Образование новых слов при помощи суффиксов. Образуйте от данных имён существительных новые слова с помощью суффиксов еньк группа - задание «Суффикс – волшебник»

Логопедическое занятие по теме: Образование слов при помощи суффиксов.

Цель занятия: развивать у учащихся навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также суффиксов, с помощью которых можно образовывать названия лиц по роду деятельности.

Задачи:

  • познакомить учащихся со значениями суффиксов -ок-, -ик-, -чик-, -оньк-, -очк-, -еньк-, - щик-, -ер- (-ор-), -арь-, -ист-, -тель-;
  • отработать умения детей подбирать родственные слова, выделять корень и суффикс в словах;
  • активизировать и обогащать словарь на базе лексической темы «Профессии»;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать языковой анализ и синтез;
  • развивать связную устную речь;
  • воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;
  • воспитывать уверенность в своих силах;

Оборудование: электронная презентация (Приложение 1 ), карточки с заданиями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Активизация знаний по пройденному материалу

Найди силуэт зонта. (Слайд 2: картинка зонта и пять силуэтов зонтов)

– Посмотрите на доску. Что вы видите?
– Что такое силуэт?
– Найдите силуэт нашего зонта. На каком месте он находится?
(Переворачиваем зонт и силуэты. На их обороте написаны слова. На зонте – слово «вода», на силуэтах – слова «водичка, водяной, водный, водитель, водящий»).
– Запишите в тетрадь слова, родственные слову «вода». Выделите корень и суффикс.

Повторение и закрепление пройденного материала

– Почему остальные слова не являются родственными этому слову?
– А какие же слова называются родственными?
– Что такое корень слова?
– Может ли быть слово без корня?
– О какой части слова мы говорили с вами еще? Что такое суффикс? Для чего служит нам суффикс?

3. Сообщение темы занятия

– Сегодня мы продолжаем с вами работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.

4. Работа с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение

Игра «Отгадай слово». (Слайд 3)

– Назовите слово с таким же корнем, как в слове лесной и с таким же суффиксом, как в слове «грибок».

Лесной + грибок = лесок.
Домашний + котик = домик.
Зубастый + дворик = зубик.
Дубовый + уголок = дубок.

– Какие слова у нас получились?
– Какое у них значение?
– Какая часть слова придает им уменьшительное значение?
– Назовите эти суффиксы.
– Какие еще суффиксы помогают нам сделать предмет маленьким?

Игра «Найди место». (Слайд 4)

– Рассмотрите пару суффиксов и подумайте: какому из них можно дать чемоданчик, а кому кузовок. Почему?
– Образуйте с помощью этих суффиксов новые слова и определите, какие из данных слов надо «положить» в кузовок, а что в чемоданчик, опираясь на суффикс слова. После этого спишите в два столбика, обозначая корень и суффикс.

Слова: лес, заяц, стул, шкаф, угол, суп, голос, дуб.

– Выберете по слову из каждого столбика, придумайте и запишите словосочетания с ними. Например, вкусный супчик, маленький дубок.
– Вместо точек вставьте выделенную часть слова. Спишите слова парами. Обозначьте суффикс. (Слайд 5)

ваза - вазочка белый - беленький
лапа - лап...а чёрный - чёрн...ий
дыра - дыр…а синий - син...ий
рама - рам...а серый - сер...ий
яма - ям...а жёлтый - жёлт...ий

Прочитайте слова грибочек, беловатый, булавочка, пташечка, определите корень и суффикс. (Слайд 6)Запишите по памяти прочитанные на доске слова, выделяя при этом суффиксы.

5. Физминутка

Теперь немного отдохнем.
Мы пошли с тобой в лесок
И увидели грибок.
Раз грибок, два грибок
И набрали кузовок.
А как птичка-то поёт!
Восхищается народ.
Вон река неглубока.
Мы поплаваем пока.
Брасом, кролем. Хорошо!
Вот и день уже прошёл!
Какие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами были в нашей разминке?

6. Работа с суффиксами, используемыми для образования названий профессий

– Но в русском языке есть суффиксы, с помощью которых можно образовывать не только слова с ласковым и уменьшительным значением. Ответьте верно на вопросы и вы узнаете, какое значение они имеют.
– Кто носит специальную форму и летает на самолете?
– Кто дрессирует дверей?
– Кто что-то налаживает?
– Кто чинит водопровод?
– Кто стреляет из пулемета?
– Кто косит газоны?
– Что общего между всеми отгаданными словами?
– Теперь прочитайте слова на карточках и подумайте, с помощью каких суффиксов были образованы эти слова.

Танкист, дирижер, пекарь, жонглер, токарь, фигурист, оратор, слесарь, хоккеист, архитектор, пахарь.

– Посмотрите на мельницы. (Слайд 7)
– Какие суффиксы записаны на крыше каждой из них? (-ор-, -тель-) Послушайте описание профессий людей и отгадайте их. Впишите название профессии в клеточки, расположенные на крыльях мельницы, и назовите суффикс, при помощи которого образовалось это слово.

Мельница -ор-:

1. Человек, который работает на радио или на телевидении… (диктор).
2. Он в школе самый главный… (директор)
3. Он проверяет и продает билеты в транспорте… (кондуктор)
4. Он читает лекции для студентов или для ученых… (лектор)

Мельница -тель-:

1. Он работает в школе… (учитель)
2. Он пишет рассказы, сказки, повести, романы… (писатель)
3. Он спасает людей… (спасатель)
4. Он строит дома и другие здания… (строитель)

7. Подведение итогов урока

– С какой частью слова мы сегодня работали на занятии?
– Что же такое суффикс?
– Для чего служит? Где стоит?
– Какие суффиксы помогают образовать ласковые слова и слова, обозначающие маленькие предметы?
– Спасибо, ребята. Сегодня все хорошо поработали.

(Оценка логопедом работы каждого ученика).

Список литературы:

  1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва: Просвещение, 1991.
  2. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
  4. Ястребова А.В. Коррекция нарушений письменной речи. – М.: АРКТИ, 1999.

Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов . Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.

1. Приставочный способ - образование новых слов с помощью приставок.

Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере - (пере-плы -ть ← плы -ть ).

    Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.

    Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.

    Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи -ть ← ходи -ть ; сверх -одарённ -ый ← одарённ -ый ; по -ныне ← ныне .

Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.

Ср.: за -пе -ть ← пе -ть ; до -пе-ть ← пе -ть ; с -пе -ть ← пе -ть ; пере -пе -ть ← пе -ть .

2. Суффиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.

Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и -ть ← смол -а ).

    Суффиксальный способ - один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез-няк □ ← берёз -а ; перепис-ыва -ть ← перепис/а -ть ; сер-оват -ый ← сер -ый ), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер-е -ть ← сер -ый ; сер-ость □ ← сер -ый ; сер-о ← сер -ый ).

3. Постфиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.

    В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:

    а) возвратный постфикс -ся ;
    б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь .

    Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.

    Например: учи -ть -ся ← учи -ть ; как -ой -то ← как -ой ; когда-либо ← когда .

Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.

4. Нулевая суффиксация - образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.

Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным .

Например: высь -Ø□ («высокое пространство») ← выс/ок -ий ; задир -Ø-а («тот, кто задирает») ← задира -ть .

    Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.

    Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:

    1. восхожд-ениj -е ← восход/и -ть ; надрез-к -а ← надрез/а -ть ; удаль-ств -о ← удал -ой ;

    2. восход -Ø□ ← восход/и -ть ; надрез -Ø□ ← надрез/а -ть ; удаль -Ø□ ← удал -ой .

    В первом случае (восхождение, надрезка, удальство ) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход -Ø, надрез -Ø, удаль -Ø) - нулевая суффиксация.

Обратите внимание!

В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации:

1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.

2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.

3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.

Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.

4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.

Задира ← задирать, рёва ← реветь.

5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.

Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.

6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.

Гуща ← густой, круча ← крутой.

7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.

Синь ← синий, глушь ← глухой.

    При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).

    Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и -ть ; рассказ -Ø□ ← рассказ/а -ть ; щебет -Ø□ ← щебет/а -ть .

5. Приставочно-суффиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.

    Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

    Например: под -стакан-ник □ ← стакан □ ; под -шеф-н -ый ← шеф □ ; обез -оруж-и -ть ← оружи-j -е ; по -сво-ему ← сво -й .

Обратите внимание!

1) Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу.

Ср.: под -окон-ник □ («под окном») ← окн -о ; под -стакан-ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун-иj -е («без луны») ← лун -а .

2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:

без-людь- [ j ] -е ← люд -и .

3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:

а) от прилагательных - с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :

по-взрослому ← взросл ый ; по-хорошему ← хорош ий ; по -товарищески ← товарищеск ий ; по -волчь- [ j ] -и ← волч ий ;

б) от порядковых числительных - с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :

во-перв-ых ← перв ый ; в-треть-их ← трет ий .

4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:

без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног -а ; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .

Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:

без -билет-н -ый («без билета») ← билет □ ; без -вред-н -ый («без вреда») ← вред □ .

6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:

    приставочно-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;

    Вы -плака -ть -ся ← плака -ть ; в -чита -ть -ся ← чита -ть .

    суффиксально-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;

    Эти научные слова пришли в наш язык из древнего иностранного языка, латинского. В переводе на русский язык они значат: приставка (её учёные называют ещё по-другому - префикс) - «приставленный впереди», а суффикс - «подставленный».

    Сложите слово из частей: и, ник, под, снеж.

    Так называют первые весенние цветы, которые начинают расти ещё под снегом.

    Подснежники .

    Обозначим известные части слова.

    Окончание - и, так как можно изменить слово:

    нет чего? - подснежников ,

    рад чему? - подснежникам , изменилось -и.

    Однокоренные слова: снег, снежный, снежок.

    Общая часть: снег - снеж. В корне чередование согласных г-ж.

    Кроме корня и окончания, в словах могут быть и другие части: приставки и суффиксы . Они служат для образования слов.

    Приставка - часть слова, которая находится перед корнем, а суффикс - часть слова после корня.

    Образовываем слова с помощью суффиксов:

    дыра + к = дырк а, дырочк а, дырищ а

    очк

    ищ

    кот + ик = котик , коток , котёнок , котят а

    ок

    ёнок

    ят

    Суффикс, называющий большие предметы:

    Наблюдаем, как суффиксы меняют смысл слова.

    Заяц из русской народной сказки хвастался так:

    - У меня, не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь.

    Зачем зайцу понадобились слова с суффиксом -ищ -: усищи, лапищи, зубищи? Чтобы назвать большие предметы.

    Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

    В словах стихотворения выделим суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

    Весенний дождь.

    Поутру надел на ножки

    Дождь хрустальные сапожки.

    Где наступит сапожок -

    Там раскроется цветок.

    От дождя травинки

    Распрямляют спинки. (Н. Полякова)

    С любовью и теплотой описывает автор природу, и передают это отношение слова с уменьшительно-ласкательным значением.

    Ножк и, сапожк и - суффикс -к-,

    сапожок , цветок - суффикс -ок-,

    травинк и - суффикс -инк-,

    спинк и — суффикс -к-.

    Уж как я ль мою коровушку люблю,

    Уж как я ль-то ей крапивушки нарву. (Русская народная песенка)

    Сравните: корова - коровушк а, крапива - крапивушк а.

    Какие слова звучат нежно, ласково?

    Суффикс -ушк- придаёт словам уменьшительно-ласкательное значение.

    Ещё суффиксы -очк-, -оньк-, -еньк-, -чик-, -ик-, -ек-.

    Образуем слова с помощью суффиксов.

    роза

    лампа + очк = розочк а, лампочк а, ленточк а

    Катя + еньк

    лиса + оньк = Катеньк а, лисоньк а, реченьк а

    Лимон

    помидор + чик = лимончик , помидорчик , блинчик

    Суффиксы, называющие животных и их детёнышей:

    Жарким днём лесной тропой

    Звери шли на водопой.

    За мамой-слонихой

    Топал слонёнок.

    За мамой-лисицей

    Крался лисёнок.

    За мамой-ежихой

    Катился ежонок.

    За мамой-медведицей

    Шёл медвежонок. (А. Екимцев)

    Найдём слова, называющие детёнышей животных.

    Слонёнок , лисёнок , ежонок , медвежонок .

    Их помогли назвать суффиксы -ёнок-, -онок-.

    А ещё суффиксы -ат-, -ят-.

    Много слонят , лисят , ежат , медвежат .

    Найдём слова, называющие животных.

    Слоних ой, лисиц ей, ежих ой, медведиц ей .

    Их помогли назвать суффиксы -их-, -иц-.

    Гусь - гус-ин-ый, лев - льв-ин-ый, змея - зме-ин-ый .

    Суффикс -ин- имеет значение «принадлежит животному».

    Суффиксы, называющие людей по профессии, занятию:

    Перед вами слова, которые называют людей по профессии, занятию.

    Какие суффиксы придают такое значение?

    Учитель, воспитатель - суффикс -тель-.

    Грузчик, лётчик - суффикс -чик-.

    Лесник, дворник - суффикс -ник-.

    Футболист, тракторист - суффикс -ист-.

    Каменщик , кровельщик - суффикс -щик-.

    Наблюдаем, какую роль играет суффикс в именах прилагательных:

    Бархатист ый, золотист ый - суффикс -ист- имеет значение «похожий на бархат, золото».

    Носат ый, бородат ый - суффикс -ат- придаёт значение «имеющий большой нос, бороду».

    Медов ый, вишнёв ый - суффиксы -ов-, -ёв- имеет значение «приготовленный из мёда, из вишни».

    Сочн ый, облачн ый - суффикс -н- придаёт значение «имеющий много сока, много облаков».

    Сумеешь сказать по-другому, одним словом?

    Берег мор я (какой?) - морск ой

    Чуть-чуть бел ый (какой?) - беловат ый

    Склонный к удач е (какой?) - удачлив ый

    Склонный к разговор у (какой?) — разговорчив ый

    Имеет много зуб ов (какой?) - зубаст ый

    Суффиксы -ск-, -оват-, -лив-, -чив-, -аст- помогли образовать новые слова.

    От имён прилагательных образовываем однокоренные имена существительные:

    Белый - …, синий - …, высокий - …, смелый - …, свежий - …

    Белизн а, синев а, высот а, смелость , свежесть .

    Суффиксы -изн-, -ев-, -от-, -ость-, — есть- - это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

    Справочник «Суффиксы русского языка»:

    Учёные подсчитали, что в русском языке около 500 (пятисот) суффиксов.

    Суффиксы имён существительных:

    Ищ-, -ик-,-ек-, -ок-, -онок- (-ёнок-), -к-, -ник-, -чик-, -их-, -тель-, -щик-, -очк-, -ушк- -ышк-, -оньк- (-еньк-), -ость-, -есть-, -изн-

    Суффиксы имён прилагательных:

    Н-, -ск-, -оньк- (-еньк-), -ов- (-ев-), -чат-, -оват- (-еват-), -лив-, -чив-, -ат-, -аст-, ист-

    Суффиксы глаголов : -е-, -и-, -а-, -о-, -я-

    Например, беле ть, бели ть, чита ть, моло ть, умоля ть.

    Каждая приставка несёт определённый смысл. Благодаря этому мы понимаем друг друга.

    Например:

    приставка в- означает движение внутрь (в бежал, в лез),

    приставка вы- - движение изнутри (вы скочил, вы шел),

    приставка за- - начало действия (за пел, за стучал),

    приставка до- - завершение действия (до печатал, до писал),

    приставка на- - направленность действия на что-либо (на пугала, на правила).

    Понаблюдаем, как приставки меняют значения слов

    Составим слова с приставками.

    Дано слово учить и приставки: при-, раз-, до-, вы-, на-, пере-, под-, от-, по-, из-.

    Приучить, разучить, доучить, выучить, научить, переучить, подучить, отучить, поучить, изучить.

    Справочник «Приставки русского языка»:

    Учёные подсчитали, что в русском языке существует почти 100 приставок. Наиболее часто употребляются следующие.

    На-, за-, над -, раз-, рас-

    О-, об- (обо-), от- (ото-),до-, по-, под- (подо-),про-, со-

    С-, в-, вы-, у-, из-, ис-, при-, пре-

    Выделенная часть приставок всегда пишется одинаково. Советуем их запомнить.

    Обратите внимание, в русском языке нет приставки з-. В словах, которые начинаются на букву з- (например, здоровье, здравствуй, здание, здесь), нет приставки.

    Урок №
    Русский язык (3класс).
    Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов.
    Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса;
    2. развивать навык выделять суффикс графически;
    3. прививать аккуратность, навыки групповой работы.
    Оборудование: карточки слов и суффиксов для разноуровневой работы, карточка словарного словасекрет.
    Ход урока
    I. Организация класса.
    II. Орфографическая разминка.
    Отгадайте загадку, запишите отгадку, определите орфограмму, подберите проверочное слово:
    1. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся…. (берега – берег).
    2. За тобою он плетётся, хоть на месте остаётся (след – следы)
    3. День и ночь стучит оно, словно бы заведено.
    Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.
    (сердце – сердечко)
    III. Словарная работа.
    1. – Вспомните слова на тему Время. Запишем с комментированием. (месяц, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, январь, вчера, завтра, сегодня, календарь)
    2. Знакомство с новым словом. секрет
    - Объясните лексическое значение слова
    1. То, что держится в тайне, скрывается от других.
    2. Тайный способ. Секреты производства. Знать с. приготовления чего-н.
    3. Скрытая причина В чём с. её неувядающей красоты?
    4. Потайное устройство в механизме. Замок с ~ом.
    II. СЕКРЕ́Т, -а, м. Военный наблюдательный сторожевой пост, сторожевой патруль. Назначить бойцов в с. Выставить с.
    III. СЕКРЕ́Т, Вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками С. щитовидной железы.
    IV. Актуализация знаний.
    1. - К какой части речи относится слово? Докажите.
    - От слова секрет образуйте однокоренные слова. Запишем.
    (секретный, секретик)
    - К какой части речи относятся получившиеся слова?
    - Скажите, как называется общая часть родственных слов?
    А смотреть, ребята, нужно в корень
    Главный смысл - в нем, и мы поспорим:
    В слове нет морфемы важнее корня,
    И неплохо бы об этом помнить!
    - Обозначьте корни.
    - Что помогло образовать новые слова? (Суффикс)
    V. Определение темы и цели урока.
    1. – Сформулируйте тему урока. (Суффикс)
    2. – Над чем будем работать на уроке? (учиться образовывать новые слова с помощью суффиксов)
    - Это цель нашего урока.
    3. – А для чего надо уметь образовывать новые слова? (Ответы детей)
    VI. Работа над темой.
    1. – Работа в группах. Вспомним, что мы уже знаем о суффиксе.
    Каждая группа получает карточку с заданием.
    Закончи предложение.
    1. Суффикс – это
    2. Суффикс стоит
    3. Суффикс служит
    4. Например:
    - Проверка. (Карточки с ответами вывешиваются на доску).
    После корня он стоит
    Перед окончанием
    Его я, если заменю,
    Другое слово получу.
    Обозначу уголком.
    Это суффикс.
    2. Работа по учебнику. С. 57 упр.129
    3. Работа по карточке. Выписать выделенные слова, определить суффикс:
    Папин секретМне бабушка открылаВчера большой секрет,Что папе тоже былоКогда-то восемь лет.Он, как и все мальчишки,Порой озорничалИ прыгал, как мартышка,И двойки получал.Ленился на зарядке,Лицо не умывалИ чёртиков в тетрадкеЧастенько рисовал.Я папиным секретомУжасно удивлён,Ведь именно за этоМеня ругает он.
    4. Самостоятельная работа.
    На карточке разноуровневые задания.
    1 уровень
    Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

    Столик – гвоздик, сынок - ____________ ,
    диванчик - ______________ , учитель - ___________ ,
    маленький - ___________ , осенний - ___________ ,
    медвежонок - ____________, стульчик - ___________,
    котище - ___________ , доброта - ___________ .
    2 уровень
    Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.
    Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.
    3 уровень
    Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.
    Сладенький, вкусненький, тортик.
    Бежала, смотрели, писала.
    Пленник, мостик, странник
    Каменщик, бурильщик, учитель.
    Берёзка, лопатка, палка.
    Проверка.
    - Кто выбрал задание первой группы? (Обсуждение, объяснение)
    - Кто выбрал задание второй группы? (Обсуждение, объяснение)
    - Кто выбрал задание третьей группы? (Обсуждение, объяснение)
    VII. Рефлексия.
    - Какое задание вам особенно понравилось?
    - Что показалось сложным?
    VIII. Итог.
    - Чему учились на уроке?
    - Для чего необходимо уметь образовывать новые слова?
    Разгадайте шараду:
    Корень мой находится в цене.
    В очерке найдите приставку мне.
    Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
    Вся же в дневнике я и в журнале. (оценка)
    Выставление оценок за урок.
    IX. Д/з – с. 58, упр. 132


    Приложенные файлы

    «Суффиксы прилагательных» - -less. -al. -ive. -ic. Например: Что ещё нужно знать: -ful. -ate, -y. -able (-ible). Часть 4. Суффиксы прилагательных. -ent, -ant. -ed. -ful, -less, -ive, -ic, -al -able (-ible), -ent, -ant, -ate, -y, -ed.

    «Тренажёр Н-НН в суффиксах» - Броше…ый дом. Застреле…ая птица. Клюкве…ый сок. Оловя…ый солдатик. Броше…ый из-за наводнения дом. Сваре…ая картошка. 2. Вопрос: В каком варианте ответа в слове на месте пропуска пишется НН? Инструкция по работе с тестом. Как ты оцениваешь свою работу на тренажёре? Кипяче…ая вода. Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

    «Суффиксы существительных» - -age, -ism. Следует помнить, -ship. -th, -ant. Часть 3. Суффиксы существительных. Суффикс -ist. -ness, -y. -ity, -ing. Не путайте существительные с окончанием -ing с причастием I и герундием. -er (-or). Обратите внимание! -Urе (-ture, -sure). -hood, -ment. -ist, -ian. Суффикс -er (-or) служит для образования существительных от глаголов (инфинитив без to + -er, -or).

    «Правописание суффиксов прилагательных Н НН» - 2. Синтаксическая пятиминутка. 1. Задание на внимание: « Праваписание суффиксов прилагательных». Что произошло? Разберите устно слова: в уютном (доме). Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Что случилось? Доска объявлений. (Любить) поэзию. Обоснуйте cвой ответ. Ход урока: II Пост.- нариц., неодуш.,1 скл., ж.р.; непост.- ед.ч.,в В.п. IIIЛюбить(что?) поэзию.

    «Суффиксы упражнения» - Упражнение 4. Вор, горло, зверь, перо, ребро, сарай, соловей, доля, хлеб. Гласная о после шипящих в суффиксах. -Нн- пишется: В относительных прилагательных пишется суффикс -ск-: матросский – матрос, кавказский – Кавказ. В суффиксе -ёр существительных: ухажёр. В суффиксах глаголов: раскорчёвывать. Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов -ишк, -ышк, -юшк.

    «Суффикс» - Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Сформулируйте определение суффикса. Обобщающие вопросы. Проверим себя: Волгоградец, туляк, москвич. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист. Проверьте себя по учебнику. Что обозначают суффиксы существительных (диктант-молчанка).