Самый волнительный день. Всемирный день авиации и космонавтики. Первый в мире полёт человека в космос 12 апреля 1961 г событие

Ровно 55 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин стал первым человеком, который совершил полет в космос. Time for rest восстанавливает хронологию этого дня и рассказывает о том, как Гагарин провел в космосе 108 минут.

«Здравствуйте, мои милые, горячо любимые… Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым… Можно ли мечтать о большем? Ведь это - история, это - новая эра! Через день я должен стартовать…» - так писал Юрий Гагарин в письме своей жене накануне полета.

Юрий Гагарин действительно узнал о том, что в космос летит именно он, буквально за пару дней до полета - кандидатура первого в мире космонавта была утверждена на заседании Государственной комиссии 8 апреля. Борис Черток, ученый-конструктор, один из ближайших соратников Сергея Королева, писал в своей книге «Ракеты и люди»: «После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Каманина допустить в полет Гагарина, а Титова иметь в запасе. Теперь это кажется смехотворным, но тогда, в 1961 году, Госкомиссия со всей серьезностью приняла решение, что при публикации результатов полета и регистрации его в качестве мирового рекорда «не допускать разглашения секретных данных о полигоне и носителе». В 1961 году мир так и не узнал, откуда стартовал Гагарин и какая ракета вывела его в космос».

10 апреля состоялась неформальная встреча на берегу Сырдарьи, во время которой Сергей Королев сказал: «Здесь присутствуют шесть космонавтов, каждый из них готов совершить полет. Решено, что первым полетит Гагарин, за ним полетят и другие... Успеха вам, Юрий Алексеевич!»

«До этой встречи у нас возникали кулуарные споры: Гагарин или Титов? - вспоминает Борис Черток. - Помню, что Рязанскому (Михаил Рязанский, ученый-конструктор) больше нравился Титов. Воскресенский (Леонид Воскресенский, ученый-испытатель ракетной техники) сказал, что в Гагарине затаилась некая удаль, которую мы не замечаем. Раушенбаху (Борис Раушенбах, один из основоположников советской космонавтики), который экзаменовал космонавтов, в равной мере нравились оба. Феоктистов (Константин Феоктистов, член первого в истории освоения космоса экипажа из трех человек, вместе с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым, совершивший полет в космос 12–13 октября 1964 года.) очень старался, но не мог скрыть своего желания быть на их месте. До встречи на берегу мне казалось, что оба кандидата слишком молоды для предстоящей всемирной славы».

«Последняя предстартовая подготовка производилась утром. По мнению врачей, самочувствие было хорошее. Сам я чувствовал себя хорошо. Перед этим отдохнул. Выспался. После чего производилось одевание скафандра. В технологическом кресле пробовали, как на скафандре лежит подвесная система, вентиляцию скафандра. Проверили связь через скафандр. Все действовало хорошо», - вспоминал Юрий Гагарин.

«Затем состоялся выезд на стартовую позицию в автобусе. Мы вместе с товарищами - моим заместителем был Титов Герман Степанович - и все мои друзья-космонавты, наше начальство поехали на старт. Вышли из автобуса, но тут я немножко растерялся. Доложил не председателю Государственной комиссии, а доложил Сергею Павловичу и Маршалу Советского Союза. Просто в какой-то момент растерялся.

Затем подъем на лифте, посадка в кресло штатным расчетом, в состав которого входили тов. Востоков, Олег Генрихович Ивановский. Посадка в кабину произошла нормально... Проверка оборудования прошла хорошо. При проверке связи сначала меня не слышали, потом стали слышать хорошо... Связь была двусторонняя, устойчивая. Хорошая связь», - так описывал Юрий Гагарин подготовку к полету.

Не обошлось и без небольшой накладки. «Настроение в это время было хорошее, самочувствие хорошее. Доложил о проверке оборудования, о готовности к старту, о своем самочувствии. Затем произвели закрытие люка №1. Слышал, как его закрывают, как стучат ключами. Потом начинают отворачивать. Смотрю: сняли люк. Я понял, что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович говорит: «Вы не волнуйтесь, один контакт не прижимается чего-то. Все будет нормально». Переставили плиты, на которых концевые выключатели ставятся. Подправили, закрыли крышку люка. Все нормально», - вспоминал Гагарин.

Несмотря на убеждения в том, что полет пройдет хорошо, Юрий Гагарин постарался подготовить свою семью и к самому неблагоприятному исходу событий.

«В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну, а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша (Валентина - жена Юрия Гагарина.), не убиваться с горя… Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь… Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им и не положено было знать» - такое письмо написал своим родным Гагарин на случай своей гибели.

«Поехали!» - крикнул Юрий Гагарин (позывной – Кедр) в момент старта корабля «Восток» с космодрома Байконур.
Начальником стартовой команды во время запуска был инженер-подполковник ракетных войск Анатолий Кириллов - он отдавал команды по этапам пуска ракеты и контролировал их выполнение, наблюдая ракету в перископ из командного бункера. Его дублером у второго перископа был ученый-испытатель ракетной техники Леонид Воскресенский

Произошло отделение первой ступени ракеты-носителя, заработала вторая ступень. «Я буквально был вдавлен в кресло, - писал Гагарин. - Как только «Восток» пробил плотные слои атмосферы, увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега. Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Видны были даже поля. Самым красивым зрелищем был горизонт – окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному».

Сброс головного обтекателя ракеты-носителя. В эфире раздался голос Гагарина: «Вижу Землю… Красота-то какая!»

Отделение второй ракеты-носителя, заработала третья ступень.

Выход космического корабля на околоземную орбиту.

Гагарин объявил, что наступило состояние невесомости. «Невесомость, к которой я быстро привык, сыграла со мной злую шутку, - вспоминал космонавт. - После одной из записей в бортовой журнал я отпустил карандаш, и он свободно поплыл по кабине вместе с планшетом. Но неожиданно развязался узелок шнурка, на котором был закреплен карандаш, и он нырнул куда-то под сиденье. С этого момента я его больше не видел. Дальнейшие свои наблюдения пришлось передавать по радио и записывать на магнитофон».

«Слышимость отличная. Быков сияет. Его Заря впервые говорит из космоса голосом живого человека», - вспоминает Борис Черток.

«Перед входом в тень Земли в магнитофоне кончилась вся лента, - вспоминал Юрий Гагарин. - Я принял решение перемотать ленту, чтобы произвести дальнейшие записи. Переключил его на ручное управление и перемотал. По-моему, не до конца перемотал. И затем, когда производил доклады, то запись на магнитофон производил вручную, так как при автоматической работе магнитофона он почти все время работает и, естественно, много расходует ленты. Это вызвано высоким уровнем шума в кабине».

Космический корабль вошел в тень Земли. «Вход в тень Земли очень резкий. До этого приходилось временами наблюдать сильное освещение через аварийный иллюминатор. Приходилось отворачиваться или прикрываться, чтобы свет не попадал в глаза. А тут смотрю в один иллюминатор - на горизонте ничего не видно. Темно. В другой, «Взор», тоже смотрю - темно. Включилась солнечная система ориентации» - так описывал Гагарин впечатления от темной стороны Земли.

«Начал расходоваться воздух. К моменту выхода из тени было примерно 150–152 атм. Я почувствовал, что, когда включилась система ориентации, угловое перемещение корабля изменилось и стало очень медленным, почти незаметным. По самому горизонту наблюдал радужную оранжевую полосу, напоминавшую по своей окраске цвет скафандра. Далее окраска немного темнеет и цветами радуги переходит в голубой цвет, а голубой переходит в черный... Вскоре корабль приобрел устойчивое исходное положение для спуска. В это время была очень хорошая ориентация по «Взору». Во внешнем кольце весь горизонт был вписан совершенно равномерно. Видимые мною предметы двигались строго по стрелкам «Взора»... Приготовился к спуску. Закрыл правый иллюминатор. Притянулся ремнями, закрыл гермошлем и переключил освещение на рабочее».

Гагарин сообщил, что пролетает над Америкой.

Вышло сообщение ТАСС о запуске космического корабля. «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли… Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полет корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается».

Космический корабль вышел из тени Земли.

Телетайпы (электромеханические печатные машины, используемые для передачи между двумя абонентами текстовых сообщений по простейшему электрическому каналу) закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов разных стран мира штурмом брали здание Телеграфного агентства

Гагарин сообщил, что пролетает над Африкой. «Лечу, смотрю - северный берег Африки, Средиземное море, все четко видно. Все колесом крутится - голова, ноги», - вспоминал Гагарин.

Включилась тормозная двигательная установка, и корабль пошел на спуск. «В 10 часов 25 минут автоматически было включено тормозное устройство, - писал Гагарин. - Корабль вошел в плотные слои атмосферы. Сквозь шторки, прикрывавшие иллюминаторы, я видел багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки вновь прижали меня к креслу. Они увеличивались и были сильнее, чем при взлете».

Происходит разделение. «В 10 часов 25 минут 57 секунд должно быть разделение, а произошло в 10 часов 35 минут, - писал Гагарин. - Разделение я резко почувствовал. Такой хлопок, затем толчок, вращение продолжалось. Все индексы на ПКРС погасли, включилась только одна надпись «Приготовиться к катапультированию». Затем чувствуется, начинается торможение, какой-то слабый зуд по конструкции идет, это заметил, поставив ноги на кресло. Потом этот зуд проходит. Здесь я уже занял позу для катапультирования, сижу, жду».

«Начинается замедление вращения корабля, причем по всем трем осям. Корабль стало колебать примерно на 90 градусов вправо и влево. Полного оборота не совершалось. По другой оси также колебательные движения с замедлением. В это время иллюминатор «Взора» был закрыт шторкой, но вот по краям этой шторки появляется такой ярко-багровый свет. Такой же багровый свет наблюдал и в маленькое отверстие в правом иллюминаторе. Слышно потрескивание. Я не знаю, или конструкция, или, может быть, расширяется тепловая оболочка при нагреве, или еще что, но потрескивает нечасто. Так, в одну или, может быть, две-три минуты иногда треснет. В общем, чувствуется, температура высокая была».

На 108-й минуте корабль завершил полет, выполнив один оборот вокруг Земли. «Восток» благополучно опустился на поле колхоза «Ленинский путь» у деревни Смеловки. Юрий Гагарин катапультировался на парашюте в 8 км от корабля.

«После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут по московскому времени советский космический корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза, - так звучало сообщение ТАСС.
- Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею».

Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством».

«В ярко-оранжевом скафандре я, наверное, выглядел странно, - делился Гагарин. - Первые «земляне», женщина и девочка, боялись подойти ко мне поближе. Это были Анна Акимовна Тахтарова и ее внучка Рита. Потом с полевого стана подбежали механизаторы, мы обнялись, расцеловались. За те неполных два часа, которые я провел в космосе, радио донесло и сюда, и во все концы Земли весть о запуске. Моя фамилия уже была известна тем, кто меня встретил. «Восток» спустился в нескольких десятках метров от глубокого оврага, в котором шумели весенние воды. Корабль почернел, обгорел, но именно поэтому казался мне еще более красивым и родным, чем до полета. Внучка лесника Рита Тахтарова сейчас уже ходит в школу. Я никогда не забуду, что она и ее бабушка были первыми людьми, встретившими меня после возвращения из космоса».

Важно, что перед полетом правительство СССР заранее подготовило три сообщения ТАСС о запуске человека в космос - в том числе известие о трагической гибели космонавта и известие о невыходе корабля-спутника на орбиту и его экстренном приземлении (в нем же содержалось обращение к зарубежным странам с просьбой оказать содействие в поиске и спасении космонавта).

К месту приземления прибыла группа специалистов, которые должны были встретить Юрия Гагарина.

«Всенародное ликование 12 апреля 1961 года сравнивают по масштабности происходившего с Днем Победы 9 мая 1945 года. Такое сравнение при внешнем сходстве мне представляется неправомерным. День Победы был неизбежным, долгожданным, запрограммированным самой историей праздником «со слезами на глазах» для всего народа. Официальное объявление об окончательной победе – о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии – послужило сигналом для открытого выражения восторгов и горя. Массовое торжество было исторически закономерным, - рассказывал Борис Черток. Подготовка полета человека в космос была засекречена, как и все наши космические программы. Сообщение о полете в космос никому не известного майора Гагарина для жителей Земли было полной неожиданностью и вызвало ликование во всем мире. Москвичи вышли на улицы, заполнили Красную площадь, улыбались, несли самодельные плакаты: «Все в космос!»

Впрочем, после полета майора Гагарина никому не известным было уже назвать нельзя. «Сейчас мне уже трудно так, как раньше, никем не замеченным и не узнанным, походить по вечерней Москве, прийти на Красную площадь, - вспоминал первый в мире космонавт. - Популярность - вещь непоправимая. Приходится лишь думать: чему и кому ты ей обязан. Один иностранный корреспондент спросил меня: «Не устали ли вы, Гагарин, от той известности, которую получило ваше имя после 12 апреля 1961 года? Теперь, наверное, вам обеспечен отдых до конца жизни...» - «Отдыхать? - возразил я ему. - У нас все трудятся и больше всего - самые известные люди. Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда, а их в стране тысячи, стараются работать как можно лучше, увлекая других своим личным примером».

Успешный полет Гагарина в космос действительно стал началом нового этапа работы. «На следующий день после пуска Гагарина мы, оставшиеся на полигоне по «злой воле Королева», как выразился Калашников, приобщались к ликованию всей страны, изредка включая приемники. Я утешал друзей тем, что мы тоже «первыми в мире» получили возможность изучать пленки телеметрических записей поведения в полете систем исторического носителя и корабля, - пишет в своей книге Борис Черток. - Подробности о демонстрациях в Москве, приеме в Кремле и восторженных откликах мира мы узнавали из репортажей Левитана и «Би-би-си»! Обида на Королева усилилась еще более после того, как из разговора по ВЧ мы от дежурного в Подлипках узнали, что Мишину и мне на дом правительственная служба из Кремля доставила приглашения «пожаловать на вечерний прием вместе с супругами».

А дом? Семья?.. Нет, он не зря прожил свои тридцать четыре весны. И словами не передать всего богатства и красоты души этого человека».

Но все это - лишь часть его дел. Подготовка к полетам, тренировки экипажей, совещание в конструкторском бюро, посещение заводов, учеба. Да разве перечислишь все, с чем он был связан!

Но вот об одном я, пожалуй, сказать не могу. Не смогу объяснить, как он успевал переделать уйму дел, которые постоянно сваливались на его плечи. Депутат Верховного Совета СССР, член ЦК ВЛКСМ, президент общества «СССР - Куба», представитель многих комиссий... Он находил время и на встречи с писателями и учеными, бывал у пионеров и воинов: он очень много ездил по стране и часто выезжал за рубеж...

О жизни Гагарина после полета вспоминал и Алексей Леонов, летчик-космонавт, впервые в мире совершивший выход в открытый космос. «О нем можно много рассказывать. Юра - открытая душа, без хитростей, без подвоха. Он весь на виду...

Завершаем хронологию событий 12 апреля 1961 года словами майора Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»

Спасибо, что были с нами!

В прошлом столетии произошла масса открытий, научно-технических свершений, которые буквально перевернули жизнь человечества на всей планете. К этому относится и полет Гагарина в космос.

Данное событие стало одним из самых ярких для своего времени и даже сейчас представляет собой некую визитную карточку советской и российской космонавтики.

Запуск человека в космос – это сложнейшая задача, которая требовала мобилизации лучших умов страны, наличия отлаженного высокоточного производства и продвинутой электроники. Только все это вместе позволило совершить это великое событие и открыть перед людьми новые горизонты развития.

В свое время имя Юрия Гагарина гремело на весь мир, но сейчас даже его стали понемногу забывать. Современные школьники и студенты уже не так интересуются великими свершениями прошлого, поэтому периодически им просто стоит об этом напоминать. Ведь это наша общая история.

Юрий Алексеевич Гагарин — самое главное из биографии космонавта

Свою жизнь будущий знаменитый на всю планету космонавт начал 9 марта 1934 года в селе под названием Клушино, что в Смоленской области. В печальном 1941 Юра собирался пойти в школу учиться, на нападение фашистов изменило ход событий и учеба была насильно прервана до самого 1943 г.

В 54-м году семья Гагариных переехала в Гжатск, там Юрий окончил 6-й класс школы и пошел учиться в Люберецкое ремесленное училище. В 1951 парень отправился на учебу в Саратовский индустриальный техникум.

Когда на первый космический корабль «Восток-1» начали подбирать кандидата для отправки в космос, Гагарин подал рапорт на зачисление его в команду. Пройдя все необходимые комиссии и проверки, он был утвержден в качестве основного кандидата.

Дублер Юрия – Герман Титов, который должен был заменить его в случае какого-либо форс-мажора. Эти люди были выбраны, потому что максимально подходили под установленные требования.

В каком году Гагарин полетел в космос

12 апреля 1961 г. стало эпохальным днем в истории не только Советского Союза, но и всего человечества. Именно в этот день Юрий Гагарин погрузился на борт корабля «Восток-1» и успешно стартовал в космос.

Дата была выбрана заранее и под это время подводились все необходимые работы по отладке оборудования, подготовке самого космонавта, борта, на котором он летел. Все требовало тщательной проверки и диагностики, ведь даже малейшая ошибка могла привести к смерти Юрия.

Были ли люди в космосе до Гагарина? Официальная версия гласит, что нет, но как обычно находится любители тайных теорий, которые утверждают, что первым человеком на орбите был некий космонавт Владимир Ильюшин.

С какого космодрома стартовал

Вылет в космос Юрием состоялся в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур, известного на весь мир даже сегодня.

Он является первым космодромом на планете и в наше время оставляет за собой лидерство по многим параметрам, в частности, по размерам это самый крупный подобный объект на планете.

Ракета «Восток» с космодрома запускалась под управлением полковника ракетных войск Кириллова А. С. Вторым ответственным лицом во время этого процесса был заместитель легендарного конструктора Королева Воскресенский Л. А.

Как назывался корабль

Как уже упоминалось выше, космический корабль, на котором Гагарин отправился в космос, имел название «Восток». Он открывал собой целую серию кораблей с таким же названием, которые в будущем осуществили не один успешный полет за пределы атмосферы земли.

Строился «Восток» конструктором Ивановским О. Г. Под тщательным наблюдением и руководством все того же легендарного Сергея Павловича Королева.

В корабле были использованы достаточно простые, но в то же время предельно надежные и эффективные технические решения и материалы. Главными задачами, которые ставились перед кораблем, был сбор информации о том, как на человеческое тело, психику и работоспособность повлияет нахождение на орбите, а также отработка всех систем и механизмов.

Сколько длился полёт

Юрий Гагарин, ставший первым из людей, побывавшим в космосе, пробыл на земной орбите целых 108 минут и за это время совершил полный оборот вокруг планеты Земля.

Как для первого в истории человечества полета, время это было очень впечатляющим, ведь для того, чтобы его обеспечить, необходимо было очень качественное выполнение самого корабля, тщательная и грамотная подготовка космонавта, создание для него всех условий пребывания на орбите.

Длительность полетов будущих кораблей была уже значительно больше. К примеру, пилот корабля «Восток-5», Быковский Валерий Фёдорович, отправился в космос 14.06.1963 г. и пробыл там целых 5 суток, облетев вокруг земли более 80 раз.

На корабле «Восток-6», одновременно с Быковским, но на два дня позже, отправилась и прекрасно справилась с поставленной задачей первая женщина-космонавт - Валентина Терешкова.

Сколько сделал витков вокруг Земли

Корабля «Восток» сделал 1 виток вокруг нашей планеты. Это было выдающимся и не имеющим аналогов результатом.

Дата запуска корабля осталась в памяти людей навсегда и позволила открыть новый этап развития всего человечества. Подвиг Юрия Гагарина даже сейчас будоражит юные умы и заставляет стремиться к высокому.

Позывной Гагарина во время первого полета

Во время своего первого полета Гагарин получил позывной «Кедр». Этому причиной был не его рост или другие физические габариты, а желание участников проекта таким образом использовать символизм.

Памятник Юрию Гагарину в Москве

Кедр – вечное дерево, которое будет жить в памяти народа всегда. Так и подвиг Юрия должен жить вечно, как древний кедр. Существуют разные рассказы по поводу этого позывного, но они по большей части являются домыслами.

Где приземлился первый космонавт

После облета орбиты аппарат «Восток» пошел на снижение, но по причине поломки в системе торможения он приземлился не там, где изначально планировалось.

Прибытие аппарата пришлось на территорию между селами Подгорное и Смеловка. Далее Гагарина подобрали военные на вертолете и доставили на аэродром Энгельс. Фото этих знаменательных событий наверняка хранятся в государственных архивах.

Вот некоторые интересные моменты из жизни самого известного космонавта человечества:

  1. Наверное, каждый школьник знает, что сказал Гагарин при старте его ракеты. Он произнес культовую фразу «Поехали!».
  2. Не каждый в курсе, во сколько лет Гагарин полетел в космос. Ответ удивит многих молодых людей, ведь при первой отправке в 1961 году Юрию было 27 лет.
  3. Высота полета корабля «Восток» составила 250-300 км.
  4. Этот легендарный и смелый человек умер в молодом возрасте. Он погиб всего в 34 года во время испытания самолета. Причины катастрофы до сих пор достаточно туманны.

Это основная информация о том, как прошел запуск корабля «Восток» и его единоличного капитана Юрия Гагарина. Данный исторический прорыв и сейчас остается в народной памяти, стимулируя все новые ступени познания космоса.

«...человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом
и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство».
К. Э. Циолковский

Праздник День космонавтики был установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 г. в честь совершённого 12 апреля 1961 г. Юрием Алексеевичем Гагариным первого в мире полёта человека в космос. В ноябре 1968 г. на конгрессе Международной федерации авиационного спорта было принято решение отмечать 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики, а 8 апреля 2011 г. на заседании Генеральной ассамблеи ООН была принята предложенная Россией резолюция, согласно которой 12 апреля объявлено Международным днём полёта человека в космос.

Одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полётов, был российский учёный Константин Эдуардович Циолковский . Ракету для межпланетных сообщений он спроектировал ещё в 1903 г.

Через полвека, 4 октября 1957 г., с помощью первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 , спроектированной советским учёным Сергеем Павловичем Королёвым в СССР был произведён запуск первого в мире искусственного спутника Земли , что позволило впервые измерить плотность верхней атмосферы, получить данные о распространении радиосигналов в ионосфере, отработать вопросы выведения на орбиту, тепловой режим и др.

В начале 1960 г. был создан Центр подготовки космонавтов и набран первый отряд космонавтов.

12 апреля 1961 г. в 9 ч 07 мин по московскому времени в нескольких десятках километров севернее посёлка Тюратам в Казахстане с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя «Восток», которая вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток» с человеком на борту.

Полёт продолжался 1 ч 48 мин. Во время нахождения на орбите Гагарин поддерживал радиосвязь с Землей, вёл наблюдения в иллюминаторы, контролировал работу систем корабля.

После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР в Саратовской области. В соответствии с намеченной программой, на высоте нескольких километров от поверхности Земли космонавт катапультировался и совершил посадку на парашюте вблизи спускаемого аппарата. Приземление космонавта произошло в 10 ч 55 мин по московскому времени.

Приказом министра обороны СССР за успешное выполнение правительственного задания первому космонавту Земли старшему лейтенанту Гагарину было присвоено внеочередное воинское звание «майор».

14 апреля 1961 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Первый полёт человека в космос имел чрезвычайное значение для дальнейшего развития космонавтики. Он положил начало новой эре в истории освоения людьми космического пространства и открыл путь в космос многим отважным покорителям Вселенной.

Следом за Гагариным 6-7 августа 1961 г. первый суточный космический полёт совершил космонавт Герман Степанович Титов на космическом корабле «Восток-2», а 11-15 августа состоялся первый групповой полёт двух кораблей - «Восток-3»(космонавт Андриян Николаевич Николаев) и «Восток-4» (космонавт Павел Романович Попович).

НАША РОДИНА ОТКРЫЛА НОВУЮ ЭРУ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ПОЛЕТ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС СОВЕРШЕН ВО ИМЯ МИРА, ПРОГРЕССА, СЧАСТЬЯ ЛЮДЕЙ

СООБЩЕНИЕ ТАСС

9 ч. 52 м. По полученным данным с борта космического корабля «Восток», в 9 часов 52 минуты по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: «Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо».

10 ч. 15 м. В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля «Восток»: «Полет, протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо».

10 ч. 25 м. В 10 часов 25 минут московского времени, после облета земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза.

ОБ УСПЕШНОМ ВОЗВРАЩЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПЕРВОГО КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЕТА

После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза.

Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству и лично Никите Сергеевичу Хрущеву, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею».

Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством.

КОСМОНАВТ-15 О КОСМОНАВТЕ-1

Полет Гагарина

О полете Гагарина я услышал по радио. Несмотря на то, что о подготовке полета мне было давно известно, сообщение произвело на меня впечатление взорвавшейся бомбы. Я не знал заранее ни даты старта, ни фамилии космонавта. И вот свершилось! Человек в космосе! Летит над Землей! Один в этом бескрайнем безжизненном пространстве! Какая фантастика! Едва ли кто-нибудь может представить себе, что у него сейчас в душе. Восторг от того, что он ощущает и видит? Торжество сбывшейся мечты? Радость личного подвига? Или что-то еще? Наверное, последнее время он жил мыслями об этом полете. И не изучение корабля или парашютные прыжки заполняли его внутренний мир, а что-то более сильное. То самое, что подвигло его на полет. Ведь он, будучи совсем молодым, понимал, что реально рискует своей жизнью, но, тем не менее, решился и достиг цели!

Никогда раньше я не задумывался об этом. Мы обсуждали технические вопросы, спорили о том, какое управление для человека будет удобным и какое неудобным, но не принимали во внимание внутреннее состояние будущего космонавта. Ведь заявляя о желании лететь, он должен был себе ответить на вопрос: правильно ли он распряжается своей жизнью? И это тогда, когда нет войны, есть хорошая профессия, семья и так много интересного вокруг. Но он выбрал столь рискованный полет.

Я хорошо помню свою реакцию, когда впервые услышал об отборе кандидатов для первого полета от сотрудников нашего отдела, вернувшихся с казахстанского полигона, - места, откуда теперь стартуют космические ракеты. Там готовили к пуску первый беспилотный спутник-корабль. Ребята рассказывали, что на полигоне руководство обсуждало, какие профессии лучше формируют качества, наиболее важные для космонавта. Первыми были названы летчики-истребители. Каждый из них приучен к высоте и к тому, что один несет всю ответственность за полет. Вторыми рассматривали моряков-подводников. Они могут подолгу находиться в изоляции, в отрыве от нормальной земной жизни, и при этом выполнять очень ответственные функции. Наконец, в качестве третьей группы были названы инженеры - люди, которые профессионально наиболее подготовлены к тому, чтобы изучить устройство корабля и контролировать его работу.

Когда произнесли слово «инженеры», меня как будто ударило электрическим током, словно кто-то сказал «ты». И какая-то внутренняя дрожь пробежала, как если бы выбор был уже сделан. След от этого ощущения надолго во мне сохранился. Наверное, что-нибудь похожее было и у Гагарина перед полетом. Может быть, иначе окрашенное, но, скорее всего, более яркое, - ведь у него была реальная перспектива, а не абстрактная фантазия.

Позднее я узнал, что выбор остановили на летчиках и отобрали шесть человек. Однажды я видел их на территории нашего предприятия. Они быстро переходили из одного здания в другое, явно стараясь быть незамеченными. Я испытал тогда чувство глубокого уважения к этим людям. Нужно было обладать сильным характером, чтобы взяться за грандиозное дело.

В подготовке космонавтов к первому полету мне не довелось принимать участия. Я занимался лишь вопросами, связанными с созданием системы управления. В то время нам многое было неясно. Мы, например, не знали, будет ли видна Земля из корабля ночью; можно ли отличить ночную Землю от звездного неба - огни больших городов иногда светят так же, как звезды. Не знали, удастся ли определять направление полета, когда корабль будет находиться над океаном, - на поверхности воды ориентиров нет, а достаточных данных о том, как часто будут встречаться облака и как они выглядят сверху, у нас не было. Система давала возможность космонавту разворачивать корабль в любом направлении, но определять положение корабля он должен был визуально, и мы надеялись, что после полета космонавт расскажет, в каких ситуациях это возможно, а в каких нет.

Как много было дебатов по поводу того, разрешать ли космонавту участвовать в управлении кораблем! Существовало мнение, что он может не справиться с психологической нагрузкой полета и начнет действовать безрассудно. В этом случае, взяв управление на себя, он может сам себя погубить. В результате решили усложнить процедуру включения системы до такой степени, чтобы при отсутствии здравого мышления космонавт не смог ее выполнить. Система была заблокирована кодовым замком, похожим на те, которые сейчас устанавливают на входных дверях. Код космонавту не сообщали. Его напечатали на листе бумаги, который заклеили в конверт, а конверт должны были перед стартом уложить в один из имеющихся в кабине настенных карманов. Предполагалось, что если космонавт сможет найти код, ввести его и после этого включить систему, то он будет способен и разумно управлять кораблем. Любопытно было узнать, доставал ли Гагарин конверт. Я бы, наверное, достал и посмотрел код - на всякий случай, чтобы не терять времени, если нужно будет действовать быстро. Удерживает ли он в памяти методику управления? Кажется, совсем недавно мы ее писали. Я хорошо помню, как это было.

Однажды после обеда мне позвонил Раушенбах и попросил взять секретную тетрадь и дождаться его вечером. Он приехал поздно, когда в отделе уже никого не было. Сел напротив меня и сказал, что нужно срочно написать методику ручной ориентации. И начал ее диктовать:

Пишите: «При правильной ориентации изображение горизонта Земли во «Взоре» должно занимать симметричное относительно центра прибора положение».

Я пишу. «Взором» был назван оптический прибор, с помощью которого космонавт должен контролировать положение корабля относительно Земли. Раушенбах продолжает:

Пишите отдельной строкой: «Внимание».

Нет-нет, все большими буквами: «ВНИМАНИЕ». Поставьте три восклицательных знака. Так. С новой строки: «В центральном поле зрения изображение земной поверхности должно «бежать» от ног к приборам». Написали?

Поставьте восклицательный знак. Не дай Бог, перепутает. Опять с новой строки: «Если Земля видна в верхней части «Взора», отклонить ручку вниз и удерживать ее в отклоненном положении до тех пор, пока...»

И так он продиктовал всю инструкцию. Мое согласие с ней спрашивал лишь из вежливости. Потом говорит: «Давайте вместе прочитаем - не ошиблись ли мы где-нибудь». Прочитали, пришли к выводу, что все верно. Я отнес методику в машинописное бюро, и наутро Раушенбах уехал с ней к космонавтам - в небольшую войсковую часть, расположившуюся недалеко от подмосковного городка Чкаловская. Там в лесу за забором летчики готовились к историческому полету.

Ничего сложного в методике не было, но когда от правильности действий зависит жизнь, могут возникать сомнения даже там, где просто.

Пока я пытался представить себе мысленно состояние космонавта на орбите, по радио передали новое сообщение: «Полет успешно завершен, корабль приземлился в заданном районе, Гагарин чувствует себя хорошо».

Тогда не стали объявлять о том, что Гагарин приземлился не в спускаемом аппарате, а рядом с ним. Корабль не имел системы мягкой посадки, поэтому было предусмотрено автоматическое катапультирование космонавта на небольшой высоте. После этого космонавт и аппарат снижались на разных парашютах независимо друг от друга. Судя по сообщению, все прошло благополучно.

Итак, первый полет человека в космос состоялся! Что это значит? Крупное научно-техническое достижение? Безусловно. Однако до полета Гагарина были выполнены два полета точно таких же кораблей по точно такой же программе, но с манекенами на борту. И они тоже завершились успешно. Просто о них не сообщалось. Проверена возможность жизни человека в замкнутом пространистве? И это на Земле было сделано заранее. Переносимость человеком перегрузок, которые сопутствуют полету, тоже была неоднократно проверена при исследованиях на центрифуге. Тогда что же произошло? Главное значение события состоит, пожалуй, в том, что пройден важнейший психологический рубеж. Полет Гагарина показал, что человек может летать в космос. Человек может сохранять работоспособность и нормальное психическое состояние на всех этапах космического полета - при взлете на ракете, в длительной невесомости и тогда, когда спускаемый аппарат, словно метеор, в окружении раскаленной плазмы движется в атмосфере Земли.

Через день Юрия Гагарина встречала Москва. Такое впечатление, что вся Москва. Никого это событие не оставило равнодушным. Люди либо выходили на улицу, чтобы увидеть Гагарина своими глазами, когда он будет ехать с аэродрома в Кремль, либо следили за происходящим по телевидению. Состоялась церемония награждения, потом был митинг на Красной площади, руководство страны устроило большой прием, и всюду царила обстановка всеобщего торжества. Народ праздновал победу человеческого гения, мастерства и мужества. Гагарин стал символом этой победы.

А днем позже была встреча с Гагариным на нашем предприятии. Ее организовал Королев. Он хотел, чтобы люди увидели человека, который доверил им свою жизнь; хотел поблагодарить и поздравить всех с успехом. На встречу приехал президент Академии наук М.В.Келдыш, Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами К.А. Вершинин и летчики, которые вместе с Гагариным готовились к полету. Встреча происходила на улице. Гости стояли на сделанной наспех трибуне, а мы все - вокруг, кому куда удалось устроиться. На предприятии работали тысячи человек и все пришли. Были заняты все места, откуда только можно было увидеть Гагарина. Стояли на дорогах, у открытых окон в помещениях, на крышах прилегающих зданий.

Как ни странно, но даже на тех, кто создавал карабль, полет произвел очень сильное впечатление. При подготовке к нему каждый работал над какой-то относительно небольшой задачей. При этом понимал, что готовится полет, но в основном думал о своем деле. А сейчас вдруг до сознания всех дошло, что свершилось огромное событие. Перед людьми открылись неслыханные возможности - открылась дорога за пределы того, что принадлежит Земле. Полеты в космос - это полеты в новый мир. Пока трудно было представить, как это повлияет на нашу жизнь. Ясно только, что появился неисчерпаемый источник новых знаний, а может быть, и новых материальных ценностей. Теперь это навсегда. Дальше полеты будут более длительными и более сложными, но самый главный и самый трудный - первый шаг уже сделан. Совершенно очевидно, что впереди нас ожидали интереснейшие программы. Об этом говорили выступающие на встрече и об этом думали собравшиеся. Конечно, мы все были очень рады успеху, горды тем, что полет был осуществлен в нашей стране, и что каждому из нас довелось участвовать в его подготовке. Со встречи расходились возбужденные и все знали - в цехах идет изготовление следующих кораблей.

Много дней после полета газеты публиковали материалы с оценками происшедшего события. К сожалению, они в основном имели политическую направленность. Все научные и технические данные полета были засекречены. Фамилии тех, кто готовил полет, тоже были секретны. Королева в статьях называли просто «Главный конструктор», без фамилии. Президент Академии наук М.В. Келдыш, осуществлявший непосредственное руководство научными разработками и поддержавший программу в руководстве страны, упоминался как безымянный «Главный теоретик».

Для контактов с иностранцами Академия наук выделила несколько ученых, которые не имели непосредственного отношения к космическим программам, поэтому секретов выдать не могли, но были известны мировой общественности.

Накануне старта - 11 апреля в пять часов утра ракету вывезли на стартовую площадку. В течение дня были проведены все положенные по инструкциям испытания носителя и корабля на стартовой позиции. Почти каждый ответственный за систему прежде, чем расписаться в журнале за проведённую операцию, приговаривал: «Тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить, - замечаний нет!»

Вспоминает один из разработчиков космического корабля «Восток» академик Борис Раушенбах:

В этот предстартовый день с 10 часов с космонавтами проводил занятия Константин Феоктистов...

В 13 часов на стартовой площадке состоялась встреча Юрия Гагарина с солдатами, сержантами и офицерами боевого расчёта. Присутствовали Сергей Королёв, Мстислав Келдыш, представители промышленности. Николай Каманин представил собравшимся старшего лейтенанта Гагарина. Юрий Алексеевич «произнёс короткую, но прочувствованную речь, поблагодарил присутствующих за их большой труд по подготовке старта корабля».

На необходимости такой встречи (впоследствии ставшей доброй традицией для всех космонавтов, отправляющихся в полёт) настоял Сергей Павлович Королёв. Вот как об этом эпизоде вспоминает один из учёных-ракетчиков:

Николай Каманин: «...в "маршальском" домике я вместе с Юрой попробовал очень сытный, но не особенно вкусный обед космонавта в тюбиках по 160 граммов каждый: на первое - пюре щавелевое с мясом, на второе - паштет мясной и на третье - шоколадный соус. Юра чувствует себя превосходно. Давление - 115/60, пульс - 64, температура - 36,8... Ему наклеили датчики для регистрации физиологических функций в полёте. Эта процедура продолжалась 1 час 20 минут, но никак не сказалась на его настроении.

Он очень любит русские песни - магнитофон работает непрерывно. Юра сидит напротив меня и говорит: "Завтра лететь, а я до сих пор не верю, что полечу, и сам удивляюсь своему спокойствию". На мой вопрос: "Когда ты узнал, что полетишь первым?", он ответил: "Я всё время считал мои и Германа шансы на полёт равными и только после того, как вы объявили нам своё решение, я поверил в выпавшее на мою долю счастье совершить первый полёт в космос".

Несколько минут мы занимались с Юрой уточнением завтрашнего распорядка дня. Для того чтобы облететь земной шар, требуется всего полтора часа, а космонавту необходимо сесть в корабль за 2 часа до старта и ждать начала полёта. Надо признать несовершенство подобной организации подготовки к старту. Этот вопрос занимал меня, Королёва и врачей. Мы пытались сократить время ожидания полёта космонавтом хотя бы до 1 часа 30 минут, но из этого ничего не вышло. Только на закрытие люка и на отвод установщика и ферм требуется больше часа. Проверка скафандра, связи и оборудования корабля занимает 20 минут. Мы все отлично понимаем, что бездеятельное ожидание старта очень неприятная необходимость для космонавта, и поэтому я буду занимать Юру радиоразговорами и сообщать ему о ходе подготовки к полёту.

...В 21.30 заходил Королёв, пожелал спокойной ночи и пошёл спать. Юра и Герман тоже собираются спать, я слышу их разговор в соседней комнате. Итак, завтра совершится величайший подвиг - первый в мире полёт человека в космос. И совершит этот подвиг скромный советский человек в форме старшего лейтенанта ВВС - Гагарин Юрий Алексеевич. Сейчас его имя никому ничего не говорит, а завтра оно облетит весь мир, и его уже никогда не забудет человечество».

12 апреля 1961 года. Легендарное: «Поехали!»

В 5.00 начинается заправка корабля.

В 5.30 полковник медицинской службы Евгений Карпов будит Юрия Гагарина и Германа Титова.

В 6.00 состоялось заседание Госкомиссии. Оно было удивительно простым и коротким. Все доклады сводились к одной фразе: «Замечаний нет, все готово, вопросов нет, можно производить пуск».

В это время на старт приходит машина медиков. Подвозят пищу, закладывают в корабль...

После облачения Юрия Гагарина и Германа Титова в скафандры, на шлемах красной нитрокраской аккуратно написали «СССР». Как-то раньше не подумали об этом - спохватились в последний момент: чтобы при приземлении советского покорителя космоса ненароком не приняли за иностранного разведчика...

На стартовой площадке все ждут космонавтов.

Около 7 часов утра на бетонке показывается автобус. Всё ближе. Останавливается почти у самой ракеты.

Открывается передняя дверка, и в ярко-оранжевом скафандре появляется Гагарин. Короткий доклад председателю Госкомиссии, последние напутствия...

Провожавших и обнимавших Гагарина перед посадкой в лифт оказалось гораздо больше, чем предусматривало где-то оговорённое расписание. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали... Скупые, но достоверные кадры кинохроники этого момента сохранились - заслуга кинооператоров студии «Моснаучфильм».

И вот уже лифт поднимает Юрия к вершине ракеты. Вместе с космонавтом в лифте поднялся ведущий конструктор корабля Олег Ивановский и помог Гагарину обустроиться в спускаемом аппарате.

В 7.10 была установлена связь между бункером стартового комплекса и кораблём «Восток». До спуска в бункер Главного конструктора Сергея Королёва, связь с Юрием Гагариным поддерживали Николай Каманин, Юрий Быков (главный конструктор НИИ-695 Госкомитета Совета Министров СССР по радиоэлектронике) и Павел Попович...

После закрытия входного люка корабля на пульте в бункере не сработал индикатор, подтверждающий герметичность. Около 8 часов утра повторное открытие и закрытие люка с проверкой концевого контакта оперативно (крышка люка крепилась 32 гайками!) проделали О.Г.Ивановский и слесарь-монтажник В.И.Морозов. Других ЧП на старте «Востока» не зафиксировано.

Всех волновал вопрос: как будет себя чувствовать человек в космосе? Не отразится ли, например, невесомость на активности его деятельности, адекватности реакций, способности принимать правильные решения?

На «Востоках» предусматривался полностью автоматизированный цикл управления кораблём: от старта до посадки. И только при отказе автоматики космонавт должен был перейти на ручное управление. Однако прежде он должен был преодолеть специальный «логический замок» - набрать на шестикнопочном пульте определенное трехзначное число и лишь после этого мог включить ручное управление.

Из опасения непредсказуемых действий космонавта решили не сообщать ему код заранее. Запечатанный концерт с «магическим числом» был приклеен к внутренней обшивке кабины рядом с креслом Юрия. Достаточно было сорвать печать, чтобы за раскрывшимися лепестками конверта увидеть заветное число. Но вот что любопытно: спустя много лет выяснилось, что «магическое число» - 125 - стало известно Гагарину ещё на Земле до старта. Об этом позаботились ведущий конструктор корабля «Восток» Олег Ивановский и инструктор-методист группы космонавтов Марк Галлай. Они не могли смириться с решением утаить от космонавта, пусть и до поры, возможность перейти на ручное управление…

Воспоминания участников запуска 12 апреля 1961 года (эти фрагменты интервью впервые прозвучали спустя пять лет после старта «Востока» - весной 1966 года):

Отведены фермы обслуживания. Объявлена пятиминутная готовность… Готовность одна минута… Наконец, пришли последние команды пускающего А.С.Кириллова: «Ключ на старт!» - «Есть ключ на старт!» - «Пуск!» - и, повинуясь последней команде, оператор нажал кнопку. Раздался вулканический гул двигателей, ракета медленно оторвалась от стартового стола и, быстро набирая скорость, исчезла из глаз. «Поехали!»

В кабине пилота была установлена телекамера, транслировавшая картинку в стартовый комплекс - новинка аппаратуры того времени система «Трал-Т» (имевшая, правда, весьма скромные характеристики: число строк в кадре всего 100, а не 625 как в обычном телевидении; частота передачи кадров - 10 Гц; количество градаций по яркости - 8). Но это было первое в мире космическое телевидение! А переговоры Сергея Королёва (позывной «Заря 1») и Юрия Гагарина (позывной «Кедр») записывались на плёнку в стартовом комплексе и бортовым магнитофоном космического корабля:

Другой аудио- или кинохроники старта корабля «Восток», которую также можно считать подлинной, не существует. Всё на космодроме находилось в режиме строжайшей секретности. Кинооператоров, командированных на Байконур, к моменту старта ракеты отвезли на «безопасное расстояние»... шесть километров от стартовой площадки.

Справедливости ради, необходимо отметить, что, начиная уже со следующего старта человека в космическое пространство (полёта Германа Титова 6 августа 1961 года), на Байконуре всегда присутствовала небольшая группа журналистов (ее называли «пресса космодрома») - представители информагентств, центральных газет, радио и телевидения. Благодаря им, со временем была собрана внушительная библиотека, фоно- и фильмотека жизни космодрома.

Журналистская работа на Байконуре быстро приобрела свой стиль, породила определённые традиции. Например, строго запрещалось единоличное использование полученной информации, сделанных наблюдений. Все детали - в общий котёл, а как с ними обращаться - личное дело каждого.

Научный обозреватель ТАСС Александр Романов стал первым корреспондентом, аккредитованным на Байконуре. В команду журналистов, освещавших космические старты 1960-х входили Николай Денисов, Сергей Борзенко, Василий Песков, Юрий Летунов, Ярослав Голованов, Виктор Болховитинов, Владимир Губарев, Борис Коновалов и другие.

Известные кадры общения Сергея Королёва из бункера стартовой площадки с находящимся в космическом корабле Юрием Гагариным были сняты гораздо позже 12 апреля 1961 года - специально для документального кино.

Вновь на космодроме собрали всех основных участников запуска корабля «Восток» и на цветную киноплёнку эффектно сняли инсценировку исторического события. Вполне возможно, что такая псевдодокументалистика (или, если использовать современный термин, «реконструкция событий») при тотальной секретности в СССР всего, что было связано с космонавтикой, и давала поводы сомневаться некоторым журналистам и писателям: действительно ли летал Гагарин в космос? Послушайте и сравните предыдущую запись (перепись с магнитофонной ленты) с вот этим фрагментом звука кинохроники:

Человек в космосе! В 9 часов 07 минут (в техническом отчёте время старта - 09:06:59,7) 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин вошёл в историю.

Из дневниковых записей Николая Каманина: «Старт прошёл отлично. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей... В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королёв, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости. Все облегченно вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту»...

Из воспоминаний мамы космонавта Анны Тимофеевны Гагариной:

«В тот день я была дома, а дочка Зоя и сын Борис с женой собирались на работу. Я убиралась и выключила радио. Вдруг прибегает Маруся - жена старшего сына, Валентина, плачет и говорит:

На станции подошла я к железнодорожной кассе, подала десять рублей. Билет стоит два девяносто - я взяла десять копеек сдачи, а остальное забыла. Кассирша кричит: «Верните её, она сдачу оставила!» Я подошла, взяла деньги, поблагодарила. Потом в вагоне, помню, сижу, ни с кем не разговариваю. А там ехали наши гжатские. Один мужчина подошёл ко мне, у него на глазах слёзы, пожал мне крепко-крепко руку и молча ушёл.

Приехала я в Москву, пересела на другую электричку. А народ уже говорит про Юрия. Его фотографию уже показывали по телевидению и рассказали, что у него есть жена и две дочки. А я сижу тихонько и говорю сама с собой: «Это сынок мой!» Ну, народ услышал - как? У некоторых недоверие. Я в спешке не пальто одела, а стёганку. Думаю: ну, а что мне там, я же никуда не пойду! Буду только ребёнка в садик водить и что-нибудь Валино одену. Ведь совсем недавно, 25 марта, от них уехала. Привезла жену Юры из роддома и вернулась к себе в деревню - мне дети прислали телеграмму: отец болеет.

И вот кто-то из недоверчивых спрашивает: «А как его детей зовут?» Я говорю: «Старшую - Леночкой, а младшую - не знаю, потому что отца дома не было, а мать не решилась без Юры назвать!» А младшую, мне говорят, зовут Галей. Ну, может быть, и Галей, говорю. Назвали, пока я была в деревне...»

Сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство:

«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.

Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.

По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89 целых одну десятую минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты.

Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4 тысячи 725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя.

С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частота бортовых коротковолновых передатчиков составляет 9 целых 19 тысячных мегагерца и 20 целых 6 тысячных мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143 целых 625 тысячных мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.

Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально.

Полёт корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается».

Сообщения из космоса:

«По полученным данным с борта космического корабля «Восток», в девять часов двадцать две минуты по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: «Полёт проходит нормально, чувствую себя хорошо».

В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля «Восток»: «Полёт протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо».

Утро 12 апреля держало всех сотрудников Всесоюзного радио в напряжении... Следует отметить, что было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Юрия Гагарина в космос. Первое - «Об успешном полёте». Оно подлежало оглашению сразу после выведения корабля на орбиту. Если б, например, космонавт «в случае невыхода корабля-спутника на орбиту в связи с недобором скорости» опустился в океан или приземлился на территории другого государства, то прозвучавшая информация о запуске космического корабля, облегчила бы быструю организацию спасения, а также «исключила бы объявление каким-либо иностранным государством космонавта разведчиком в военных целях». Второе сообщение ТАСС - «Об успешном возвращении человека из космического полёта» и третье («Обращение к правительствам других стран») с просьбой к государствам оказать помощь в спасении космонавта.

И вот в радиокомитете раздался долгожданный телефонный звонок, а вслед за ним застрекотал телетайп...

Сообщение ТАСС «Об успешном возвращении человека из первого космического полёта»:

«После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский космический корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза.

Лётчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею».

Осуществление полёта человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством.

Из всех систем космического корабля особую сложность имела система приземления. Страшась перегрузки, при ударе о землю было решено не рисковать спускать космонавта в самом аппарате. Систему сделали двухступенчатой: спускаемый аппарат и космонавт приземлялись раздельно!

На высоте 7 километров происходил отстрел люка, через который космонавт катапультировался вместе с креслом. Космонавт находился в свободном падении, ожидая раскрытия своего парашюта, до высоты 4 километра. Наконец основной парашют раскрывался, а затем отделялось кресло, которое свободно падало. Спускаемый аппарат на собственном парашюте приземлялся рядом...

Из-за сбоя в системе торможения приземление произошло не в запланированном районе (расчётная точка посадки корабля была в 110 километрах южнее Сталинграда), а с перелётом относительно расчёта - в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса (близ села Смеловка) на поле колхоза «Ленинский путь».

В 10.48 обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсского аэродрома зафиксировал цель на юго-западном направлении на высоте 8 километров и удалении 33 километра. Цель отслеживалась локатором до Земли.

Первым спускаемый аппарат космического корабля заметил колхозный механик Анатолий Мишанин. Он ехал на мотоцикле по краю поля и притормозил у диковинного двухметрового металлического шара. Не побоялся подойти. Прикоснулся. Обшивка аппарата была ещё горячей.

Анатолий залез внутрь в открытый люк, увидел пульт управления. Всё было чудно: на окнах светофильтры, кругом таблички, кнопочки, рукоятки. Особенно поразили колхозника небольшой глобус и космическая еда в тюбиках, напоминающая зубную пасту.

Подбежавшим сельчанам Мишанин стал раздавать аварийный запас питания космонавта...

Каждый старался оторвать от спускаемого аппарата кусок обшивки: авось пригодится в хозяйстве (на фотографии видно как изрядно успели общипать колхозники космический аппарат):

Но подоспевшие военные оцепили капсулу импровизированной оградой: деревянными колышками и шнуром. Прилетевшие следом инженеры специальной поисковой службы Военно-воздушных сил сняли показания приборов, отключили питание, зафиксировали положение рукояток и тумблеров.

Подобрав один из ломов, что приволокли местные жители для разборки аппарата, военные выбили на нём зубилом историческую дату и заколотили в лунку рядом с «Востоком».

После, прибывшие в район приземления работники КГБ принялись изымать у местного населения детали космического корабля. На подмогу специалистам прислали из Саратова кинологов с собаками. Захваченные с «Востока» «сувениры» колхозники отдавали со слезами на глазах...

А жительница села Смеловка жена лесничего Анна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита оказались ближе всех к месту приземления Юрия Гагарина. Они в это время сажали картошку в огороде и наблюдали как в поле, недалеко от дома, приземляется парашютист в необычном оранжевом одеянии...

В документах приземление космонавта зафиксировано в 11.00.

Позже, в одном из интервью Анна Акимовна Тахтарова вспоминала: «Я сначала испугалась, побежала от него, а потом оглянулась, а он... улыбается».

В канун 1962 года Юрий Гагарин - выпускник саратовского аэроклуба - записал вот такое звуковое письмо, адресованное Анне Тахтаровой и саратовским лётчикам:

На поиски приземлившегося космонавта из Энгельсского аэродрома вылетела команда на вертолёте Ми-4. Но рядом со спускаемым аппаратом Гагарина не оказалось. Местные жители сообщили, что космонавт уехал на грузовике в город. Вертолёт взял курс на Энгельс. По дороге был замечен грузовик, с которого махал руками Гагарин. Его подобрали, и вертолёт полетел на базу, послав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».

Там Гагарина уже ждали. Присутствовало всё руководство базы. Космонавту вручили поздравительную телеграмму советского правительства. На «Победе» Юрия Алексеевича повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой. К полудню на аэродром с Байконура прибыли два самолёта. Ил-18 и Ан-10, на них были сам заместитель Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами Филипп Агальцов и группа журналистов.

В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи лично доложил Брежневу и Хрущёву о выполнении полёта.

О возвращении космонавта на Землю доложили в Главный штаб ВВС: «Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам позвонил в Москву...»

Юрия Алексеевича ждали на заводском аэродроме в Куйбышеве, как было запланировано заранее.

«К этому времени здесь собралась уже значительная толпа народа, - записал 12 апреля 1961 года в дневнике Николай Каманин. - Приехали: секретарь Куйбышевского обкома КПСС, председатель облисполкома, командующий ВВС округа и другие руководители. Прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода. Пришлось приказать командиру самолета Ил-14, на котором прилетели Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку.

Не успели мы на машинах подъехать к самолёту, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолёта, и первым стал спускаться Юра - он был в зимнем лётном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына. Мы крепко обнялись и расцеловались. Со всех сторон щёлкали фотоаппараты, толпа людей нарастала. Возникла опасность большой давки, а Юра хотя и улыбался, но выглядел сильно переутомлённым. Необходимо было прекратить объятия и поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать на дачу обкома. Часа через три из Тюра-Тама прилетели Руднев, Королев, Келдыш и другие члены комиссии...

Часов в десять вечера все собрались за столом. Присутствовали шесть космонавтов, члены Госкомиссии, руководители области... Произносили тосты, но пили очень немного - чувствовалось, что все очень устали. В одиннадцать часов разошлись по спальням. Так закончился этот тревожный, радостный, победный день.

День 12 апреля 1961 года человечество никогда не забудет, а имя Гагарина навеки впишется в историю и будет одним из самых известных».

Президент Соединенных Штатов Америки Кеннеди поздравил советских ученых и инженеров с выдающимся достижением – запуском космического корабля с человеком на борту и благополучным возвращением его на землю.

«Достижение СССР, который вывел человека на орбиту и благополучно вернул его на землю, - заявил Кеннеди, - представляет собой выдающийся успех техники. Мы поздравляем советских ученых и инженеров, которые сделали возможным этот подвиг.

Исследование нашей солнечной системы – цель, которую мы и всё человечество разделяем с Советским Союзом, а данный успех – важный шаг к этой цели».

Вот что нам сказала народная артистка Советского Союза Ольга Лепешинская:

То, что мы сегодня услышали по радио, настолько великолепно, что трудно подыскать слова, чтобы определить, как это много значит для человечества.

Я только что прилетела из Целинограда и очень сожалею, что эта поразительная новость не застала меня там. Мне очень хотелось услышать о ней в кругу тех замечательных людей, которых мы встретили на целине.

По телевизору показывали портрет Юрия Гагарина. Видимо, он молод, очень молод. Таких же, как он, его сверстников, встретили мы в Целинограде, и мне подумалось, глядя на этого храброго, простого советского человека, что таких, как он, в нашей стране множество.

Юрием Гагариным гордится и наш Советский Союз, и все прогрессивное человечество, ибо они двигают время вперед.


О событиях на космодроме 12 апреля 1961 года вспоминает профессор Борис Васильев - один из разработчиков радиоэлектронной аппаратуры корабля «Восток»:

Из выпуска «Последних известий» Всесоюзного радио

Вскоре после сообщения о благополучном завершении первого космического полёта и приземления Юрия Алексеевича Гагарина в заданном районе состоялся разговор по телефону между товарищем Никитой Сергеевичем Хрущёвым и первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Это произошло в 13 часов по московскому времени. Никите Сергеевичу Хрущёву сообщили, что с ним хочет поговорить Юрий Гагарин.

С большим удовольствием поговорю с товарищем Гагариным, - сказал Никита Сергеевич Хрущёв.

Взяв телефонную трубку, Никита Сергеевич говорит:

Рад слышать вас, дорогой Юрий Алексеевич.

Гагарин . Я только что получил вашу приветственную телеграмму, в которой Вы поздравляете меня с успешным завершением первого в мире космического рейса. Сердечно благодарю Вас, Никита Сергеевич, за это поздравление. Счастлив доложить Вам, что первый космический полёт успешно завершён.

Хрущёв . Сердечно приветствую и поздравляю Вас, дорогой Юрий Алексеевич. Вы первым в мире совершили космический полёт. Своим подвигом Вы прославили нашу Родину, проявили мужество и героизм в выполнении такого ответственного задания, своим подвигом Вы сделали себя бессмертным человеком, потому что первым из людей проникли в космос.

Скажите, Юрий Алексеевич, как Вы себя чувствовали в полете, как протекал этот первый космический полет?

Гагарин . Я чувствовал себя хорошо. Полет проходил очень успешно, вся аппаратура космического корабля работала четко. Во время полета я видел землю с большой высоты. Были видны моря, горы, большие города, реки, леса.

Хрущёв . Можно сказать, что Вы чувствовали себя хорошо?

Гагарин . Вы правильно сказали, Никита Сергеевич, чувствовал себя в космическом корабле хорошо, как дома. Еще раз благодарю Вас за сердечное поздравление и приветствие с успешным завершением полета.

Хрущёв . Я рад слышать Ваш голос и приветствовать Вас. Буду рад встретиться с Вами в Москве. Мы вместе с Вами, вместе со всем нашим народом торжественно отпразднуем этот великий подвиг в освоении космоса. Пусть весь мир смотрит и видит, на что способна наша страна, что может сделать наш великий народ, наша советская наука.

Гагарин . Пусть теперь все страны догоняют нас!

Хрущёв . Правильно! Очень рад, что Ваш голос звучит бодро и уверенно, что у Вас такое замечательное настроение. Вы правильно говорите – пусть капиталистические страны догоняют нашу страну, проложившую путь в космос, пославшую первого в мире космонавта. Все мы гордимся этой великой победой.

Здесь присутствует Анастас Иванович Микоян, он передает Вам сердечное поздравление и приветствие.

Гагарин . Передайте мою благодарность Анастасу Ивановичу и лучшие пожелания ему.

Хрущёв . Скажите, Юрий Алексеевич, у Вас есть жена, дета?

Гагарин . Есть и жена Валентина Ивановна, и две дочери – Лена и Галя.

Хрущёв . А жена знала, что Вы полетите в космос?

Гагарин . Да, знала, Никита Сергеевич.

Хрущёв . Передайте мой сердечный привет Вашей жене и Вашим детям. Пусть ваши дочери растут и гордятся своим отцом, который совершил такой великий подвиг во имя нашей советской Родины.

Гагарин . Спасибо, Никита Сергеевич. Я передам им ваш привет и навсегда запомню Ваши сердечные слова.

Хрущёв . А Ваши родители, мать и отец, живы? Где они сейчас находятся, чем занимаются?

Гагарин . Отец и мать живы, они живут в Смоленской области.

Хрущёв . Передайте Вашим отцу и матери мои сердечные поздравления. Они вправе гордиться своим сыном, который совершил такой великий подвиг.

Гагарин . Большое спасибо, Никита Сергеевич. Передам ваши слова отцу и матери. Они будут рады и глубоко признательны Вам, нашей партии и советскому правительству.

Хрущёв . Не только Ваши родители, но вся наша Советская Родина гордится вашим великим подвигом, Юрий Алексеевич. Вы совершили подвиг, который будет жить в веках.

Еще раз от души приветствую Вас с успешным завершением первого космического полета. До скорой встречи в Москве. Желаю Вам всего наилучшего.

Гагарин . Спасибо, Никита Сергеевич. Еще раз благодарю Вас, родную Коммунистическую партию, Советское правительство за большое доверие, оказанное мне, и заверяю, что и впредь готов выполнить любое задание Советской Родины. До свиданья, дорогой Никита Сергеевич.

P.S. В Белом доме о полёте Гагарина узнали сразу же.

Уже через пятнадцать минут после запуска «Востока» сигналы с борта космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции «Шамия», расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла срочная шифровка. Ночной дежурный, приняв её, тотчас же позвонил домой Джерому Вейзнеру - советнику президента Кеннеди. Заспанный Вейзнер взглянул на часы. Был 1 час 30 минут по вашингтонскому времени. С момента старта Гагарина прошло ровно 23 минуты...

Руководителям NASA и американским космонавтам сообщили об этом событии в 4 часа утра (по вашингтонскому времени). Для Алана Шепарда, которого готовили как первого космонавта Соединённых Штатов Америки, эта новость стала крупным потрясением:

«...Среди ночи раздался звонок. Пробуждаясь от глубокого сна, я не сразу разобрал, что происходит и потянулся за телефонной трубкой.

Это командир Шепард?

Да, это Шепард.

Вы слышали новость?

Я внимательно прислушался.

Какую новость?

Русские отправили человека в космос!

Я сел на кровать, потирая глаза.

Что они сделали? - переспросил я.

Они отправили человека на орбиту.

Телефонная трубка чуть не выпала у меня из руки. Я сидел молча несколько секунд.

Вы шутите?

Звонящим был инженером из NASA.

Я бы никогда себе этого не позволил, командир, - сказал он, несколько извиняясь за то, что преподнёс такую шокирующую новость. - Они сделали это. Они запустили человека на орбиту.

Я вежливо поблагодарил инженера и повесил трубку. Одна и та же мысль крутилась в голове: "Я бы мог быть там три недели назад"...»