Нравственные ценности в поэме мцыри. 

Мцыри – это романтическое произведение, которое было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым после путешествия по Кавказу и считается одним из лучших произведений автора, а так же его относят к практически последнему образцу русской романтической поэзии.

Кто и как написал поэму Мцыри?

Поэму “Мцыри” известный русский поэт и прозаик Михаил Юрьевич Лермонтов задумал в те дни, когда путешествовал по Кавказу.

Вообще нужно отметить, что в произведениях Лермонтова очень часто сочетались гражданские, философские и личные мотивы. При этом в своих работах он часто вдохновлялся примерами того, что делал Байрон. Так называемый байронический герой – это персонаж высшего качества, мятежник, огненная натура, которую не могут сломить никакие обстоятельства. Вдохновлялся Байроном Лермонтов и в моменты, когда создавал Мцыри.

Напписана поэма была в 1839-ом году, а опубликована в 40-ом, в единственном прижизненном издании Лермонтова. Очевидцы говорят, что странствуя по Военно-Грузинской дороге он познакомился с монахом, который рассказал ему как ребенком был вывезен в монастырь, тосковал, совершал попытки побега и одна из них едва не привела его к смерти.

Так ли это было на самом деле – документированных свидетельств нет. Однако именно этот сюжет и лег в основу поэмы “Мцыри”.

Почему Мцыри – романтический герой?

Как я уже говорил, Лермонтов, вдохновленный байроновскими персонажами романтической эпохи наделял и своих главных героев похожими чертами: мятежничество, огненная натура, свобода духа, не подчиняемость обстоятельствам и судьбе.

Именно таким тщательно выписывает Михаил Юрьевич своего главного героя. Еще следует обратить на то, что повествование в поэме идет из первых уст – это один из основных приемов романтизма – форма исповеди. Рассказ становится одновременно эмоциональным и искренним.

Почему Мцыри бежал из монастыря?

Он попал в монастырь будучи еще маленьким – взят в плен русским генералом и помещен в монастырь. По натуре он бунтарь, не может забыть свою родину и отказаться от встречи с ней. Именно поэтому, несмотря на то, что монахи не желают ему зла, он раз за разом предпринимает попытку бежать.

Лермонтов не зря рисует сцену побега в грозовую ночь – противопоставляя буйство природы тихой жизни в келье. В этот момент все монахи молятся, опасаясь божьего гнева, а у бунтаря Мцыри это наоборот вызывает приступ желания воссоединиться с непокорной природой.

Почему погиб Мцыри?

Попытка побега была не очень удачной. Ему было даровано только несколько дней на воле, где Мцыри попадает в схватку с барсом.

Центральная сцена всего произведения. Мцыри – воин и дитя природы. Ему удается победить барса, но при этом он изранен и возвращен монахами в свою келью. С этого момента начинается настоящая трагедия героя.

Он осознает, что его никто не ждет, у него нет никаких родных и свобода которая так его манит – это на самом деле одиночество. Через несколько дней он умирает. Умирает несломленным со взглядом устремленным на свободу, даже при осознании, что он там совершенно один. В этом также проявляется некий романтизм.

Сколько лет Мцыри?

Судя по описанию, то главному герою должно быть где-то около 16-18 лет. Достаточно юный персонаж, для всех тех событий, которые были ему уготованы.

По ходу повествования сказано, что он был похищен будучи ребенком, это примерно шесть лет. У монахов при этом он находился около 10 лет. Получается 16-18 лет.

Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

В своей поэме «Мцыри» М. Лермонтов поднимает целый ряд вопросов, касающихся таких человеческих ценностей как добро и зло, гордость и убеждение. Повествование истории происходит от первого лица. Рассказ о юноше, который проводит несколько дней вдали от своего монастыря на свободе. Именно здесь он переосмысливает многое в своей жизни, а также пересматривает свое отношение к миру и к мирозданию.

В поэме также поднимается тема смирения. Она отражается в отказе от родных друзей, а также в отказе от своей Родины. В душе героя происходят постоянные сопоставления различных реальностей. С одной стороны это монастрыская жизнь или плен, как его называет сам герой, с другой стороны это жизнь на свободе – она полна тревог и битв.

В заключении хотелось бы сказать, что главным лейтмотивом всей поэмы является борьба за свою мечту, за цель, к которой герой движется всю свою жизнь. Смысл произведения Лермонтова «Мцыри» в том, чтобы прославить такие человеческие качества как силу воли и мужество. Именно эти качества человеческой души демонстрирует главный герой. При этом абсолютно не важно насколько трагическими могут быть последствия, как для самого героя, так и для ситуации в целом.

Вопрос читателям

Скорее всего вы попали на эту страницу, потому что вам задали какой-то вопрос из поэмы Мцыри по литературе. Нам удалось на него ответить? Может что-то осталось непонятным? Напишите нам в комментах о вашем впечатлении и если будет нужно мы обязательно подкорректируем статью.

Одной из вершин художественного наследия Михаила Юрьевича Лермонтова является поэма «Мцыри» - плод длительной и напряженной творческой работы. Поэт создал тревожный мир исканий, нерешённых вопросов и философских проблем, мир высоких и прекрасных чувств - любви, дружбы, тонких переживаний человеческой души. Замысел создания образа человека, рвущегося на волю из монастыря, возник у Лермонтова в 1830 году, но лишь в 1837 году замысел этот воплотился в жизнь.
Мцыри – одноименный герой поэмы, кавказский юноша, попавший к русским. Увезенный генералом, он заболел в пути и был отдан для излечения в монастырь. Нахождение там приходится ему не по душе. Убежав из монастыря, Мцыри надеется вернуться в родную стихию - в страну отцов, к самому себе, куда зовет «могучий дух», данный ему природой от рождения:

Я цель одну-
Прийти в родимую страну-
Имел в душе.

За годы одиночества Мцыри стало противно сытое существование в стенах монастыря, он ищет выход своим «пламенным страстям», которые подавляются им с детства. Только после побега из монастыря он осознал, что такое счастье:

О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил…

Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляются в битве с барсом:

И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей…

Мцыри побеждает барса, и это неудивительно: он подчиняет все вокруг достижению своей единственной цели. В эти дни герой жил, а не существовал, только эти дни он называет блаженными. Однако пребывание в монастыре сказалось на его духе. Вышло так, что герой стал неприспособленным к вольной жизни. Таким образом, Мцыри движется по кругу, не зная, где обрести настоящую свободу. Мы видим в герое борьбу противоречий: он победил барса, слился с Вселенной, но одновременно страшится стихийных сил.
Символическим выражением тщетности желания гармонии стало невольное возвращение к монастырю и услышанный звон колокола. Мцыри оказывается практически бессильным и - отказывается от борьбы. В итоге герой терпит поражение. Страдания и тревоги героя умирают вместе с ним. Желанная свобода не достигнута. Лирический герой Лермонтова не находит себе места в этом мире, он чужд ему в целом.

Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в «одну, но пламенную страсть» сливаются любовь к Отчизне и жажда воли. Желание Мцыри «узнать: для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы» обусловлено страстным порывом к свободе:

Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!

Стоит задуматься над этими словами. Дело в том, что Лермонтов пытается донести до нас мысль: человек неотделим от своей Родины, своих корней. Он может полностью реализовать свои возможности только там, где родился. Поэтому Мцыри так стремится к дому, к свободе - эти понятия для него означают одно и то же. Главный герой говорит:

…Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов…
…за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…

Не вина, а беда героя в том, что не суждено ему побывать на Родине, осуществить заветную мечту, взлелеянную «слезами и тоской». Он мог бы стать достойным сыном своего Отечества. Судьба не дала Мцыри испытать упоение битвой, однако по духу он – настоящий воин.

Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа и мощи вольнолюбивого патриотизма главного героя. Побежденный обстоятельствами, он духовно не сломлен, а его мужество и героизм являются укором трусливым и бездеятельным монахам - олицетворению общества, современного Лермонтову.

Мцыри не может жить в неволе, «пламень прожег свою тюрьму». Да, мечтам юноши не суждено было осуществиться, но сама попытка протеста была выражена. Это не оставило равнодушным никого: ни современников поэта, ни нас, читателей. Бунтарский дух героя привлекает своей целеустремленностью, ведь Мцыри мог прозябать в монастыре, смирившись со своей участью, но он не выбрал этот простой путь смирения. Попытка осуществить мечту вызывает восхищение.

Ценности, которые утверждает в своей поэме М.Ю.Лермонтов, – истинные, они вечны и актуальны во все времена. Поэтому это произведение вызывает сильные эмоции и в наши дни. Свобода духа, память предков, преданность Родине, протест против гнетущих обстоятельств, единение с природой, нравственная чистота и целеустремленность – вот те ценности, которыми должен руководствоваться не только идеальный герой, но и каждый из нас. К сожалению, таких людей, как Мцыри – очень мало, а подобные ему находят смерть, не достигнув великой цели. Но вызов обществу уже сделан!..


Тема 51. Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Начать рассуждение можно с композиции поэмы. Собственно говоря, благодаря экспозиции, читатель знает историю Мцыри ещё до того, как герой начнёт её рассказывать. Известно и то, что время разрушило монастырь - тюрьму Мцыри, и перед лицом вечности они как будто “уравнялись”. Однако монастырь ценен здесь не сам по себе, а только как “хранитель” истории юноши-монаха.

Эта история даётся в форме исповеди - от первого лица. Перед нами явное переосмысление жанра: вместо повествования монаха о грехах и покаянии - страстный рассказ юноши, о трёх днях, проведённых “на воле”.

Таким образом, внимание читателя сосредоточивается на главном - внутреннем мире героя. Б.Эйхенбаум в «Статьях о Лермонтове» писал, что в поэме «Мцыри» “выдвинута… проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную»”.

Особенным образом преломляется в поэме тема добра и зла. Именно монах спасает Мцыри от смерти, монастырь становится приютом слабого ребёнка, из-за войны лишённого родины. Но этот же монастырь - “тюрьма” для Мцыри. По мысли Ю.В. Манна, “злое существует только как насилие над волей, над естественным чувством родины. Узничество осуществляется лишь одним подчинением заведённому порядку вещей”. Это - образ защиты, близкий к образам покоя, сулящим отказ от борьбы за свои идеалы.

Неоднократно подчёркивается, что он умирает “гордо”: будучи мальчиком и будучи юношей. В гордости - протест и вызов, это чувство, чуждое во многом христианскому смирению. “Гордый взор” - то, что характеризует его отца в представлении Мцыри. В уже цитированной выше статье Ю.В. Манн отмечает, что Мцыри чужд желанию прощения, идеям христианского смирения, он не ропщет на Бога, но и не обращается к нему - в этом причина его одиночества. И происходит это потому, что “желанный, родной Мцыри край - вне видимого наличного круга явлений… в «Божьем мире», где всё на своём месте, Мцыри оказался лишним звеном”.

Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. “И я как жил в стране чужой, // Умру рабом и сиротой” - невозможность оказаться на Родине в тесной связи с невозможностью победить обстоятельства (отсюда, видимо, слово “раб”) и отсутствием родной души. Ради этой Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Она зовёт и манит его. “Душой дитя” - “судьбой монах” - важнейшая антитеза: естественность, внутреннюю свободу невозможно совместить с “остановившейся”, упорядоченной жизнью монастыря. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя - он должен или “принять монашеский обет”, или, “глотнув свободы”, умереть. Эти две жизни, две возможности непримиримы, и выбор обусловлен внутренними устремлениями героя - “пламенной страстью”, живущей в нём.

С монастырём связана тема смирения - отказ от отчизны, родных, друзей (“я никому не мог сказать // Священных слов «отец» и «мать». // Конечно, ты хотел, старик, // Чтоб я в обители отвык // От этих сладостных имён”). Мцыри не приемлет смирения, потому и “не молит о прощении”.

“Жизнь, полную тревог” противопоставляет Мцыри “жизни в плену”, “чудный мир тревог и битв” - “душным кельям и молитвам”. Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести “родную душу” становится единственной возможностью для существования.

Путь Мцыри - не только путь на Родину, но и жизненный путь, не случайно некоторые исследователи проводят параллели с «Божественной комедией» Данте. И нравственный выбор Мцыри лежит в стороне от пути, выбранного для него жизнью, от пути, намеченного появлением прекрасной грузинки, от манящего пути из песни рыбки. Это однажды избранный жизненный путь, вскормленный “слезами и тоской”, признанный “пред небом и землёй”, верность которому закреплена клятвой.

Дни, проведённые на свободе, - жизнь в её истинном, единственно возможном для Мцыри значении - средоточие радости, опасной и борьбы.

Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Речь в данном случае идёт о реальной, земной красоте природы, а не о существующем лишь в воображении идеале. Мцыри прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным противником. И дух самого Мцыри непоколебим, несмотря на физический недуг.

Важно и то, что красота земли напрямую связана для него с идеей свободы - не случайно цель его - “Узнать, прекрасна ли земля; // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы”.

Смерть для Мцыри - прекращение страданий, но и отказ от жизни во всей её полноте. Он не надеется на встречу с Родиной “за гробом”, и потому ему важно в последний раз увидеть край своей мечты, ощутить его дуновение.

По мнению Д.Е. Максимова, “смысл поэмы в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели”.

"Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека (Михаила Юрьевича Лермонтова) - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, волей и проницательным, беспощадным умом", - говорил И. А. Андронников. Эта краткая, но очень емкая характеристика поэта раскрывает тайну личности Михаила Юрьевича Лермонтова, поражавшей всех монолитной противоречивостью натуры и характерными особенностями художественного метода.

Несомненно, Лермонтов - поэт-романтик. Им написано в ранний период творчества около тридцати поэм. Наиболее известными являются "Боярин Орша", "Сашка". "Демон", "Сказка для детей", "Тамбовская казначейша" и "Мцыри".

Основной особенностью романтической поэмы "Мцыри" является изображение героя с необычной судьбой, отражающего какие-то грани духовного мира самого автора. Мцыри - мальчик-горец, в возрасте шести лет он попал в плен к русским и до юности прожил в монастыре. Лермонтов утверждает через образ Мцыри такие нравственные ценности, как свободолюбие, любовь к Родине, народным обычаям. И это близко и дорого самому поэту, что проявляется даже в том, что язык исповеди Мцыри не отличается от языка стихов автора.

"Смысл поэмы Лермонтова заключается не в рассказе о достижениях героя - их не было, - и не в призыве отказаться от бесплодной борьбы, - наступательный пафос поэмы несовместим с фаталистической покорностью, - а в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели", - писал критик Д. Е. Максимов, выделяя те нравственные ценности, которые утверждаются в поэме "Мцыри".

Лаконичен сюжет поэмы и не вполне обычна ее композиция. Поэма состоит из двадцати шести глав. В первых трех главах рассказывается о многих годах жизни Мцыри в монастыре. А одиннадцать глав поэмы рассказывают о "трех блаженных днях", проведенных им на воле. Причем Лермонтов не описывает обыденную жизнь героя. Автора интересуют только важнейшие и притом самые сильные моменты трех дней, прожитых Мцыри на воле: бегство из монастыря, борьба с барсом, предсмертный бред у ворот монастыря… И это повествование после краткого вступления переходит в монолог героя. Характерно внимание автора к психологии Мцыри. Поэт пытается "рассказать душу" своих героев, что и делает в поэме, используя форму исповеди:

Ты слушать исповедь моюПришел сюда. Благодарю…

Несмотря на препятствия, стоящие перед Мцыри, юноша борется до последних сил. Гибель героя неизбежна, тем не менее поэма не порождает уныния, а вызывает стремление к деятельности, призывает к борьбе как нравственной ценности. В этом новаторство поэта, который ввел в романтическую поэму героя, отмеченного печатью "сердца вольного" и пламенными страстями:

Я знал одной лишь думы власть,Одну, но пламенную страсть.

Эта страсть "сожгла" душу Мцыри. Она родила желание прижаться "пылающей" грудью к родной груди. Такое сердце "вдруг зажглося жаждою борьбы".

Даже художественные средства поэмы подчинены утверждению тех нравственных ценностей, которые дороги М. Ю. Лермонтову и носителем которых является юноша Мцыри. К примеру, М. Ю. Лермонтов, широко использует в поэме мужские рифмы. В. Г. Белинский писал: "Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют… с несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы". Любовь к Отечеству, земле отцов, желание общей жизни с родным народом, жажда борьбы, преодоление непреодолимого во имя поставленной цели - таковы нравственные ценности, утверждаемые поэмой М. Ю. Лермонтова "Мцыри", поставившие ее в ряд высших достижений романтизма в русской и мировой литературе.