;

2) внедрение в производство электронно-вычислительных машин;

3) разработка ракетных систем;

4) первый полет человека в космос.

А.11. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?

В) Корейская война;

Г) выступление У. Черчилля в Фултоне.

В.3. Напишите фамилию зарубежного политического деятеля – автора речи, из которой приведен отрывок:

«От Штеттина на Балтике до Триеста в Адриатике железный занавес протянулся поперек континента. По ту сторону воображаемой линии все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы... находятся в том, что я должен называть советской сферой, и все подчинено, в той или иной форме, не только советскому влиянию, но очень сильному и, во многих случаях, чрезвычайно сильному контролю Москвы... Коммунистические партии, которые были очень небольшие во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти в каждом случае...».

Ответ: ___________________.

В.4. Прочтите фрагмент из воспоминаний (1990 г.). Какое событие нашло отражение в приведенном отрывке?

«Для решения поставленной задачи по всей стране был создан целый архипелаг институтов... Здесь собрали тысячи уцелевших после войны и репрессий высококвалифицированных ученых, конструкторов, инженеров, организаторов производства. Высшим руководителем был бывший нарком боеприпасов Борис Львович Ванников..., главным научным руководителем – Игорь Васильевич Курчатов. Все были воодушевлены сверхзадачей – восстановить мировое равновесие, обеспечить безопасность страны... Восторг по поводу первого успешного испытания был огромный. Все обнимались друг с другом, даже с Берией... Берия для всех, и для нас в том числе, был вторым человеком в стране и пользовался огромным авторитетом ... за два года, с 1947 по 1949-й, создали…».


Ответ: ___________________.

В.5. Прочтите отрывок из выступления секретаря ЦК ВКП(б) перед деятелями советской музыки в 1948 г. и укажите, кто из композиторов был обвинен в отходе от названных задач советской музыки.

«У советских композиторов две в высшей степени ответственные задачи. Главная из них – развивать и совершенствовать советскую музыку. Другая задача состоит в том, чтобы отстаивать советскую музыку от проникновения в нее элементов буржуазного распада. Не надо забывать, что СССР является сейчас подлинным хранителем общечеловеческой цивилизации и культуры против распада и разложения культуры».

Текст к заданиям С.1. – С.3.

Из секретной докладной записки начальника управления МГБ по Хабаровскому краю министру госбезопасности.

«При... земельной обеспеченности, высоком уровне механизации, сравнительно плодородных почвах и благоприятных климатических условиях сельское хозяйство в колхозах Хабаровского края должно успешно развиваться. В действительности же этого на деле не происходит, особенно за последние годы. Посевные площади колхозов в 1947 г. еще не достигли довоенного уровня... Колхозы края все еще продолжают собирать весьма низкие урожаи по всем культурам. Так... если средняя урожайность зерновых культур в 1940 г. составляла 11,6 ц с гектара, то в... 1946 г. упала до 4,1 ц... Всего же в 1947 г. колхозы недодали государству 24,5 тыс. тонн хлеба... что составляет 28% по отношению к... плану хлебозаготовок. <...> Основная масса колхозников получила менее 500 граммов зерна на трудодень. Около половины колхозников выдали... менее 300 граммов, тогда как в 1940 г. свыше половины колхозников выдали на трудодень от 1 до 5 кг хлеба... В погоне за мнимым выполнением и перевыполнением плана госпоставок со стороны местных партийных и советских органов... применялись недопустимые меры принуждения для вывозки и сдачи на склады... семенного зерна. В ряде колхозов... 15-процентный аванс на трудодни не выдавался, а весь хлеб вывозили на элеваторы. Планы сдачи хлеба государству... в 1947 г. по несколько раз изменялись в ходе выполнения госпоставок в сторону их увеличения... Так, председатель колхоза «Красный уссуриец» заявил: «Никакой разницы между условиями жизни в нашем колхозе и условиями жизни заключенного в тюрьме я не вижу».

С.1. Под каким названием вошел в историю описываемый в записке период? Укажите его хронологические рамки и фамилию руководителя СССР.

С.2. Какие явления в жизни колхозов отмечает автор? В чем он видит причины тяжелого положения в сельском хозяйстве края, непосредственно не пострадавшего от войны?

С.3. Почему записка была секретной? О каких характерных чертах политики государства в этот период можно судить по отрывку?

Контрольная работа по теме: «Советский Союз в послевоенный период»

Вариант 2.

А.1. Одно из важных явлений в социально-политическом развитии СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. характеризуется понятием:

1) борьба с космополитизмом 3) демократизация

2) децентрализация 4) раскулачивание

А.2. Что из названного является следствием начала «холодной войны»?

1) разрыв дипломатических отношений СССР с западными странами;

2) конфликт СССР с Китаем;

3) советско-югославский конфликт;

4) гонка вооружений.

А.3. Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий (гражданина СССР) и укажите, где могли происходить эти события.

«Американцы бросили на бомбардировку стратегических мостов через реку Ялуцзян 48 своих «Крепостей» под прикрытием 80 истребителей. «Крепости» – так мы звали американские стратегические бомбардировщики Б-29 «Суперфортресс»... Это огромная машина, способная нести больше 9 тонн бомб и полторы дюжины крупнокалиберных пулеметов. Хотя американцы имели трехкратный численный перевес, бой 12 апреля обернулся для них полным разгромом. Никогда не забуду тот день. Я был в ударной группе. Подбил «Крепость» первой же очередью, метров с восьмисот, потом прорвался через заградительный огонь и вторую очередь всадил в упор, так что только клочья полетели. Экипаж выбросился с парашютами, их там человек десять было, не меньше... Тут на нас навалились истребители прикрытия, и завертелась карусель...»

1) Югославия 2) Корея 3) Китай 4) Германия

А.4. В 1952 г.

1) вышло постановление «О журналах "Звезда" и "Ленинград"»;

2) началась «холодная война»;

3) состоялся XIX съезд КПСС;

4) произошел раскол Германии.

А.5. Период 1945-1953 гг. характеризует(-ют):

1) некоторое расширение свободы слова и печати;

2) открытая внутрипартийная борьба;

3) восстановление промышленности страны;

4) успехи в развитии сельского хозяйства.

А.6. Правящий слой административно-командной системы управления, утверждавшийся органами партийного руководства, получил в СССР название:

1) геронтократия 2) номенклатура 3) бюрократия 4) структура

А.7. Причина начала «холодной войны»:

1) идеологическое противостояние Запада и Востока;

2) революция на Кубе и Карийский кризис;

3) испытание СССР атомного оружия;

4) создание НАТО.

А.8. Советский ученый, создатель советской атомной бомбы:

3) СП. Королев;

А.9. Какие из перечисленных стран стали сателлитами (неравноправными союзниками) СССР к началу 1950-х гг.?

А) Венгрия Б) Турция В) Греция Г) Австрия Д) Польша Е) ГДР

Укажите верный ответ.

1) АБД 2) АВД 3) АДЕ 4) ВГЕ

А.10. Одна из причин быстрого восстановления промышленности СССР в послевоенный период:

1) повышенное внимание к производству потребительских товаров;

2) получение от Германии репараций и передовых технологий;

3) использование рыночных механизмов регулирования;

4) получение кредитов западных государств.

А.11. Какое из перечисленных событий произошло в СССР раньше всех других?

1) принятие партийного постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград»;

2) испытание ядерной бомбы;

3) отставка со всех руководящих постов;

4) возникновение движения диссидентов.

В.1. Расположите в хронологической последовательности события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу .

А) Переименование ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза;

Б) Аресты по «Ленинградскому делу»;

В) Принят четвертый пятилетний план;

Г) Испытание ядерной бомбы.

В.2.Установите соответствие между странами и характеристикой их положения в начале 1950-х гг. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СТРАНЫ

А) Румыния

Б) Финляндия

В) Югославия

Г) Италия

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) копирование советского опыта при остром конфликте с СССР;

2) внешнеполитическая зависимость от США при сохранении демократии и рынка;

3) зависимое от СССР государство, копирующее советское устройство;

4) ликвидация национального суверенитета, превращение государства в колонию СССР;

5) внешнеполитическая зависимость от СССР при сохранении демократии и рынка.

В.3. Прочтите отрывок из воспоминаний С. Берии и укажите, какой вид вооружений впервые был испытан во время описываемых событий.

«...В августе 1949 г. я сам присутствовал при взрыве... так что обо всем знаю не понаслышке... Сообщение ушло в Москву прямо... с полигона, а несколько позднее Сталин попросил отца пригласить к нему и его ближайших помощников... Все получили колоссальное материальное вознаграждение... И это, заметьте, в условиях всеобщей послевоенной бедности».

В.4. Прочтите отрывок из постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «Об антипартийных действиях члена ЦК ВКП(б) т. т. и » и укажите, с каким политическим процессом связан этот документ.

«Политбюро ЦК ВКП(б) считает, что отмеченные выше противогосударственные действия явились следствием того, что у т. т. Кузнецова, Вознесенского, Родионова, Попкова имеется нездоровый, небольшевистский уклон, выражающийся в демагогическом заигрывании с... организацией, охаивание ЦК ВКП(б), который якобы не помогает ей...».

Ответ: ________________________.

В.5. Прочтите отрывок из книги и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

«Постоянная «тайна» (его) воздействия на общественное сознание заключалась в поддержании непрерывного напряжения в обществе. Обстановка потенциально возможной «гражданской войны», а точнее, конкретной борьбы с «врагами народа », «шпионами», «маловерами», «космополитами», «перерожденцами», «вредителями» создавала атмосферу, где его указания и призывы к бдительности народа падали на благодатную почву».

Ответ: ________________________.

Текст к заданиям С.1. – С.3.

Прочтите фрагменты Постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» и ответьте на вопросы.

«... изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами». «…..является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, – "искусства для искусства", не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе... Советский строй не может терпеть воспитания молодежи в духе безразличия к советской политике, в духе наплевизма и безыдейности...».

С.3. Какова цель мер, проводимых партийным руководством в области культуры послевоенной поры?

Ответы Контрольная работа

1) 1945г. 2) 1946г. 3) 1947г.

2. Какая сфера народного хозяйства развивалась в СССР в первые годы после
окончания Великой Отечественной войны наиболее быстрыми темпами?
1) сельское хозяйство 2) легкая промышленность 3) тяжелая промышленность
3. Возмещение военных потерь и убытков, получаемое СССР от Германии в
послевоенные годы, называлось
1) репарациями 2) репатриацией 3) реабилитацией
4. Кто из руководителей государства возглавлял Госплан СССР?
1) В.М. Молотов 2) Н.А. Вознесенский 3) А.А. Жданов
5. Возвращение на родину военнопленных, беженцев, эмигрантов -
1) эвакуация 2) демобилизация 3) репатриация
6. В каком году была отменена карточная система распределения продуктов?
1) 1947г. 2)1948г. 3) 1949г.
7. Кто из руководителей государства возглавлял проект создания ядерного оружия в
СССР?
1) Г.К. Жуков 2) Л.П. Берия 3) Г.М. Маленков
8. Что объединяет даты 1949г. и 1953г?
1) проведение экономических реформ в промышленности
2) локальные конфликты в Южной Корее
3) первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной
9. Кто из названных писателей и поэтов подвергся критике «за безыдейность» в
Постановлении ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» в 1946г?
1) М. Зощенко, А. Ахматова
2) М. Шолохов, А. Твардовский
3) А. Фадеев, К. Симонов
10. Какое событие из перечисленных произошло позже других?
1) «шахтинское дело» 2) «дело врачей» 3) «ленинградское дело»

1. Главой советского правительства после смерти И.В. Сталина стал
1) Л. П. Берия 2) Г.М. Маленков 3) Н.С. Хрущев
2. Какой из указанных периодов получил название «оттепель»?

1) 1945-1952гг 2) 1953-1964гг. 3) 1964-1985гг.
3. Появление понятия «дестабилизация» связано с периодом, когда руководителем
СССР был
1) Н.С. Хрущев 2) Л.И. Брежнев 3) Ю.В. Андропов
4. Полное восстановление в гражданских правах, восстановление доброго имени и
репутации невинно осужденных и пострадавших в результате массовых репрессий
людей
1) десталинизация 2) демократизация 3) реабилитация
5. Когда состоялся XX съезд КПСС?
1) 1952г. 2) 1956г. 3) 1964г.
6. На XX съезде КПСС был
1) разоблачен культ личности И.В. Сталина
2) принята новая программа партии
3) отстранен от должности Первого Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущев
7. Попытка отстранить Хрущева от власти была принята
1) в 1955г. 2) летом 1957г. 3) март 1958г.
8. Принятие решения об освобождении целинных и залежных земель в Казахстане и
Сибири
1) 1954г. 2) 1955г. 3) 1956г.
9. Прочтите отрывок из секретной справки ГУЛАГа и укажите годы, о которых идет
речь в отрывке
«За год убыло из лагерей и колоний 1610616 заключенных… Снижение
численности заключенных… объясняется освобождением заключенных по указам
Президиума Верховного Совета СССР об амнистии, досрочном и условно досрочном
освобождении...»
1) 1942-1943гг. 2) 1953-1964гг. 3) 1964-1965гг.
10. Понятие «реабилитация» впервые вошло в жизнь советского общества
1) во II пол. 1940-х гг. 2) в сер. 1950-х гг. 3) в к. 1960-х гг


1. Речь какого политического деятеля считается точной отсчета Холодной войны?

1. И.В. Сталин

2. У. Черчилль

3. Ф. Рузвельт

4. Н. Хрущев


2. Кем бы Уинстон Черчилль?

1. Министр Великобритании

2. Премьер-министр Великобритании

3. Президент США

4. Секретарь КПСС


3.Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?

1. проведение экономических реформ в промышленности

2. проведение полетов в космос на пилотируемых кораблях

3. первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы

4 ввод советских войск в другие страны


4. Какое событие произошло раньше остальных:

1. Потсдамская конференция

2. испытание СССР первой ядерной бомбы

3. создание министерств вместо наркоматов

4. Создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)


5. Какой город во время Холодной войны был разделен на 2 части?

1. Москва

2. Нью-Йорк

3. Берлин

4. Вашингтон


6. «Железный занавес» -это:

  • стена, отделявшая Восточный Берлин от Западного
  • пограничная система стран социализма
  • раскол мира на два враждебных лагеря
  • трудности обмена со странами «третьего мира»

7. В 1945 году ядерное оружие было только у:

  • СССР
  • Германии

4. Японии


8. Теория мирного сосуществования принадлежит...

  • Н.С. Хрущеву
  • Л. И. Брежневу
  • И. В. Сталину
  • М.С Горбачеву

9. В результате Карибского кризиса произошло разоружение баллистических ракет со стран...

  • Кубы и Европы
  • Африки и Азии
  • Австралии и Индонезии
  • Южной Америки и Африки

10. Первое «неофициальное» военное столкновение СССР и США в эпоху «холодной войны» произошло в:

  • Берлине
  • Вьетнаме
  • Корее
  • Кубе

11. Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей, с деятельностью которых они связаны.

К каждой позиции первого столбца(буквы) подберите соответствующую позицию второго (цифры) и запишите получившуюся комбинацию цифр

СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ

А) разрыв отношений с Югославией Б) Карибский кризис В) ввод советских войск в Афганистан Г) прекращение гонки вооружений

РУКОВОДИТЕЛИ

1.М.С. Горбачев 2.Л.И. Брежнев 3.И.В. Сталин 4.Н.С. Хрущев 5.Б.Н. Ельцин


12. В какие годы была «поставлена» Берлинская стена и разразился Карибский кризис

1. 1961,1962.

2. 1957, 1964

3.1955, 1960

4. 1964, 1965.


13. Какой ряд дат связан с созданием международных организаций социалистических стран во главе с СССР?

1) 1946 г., 1960 г.

2) 1949 г., 1955 г.

3) 1953 г., 1965 г.

4) 1961 г., 1967 г.



15. Какое событие объединяет этих людей:

Джон Кеннеди, Фидель Кастро, Н.С. Хрущев?


16. О ком идет речь?

Российский физик, академик, один из создателей водородной бомбы в СССР. Общественный деятель, лидер правозащитного движения. Предупреждал о таких угрозах человечеству, как ядерная война, голод, экологическая и демографическая катастрофы, дегуманизация общества, расизм, национализм и террористические режимы. В 1980 г. лишен всех государственных наград, находился в ссылке до 1986 г. Лауреат Нобелевской премии мира.


17. Когда был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?

  • 1975 г
  • 1979 г
  • 1982 г.
  • 1991 г.

18. В чем выразилась новая расстановка сил в мире после окончания Второй мировой войны?

1. Германия по-прежнему представляла опасность миру;

2. произошло перемещение политического, военного и экономического центра из Европы в США;

3. Европа сохраняла свое лидирующее положение в мире.


19. Какие государства первоначально входили в блок НАТО?

  • Франция
  • Канада
  • Польша
  • Албания
  • Англия
  • Швеция
  • Норвегия.

Вопрос №20

  • Сравните внешнюю политику СССР в 1945-1953 и в 1953-1964 г.г. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
  • Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

11. 3421

14. Холодная война

15. Карибский

16. Сахаров

Ссср в 1945-1953 гг. Даты: 1946, 1949, 1952 Термины: «План Маршалла» - страница №1/1

СССР в 1945-1953 гг.

Даты: 1946, 1949, 1952

Термины: «План Маршалла», «Холодная война»

1. Восстановление экономики

Демографические потери: официальные данные: людские потери СССР: 8,6 млн. военнослужащих убитыми, и 4,4 млн. попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население) - 26,6 млн. человек

Людские потери Германии – 4,046 млн. военнослужащих погибшими, умершими от ран, пропавшими без вести

Имущественные потери: разрушено 1710 городов и посёлков городского типа и более 70 тыс. сёл и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий, 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов. Материальный ущерб - около 30% национального богатства Советского Союза, а в районах, подвергшихся оккупации,- около двух третей. В целом материальные потери оцениваются в 2 трлн. 600 млрд. рублей

Национальное богатство Англии уменьшилось на 0,8 процента, Франции - на 1,5 процента, а США материальных потерь избежали

Экономические дискуссии 1945-1946 гг.: Предложения председателя Госплана Н. Вознесенского: ослабление давления государства на производителя, разрешение кустарного производства, НЭП – как образец

Предложение И. Сталина: сверхцентрализация экономики

Восстановление экономики: прогнозы – 25 лет, реальность – 5

Снятие ограничений для рабочих: 8-часовой рабочий день, выходные, отпуск, отмена принудительных сверхурочных работ, 1947 – денежная реформа, отмена карточной системы, новые цены: цены на продовольствие выросли от 2 (мясо) до 3 раз (сахар, сливочное масло)

Сохранение системы госзайма (облигации) – принудительное изъятие денежных средств у населения

Внедрение изобретений на предприятиях ВПК

Сельское хозяйство

1946 – сильная засуха. Покупка государством продуктов у колхозов: Молоко – 20%; зерно – 10%; мясо – 5% от себестоимости, насильственное сокращение приусадебных участков. Налоги на крестьян: обязательная сдача мяса, шкур, шерсти, масла, яиц, денег

Социальное положение – беспаспортные, отсутствие социальных гарантий, пенсий, зарплат, сохранение системы трудодней

Уничтожение частной собственности в с\х, запрещение рыночной торговли

2. Курс на закручивание гаек

1952 – издание работы И. Сталина «Экономические проблемы социализма»: вопрос о распаде единого мирового рынка и углублении кризиса мировой капиталистической системы, неизбежность войн между капиталистическими странами, основные экономические законы современного капитализма и социализма: «Потребности обгоняют производство»

Преимущественное развитие тяжмаша, в ущерб развитию лёгкой и пищевой промышленности

Новый виток репрессий: из фашистских лагерей в советские: пленные и угнанные в Германию, ссылка народов в Сибирь и Казахстан: литовцы, эстонцы, латвийцы, чеченцы, калмыки, турки-месхетинцы, крымские татары и др. Восстановление «железного занавеса»

Восстания заключённых в лагерях: Печора (1948), Салехард (1950), Кингир (1952), Экибастуз (1952), Норильск (1953), Воркута (1953)

1946 – начало наступления на культуру, выступление А. Жданова с критикой творчества А. Ахматовой и М. Зощенко. Постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»: один закрыть, в другом – сменить редакцию

15 марта 1947 - Указ Президиума Верховного Совета СССР «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами»: забота о советских женщинах, которые «В непривычных условиях за границей чувствуют себя плохо и подвергаются дискриминации».

1948 – начало борьбы с космополитизмом (официальный антисемитизм)

Научные дискуссии:

Дискуссии историков, философов, экономистов, кибернетиков, биологов, физиков: кибернетика – буржуазная наука.

Генетика: академик Д. Лысенко против «мухолюбов»-генетиков, объявление генетики буржуазной наукой

Дискуссия о языкознании: государство не отмирает (К. Маркс), оно усиливается (И. Сталин)

3. План Маршалла. Начало «Холодной войны»

Условия предоставления помощи

Отказ от национализации промышленности

Свобода предпринимательства

Снижение таможенных тарифов

Ограничение торговли с соцстранами

Предоставление территории для размещения военных баз

Размер помощи – 13 млрд. долларов, Великобритания – 3,297 млрд., Франция – 2,296 млрд., другие страны – значительно меньше (Португалия – 0,07 млрд.)

1946 - Речь У. Черчилля в Фултоне:

Основные положения речи:

«Железный занавес» отделил Восточную Европу от европейской цивилизации;

Опасность складывающейся ситуации в Европе для судеб западной демократии;

Стремление советского руководства к неограниченной экспансии;

Необходимость объединения усилий Великобритании и США для того, чтобы показать «силу русским».

Доктрина Г. Трумэна

Право США вмешиваться во внутренние дела стран, «народы которых сопротивляются попыткам захвата власти вооружённым меньшинством»;

Подержание начинающегося соперничества СССР и США – конфликт демократии и тоталитаризма.

1949 – создание NATO (Североатлантический блок)

1949 – раздел Германии на Федеративную республику Германия (ФРГ, зоны оккупации США, Великобритании, Франции) и Германскую демократическую республику (ГДР, советская зона оккупации)

4. Итоги международного развития

Формирование военно-политических блоков вокруг сверхдержав, раскол мира на две противоположные системы

Усиление милитаризма. Высокая роль военно-промышленного комплекса

Формирование «образа врага» в средствах массовой информации

Тест:

А) Начало и окончание «холодной войны»

Б) Образование NATO и ОВД

В) Начало и окончание Корейской войны

Г) Создание ЕЭС и СЭВ

А) В. Ленин

Б) Л. Троцкий

В) С. Киров

Г) И. Сталин

3. Принудительное изъятие денежных средств у населения государством называется:

А) Госзайм

Б) Трудодень

В) Конфискация

Г) Продналог

4. Тезис «Потребности обгоняют производство» был высказан И. Сталины в его работе:

А) «Головокружение от успехов»

Б) «Марксизм и вопросы языкознания»

В) «Экономические проблемы социализма»

Г) «Письмо Ленину»

5. О каком слое населения СССР идёт речь:

Получал в 4 раза меньше, чем рабочий и служащий;

Платил натуральный налог с подсобного хозяйства

Не имел пенсии, паспорта

А) Пролетариат

Б) Буржуазия

В) Крестьянство

Г) Интеллигенция

Ответы:
2) Г

Вариант 3

(ответы в конце теста)

А1. К какому веку относится княжение Ивана III, государя всея Руси?

1) XIII в. 2) XIV в. 3) XV в. 4) XVII в.

А2. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?

1) Дмитрий Донской 3) Святослав Игоревич

2) Александр Невский 4) Иван Калита

А3. Как назывался в Древней Руси налог в пользу церкви?

1) полюдье 2) десятина 3) выкуп 4) оброк

А4. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной рады в 50-60-е гг. XVI в.?

1) введение рекрутчины

2) создание полков «иноземного строя»

3) введение всеобщей воинской повинности

4) создание стрелецкого войска

А5. Кого в период Смуты (начало XVII в.) называли «тушинским вором»?

1) Лжедмитрия II

2) Василия Шуйского

3) Ивана Болотникова

4) Ивана Заруцкого

А6. Требование решать все важнейшие государственные дела при участии членов Верховного тайного совета содержалось в

1) Соборном уложении

2) кондициях

3) Табели о рангах

4) Духовном регламенте

А7. Итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.) было то, что

1) Россия получила Левобережную Украину и Киев

2) Россия получила выход к Балтийскому морю

3) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины

4) Речь Посполитая вернула России Новгород

А8. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как называлась летопись, о которой говорится в документе.

«Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и культурной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью… К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи».

1) «Апостол» 3) «Изборник»

2) «Русская Правда» 4) «Повесть временных лет»

А9. Какое из названных событий произошло позже остальных?

1) основание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

2) строительство Транссибирской железной дороги

3) основание Печатного двора в Москве

4) строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом

А10. А.И.Желябов, С.Л.Перовская, В.Н.Фигнер возглавляли

1) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

2) организацию «Народная воля»

3) общество петрашевцев

4) Южное общество декабристов

А11. Какой орган исполнительной власти, созданный в годы правления Николая I, осуществлял организацию политического сыска и следствия, выполнял функции цензуры?

1) Тайная экспедиция

2) Правительственный сенат

3) приказ Тайных дел

4) III отделение императорской канцелярии

А12. Понятие «крестьянский вопрос» в 1890-х годах включало, в частности, положение о необходимости

1) ограничения размеров оброка

2) отмены личной зависимости крестьян от помещиков

3) перевода крестьян на месячину

4) ликвидации малоземелья крестьян

А13. Идеи французских и русских просветителей конца XVIII века, знакомство с Европой во время Заграничного похода русской армии в 1813-1814 гг. оказали непосредственное влияние на идейное становление

2) народников 4) социал-демократов

А14. Прочтите отрывок из письма Н.М.Карамзина и укажите, как назывались крестьяне, о которых идет речь.

«Пишешь ты ко мне, бурмистр <управляющий>, что хотя и приказал я женить крестьянского сына Романа Осипова на дочери… Архипа Игнатьева, но миром крестьяне того не приказали: кто же из вас смеет противиться господским приказаниям..? На сей раз <прощаю>, но снова приказываю вам непременно женить упомянутого Романа на дочери Архиповой и не отдавать его в рекруты. А если вперед осмелится мир не исполнить в точности моих предписаний, то я не оставлю сего без наказания. Всякие господские повеления должны быть святы для вас: я вам отец и судья. Мое дело знать, что справедливо и для вас полезно».

1) государственные 3) крепостные

2) удельные 4) посессионные

А15. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?

1) созыв Учредительного собрания

2) третьеиюньский переворот

3) смерть П.А.Столыпина

4) заключение Портсмутского мира с Японией

А16. Как называется характерная для НЭПа форма привлечения иностранного капитала в экономику СССР, при которой иностранные предприниматели получали право на эксплуатацию хозяйственных объектов СССР?

1) акционирование 3) синдицирование

2) приватизация 4) концессия

А17. Приоритетным направлением внешней политики большевиков в 1918-1921 годах было

1) установление дипломатических отношений с ведущими странами Запада

2) тесное сотрудничество с коммунистами других стран с целью осуществления мировой революции

3) поддержка пацифистских лозунгов и сотрудничество с Лигой Наций для предотвращения новой войны

4) сотрудничество с США с целью противодействия японской экспансии на Дальнем Востоке

А18. Одна из причин принятия решения о коллективизации сельского хозяйства заключалась в стремлении советского руководства

2) заменить продразверстку продналогом

3) отказаться от принудительных методов управления сельским хозяйством

4) найти средства для финансирования индустриализации

А19. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.

«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».

1) С.И.Мамонтов 3) С.П.Дягилев

2) С.В.Рахманинов 4) Ф.И.Шаляпин

А20. В каком ряду названы герои, совершившие выдающиеся подвиги в годы Великой Отечественной войны?

1) В.И.Чапаев, С.М.Буденный

2) А.П.Маресьев, А.М.Матросов

3) Д.В.Давыдов, В.Кожина

4) А.Г.Стаханов, П.Н.Ангелина

А21. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.

«Итогом оборонительного сражения следует, на мой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее Прохоровки… Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля».

1) битве на Орловско-Курской дуге

2) форсировании Днепра

3) битве за Москву

4) Сталинградской битве

А22. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?

1) проведение экономических реформ в промышленности

2) проведение полетов в космос на пилотируемых кораблях

3) ввод советских войск в другие страны

4) первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы

А23. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой был подписан, когда руководителем СССР был

1) И.В.Сталин

2) Н.С.Хрущев

3) Л.И.Брежнев

4) М.С.Горбачев

А24. Что из названного свидетельствует о трудностях в проведении перестройки в СССР?

1) принятие решения о децентрализации управления промышленностью

2) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности

3) освоение целинных и залежных земель

4) проведение шахтерских забастовок в Кузбассе и других регионах СССР

А25. Одна из основных причин перехода СССР и США к политике разрядки в 1970-е годы состояла в

1) укреплении экономики СССР в результате реформ А.Н.Косыгина

2) достижении СССР военно-стратегического паритета с США

3) упрочении отношений между СССР и Китаем

4) испытании в СССР первой водородной бомбы

А26. Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А.И.Алексеева и укажите, в каком году происходили описываемые события.

«…Никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущева, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран».

1) 1954 г. 3) 1975 г.

2) 1962 г. 4) 1985 г.

А27. Что стало характерной чертой развития экономики России в 1990-е годы?

1) преимущественное развитие тяжелой промышленности

2) усиление военно-промышленного комплекса

3) развитие различных форм собственности

4) финансовая поддержка государственных предприятий

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) стояние на реке Угре

Б) Куликовская битва

В) Ледовое побоище

Г) Полтавская битва

В2. Какие три из названных имен связаны с событиями церковного раскола в России XVII в.?

1) Филарет

2) Аввакум

4) Иосиф Волоцкий

5) царь Алексей Михайлович

6) царь Федор Иоаннович

В3. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца соответствую позицию второго.

В4. Прочтите отрывок из историка В.О.Ключевского и назовите российского государя, к которому относится эта характеристика.

«Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе.

Бросив кремлевские хоромы, он вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нем во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским; недаром он сравнивал себя с этим королем и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При нем не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обычная прислуга царя состояла из 10-12 молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, называвшихся денщиками».

В5. Расположите следующие явления в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены явления, в правильной последовательности.

А) возникновение первых мануфактур

Б) отмена крепостного права

В) начало промышленного переворота в России

Г) возникновение первых монополистических объединений

В6. Какие три из перечисленных ниже событий относятся ко второй половине XIX в.?

1) открытие первого профессионального театра в Ярославле

2) основание Московского художественного общедоступного театра (МХТ)

3) основание Московского университета

4) учреждение Товарищества передвижных художественных выставок

5) открытие Высших женских курсов

6) основание Царскосельского лицея

В7. Установите соответствие между именами российских императоров XIX – XX вв. и событиями внешней политики.

В8. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название представителей общественной мысли, о которых идет речь.

«Составляющей… единения <представителей общественной мысли> была… теснейшая привязанность к Москве и Московскому университету, с которым были связаны почти все виднейшие <представители этого направления>. Хомяков был кандидатом университета, братья Киреевские брали уроки у университетских профессоров, курс «студентства» в разные годы прошли К.Аксаков, А.Кошелев, Ю.Самарин, В.Валуев…»

В9. Какие три из перечисленных названий относятся к политическим партиям начала XX века?

2) нечаевцы

3) народовольцы

4) петрашевцы

В10. Установите соответствие между датами и событиями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

В11. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«Он многое задумывал осуществить. «Дайте только 20 спокойных лет – и вы не узнаете России,- говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 г. он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унес с собой большинство своих планов и начинаний».

В12. Какие три из перечисленных черт характеризовали внешнюю политику СССР в 1945 – 1953 гг.?

1) нормализация отношений со странами Запада

2) усиление влияния в странах Восточной Европы

3) разрыв отношений с Югославией

4) достижение военно-стратегического паритета с США

5) расхождение интересов с союзниками по борьбе с фашизмом

6) проведение политики разрядки международной напряженности

В13. Установите соответствие между событиями в истории СССР и годами, в которые они происходили.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

В14. Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 года и напишите его фамилию.

«В силу сложившейся ситуации… прекращаю свою деятельность… Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни…».

В15. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) принятие Конституции «развитого социализма»

Б) первые выборы в Государственную Думу РФ

В) подписание Беловежских соглашений

Г) избрание М.С.Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из писем участник событий.

«С каждым часом делается все труднее и труднее… видеть ежеминутно перед собою страдания людей… Но досаднее всего это то, что на каждый наш выстрел <неприятели> отвечают десятью. Наши заводы не успевают делать такого количества снарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести хоть небольшой вред неприятелю; и кроме того, подвоз на телегах гораздо неудобнее, чем подвоз на пароходах, на которых неприятель доставляет все, что только ему нужно… Ни в одну войну не пролито столько крови, сколько в эту… Досадно видеть, что противники наши обладают такими средствами, какими мы – не в состоянии… Грустно было оставлять Севастополь, так долго нами защищаемый…».

Из воспоминаний участника обороны Севастополя.

«Горько было на сердце, когда я, сотворив крестное знамение, снова ступил на эту землю, политую кровью моих друзей и собратий… Приведением казался мне Малахов курган… Давно ли здесь распоряжались Нахимов, Истомин, Хрулёв?.. Давно ли здесь повсюду видны были русские шинели, звучала родная речь?.. Никто из нас и подумать не мог, что будут здесь и другие властители, и сами явимся здесь гостями…».

С1. Укажите название и даты начала и завершения войны, о событиях которой идет речь.

С2. Назовите не менее трех причин поражения России в названной войне. Для ответа используйте отрывки из писем и знания по истории.

С3. Какое чувство испытывали защитники Севастополя, вынужденные оставить город? Чем, по мнению авторов писем и воспоминаний, объясняется это чувство?

С4.

В 1722 году Петр I издал «Указ о наследовании престола», давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению.

Что побудило Петра I изменить порядок престолонаследия? Укажите не менее двух причин.

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После смерти Петра I канцлер Г.И.Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений.

С7. Сравните положение русских дворян в последние годы царствования Николая I и в последние годы царствования Александра II.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

№ вопросов

Ответы

№ вопросов

Ответы

ПетрПервый

славянофилы

Столыпин

Горбачев

№ вопроса

Ответы

Крымская война

Дата начала войны: 1853 г.

Дата окончания войны: 1856 г.

1) нехватка вооружений

2) недостаточность снарядов

3) устарелое вооружение

4) просчеты главнокомандующих

5) неразвитость средств сообщения

Горечь, досада, грусть.

1) защитники города оставляли родной город;

2) они оставляли город, несмотря на колоссальные жертвы

3) поражение всегда трудно пережить по-человечески

Причины принятия Указа :

1) конфликт между Петром I и его сыном Алексеем

2) сторонники Алексея стали ядром оппозиции Петру I

3) царевич Алексей встал во главе заговора против царя

4) на Алексея делали ставку европейские противники царя

Последствия принятия Указа :

1) ослабление правящей династии

2) усиление борьбы за власть между придворными группировками

3) дворцовые перевороты

Причины споров :

1) Петр I не успел назначить наследника престола в соответствии со своим Указом о престолонаследии;

2) придворные группировки не могли прийти к единому мнению о том, кому быть царем – в результате между ними вспыхнули серьезные разногласия

Вопрос решился в пользу Екатерины .

1) на стороне Екатерины были ближайшие соратники Петра I

2) в решающий момент Екатерину, по указанию Меншикова, поддержала гвардия.

Общие характеристики:

1) привилегированное сословное положение дворян

2) существование потомственного и личного дворянства

3) сохранение помещичьего землевладения

4) лишение дворянского звания по суду (по воле царя)

5) дворяне не подлежали телесным наказаниям

Различия :