Сценарий занятия по внеурочной деятельности "вежливость". Сценарий внеурочного занятия (проектной деятельности) «Работаем вместе Педагогический сценарий проект на занятие внеурочной деятельности

Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова»
Цели и задачи:
1. Познавательная: познакомить с понятием фразеологизм, крылатые
слова.
2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое
мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость.
Ожидаемые результаты:
Предметные УУД: Знать: понятие фразеологизма, крылатые слова.
Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания
слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова.
Метапредметные УУД:
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной
деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми
умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в
сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия,
действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать,
извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных
материалах.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы
других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать
свою точку зрения.
Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы
Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари,
смайлики, конверты с заданием, жетоны.
Аудиозапись: «Крылатые слова»
1. Организационный момент.
­ Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем
внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но, начнём же урок, не будем зря время терять.
­ Мы надеемся, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с
удовольствием отдохнут в нашем доме­классе и порадуются за наши успехи.

2. Мотивация.
Начнем свою работу «с разминки ума».
Развивающие задания «Чудесные превращения слов»
1 слайд ­I­й конкурс «Отгадай слово»
1. Корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове
«сказка», окончание в слове «рыба» (Завязка)
2. Корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъезжал», суффикс в
слове «лесник», окончание в слове «стол». (Подснежник)
2 слайд ­ II ­й конкурс: Анаграммы
Переставь местами буквы и образуй новые слова.
лучок, лышима, гадрупо, инкаснеж, касум(чулок, малыши, подруга,
снежинка, сумка)
3 слайд ­ III­й конкурс: «Грамматическая арифметика»
Череп – п + муха =? (Черемуха)
Куртка – тка +ица=? (Курица)
Черный – ый + о + слива – а = ? (Чернослив)
Чистый – ый + о + тело –о = ? (Чистотел)
Сосна – на + ка = ? (Соска)
3. Введение в новую тему.
Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна,
каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая
речь» ­ гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или
увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо
знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
Предлагаю послушать стихотворение.
«Как работает слово»
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по­разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло,
С тех пор уже много воды утекло.
Случилось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Зато болтуну мы заметить не прочь:
­ Не хватит ли воду­то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!
А гуси и утки – сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Лентяй отдыхает, а время идет:
«Под камень лежачий вода не течет».
Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего,
На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах­то вода!…»
(В.Суслов)
­У. Что использует поэт в своем стихотворении для большей
выразительности?
­Д. Крылатые выражения. Какие выражения вы запомнили?
3. Информационный блок.
­Ребята, а много ли вы знаете крылатых выражений? (Нет)
­Я думаю, вы догадались, какая тема урока у нас? (Учащиеся называют
тему занятия.) Слайд 5
­Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему? (Познакомиться с
крылатыми выражениями и украсить свою речь.)
из средств – крылатые слова или фразеологизмы.
Действительно, русский язык богат выразительными средствами. Одно
ФРАЗЕОЛОГ ЗМИИ - устойчивое словосочетание, имеющее
определенное лексическое значение. Важно помнить, что крылатые выражения
нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие
крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые
пришли к нам из какого­нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а
потом стали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в
сказках, баснях Крылова, рассказах, стихотворениях. Предлагаю вам
познакомиться с фразеологизмами в баснях Крылова.
Слайды 6,7 (басни)
Не все крылатые слова понятны детям. Но эту проблему можно решить
с помощью….? Как вы думаете чего? (фразеологического словаря)
Каждой команде раздаются словари.
Словари нам сегодня пригодятся для работы.

Сейчас мы начнем с вами интересную и познавательную работу. Согласны?
Каждая команда постарается проявить смекалку, находчивость и
дружелюбное отношение к партнерам и соперникам.
За каждый конкурс команды будут получать жетоны разного цвета. Если
ответ верный, то зеленый жетон, если есть ошибки –синий, а если ответ не
верный, то красный.
1 конкурс «Домашнее задание» (2 балла)
Каждой команде нужно было приготовить одно крылатое выражение и
проиллюстрировать. (Выступление команд)
­ Ребята, мне тоже было интересно поучаствовать в этом конкурсе.
Предлагаю познакомиться с крылатым выражением «ободрать как липку». А
может, быть кто­то знает это выражение?
2 конкур «Найди соответствия» Слайд 8
­ обманывать (водить за нос…)
­ замолчать (прикусить язык…)
­ засыпать (клевать носом…)
­ преувеличивать (делать из мухи слона…)
­ сплетничать (чесать языки…)
­ бездельничать (бить баклуши, сидеть сложа руки)
Проверка задания
3 конкурс «Замени выражение одним словом» (словари). По 2 выражения
каждой команде. Слайд 9
Во весь дух – (быстро),
морочить голову – (обманывать),
рукой подать – (близко),
зарубить на носу – запомнить;
куры не клюют – много;
душа в пятки ушла – испуг.
Проверка задания.
Физминутка «Ёлка»
4 конкурс «Вспомни сказку». По 3 выражения каждой команде. Слайд 10
­ встань передо мной, как лист пред травой;(Сивка­бурка)
­ битый не битого везет;(Лиса и волк)

­ по щучьему велению, по моему хотению.(По щучьему велению, по моему
хотению)
Проверка задания.
5 конкурс «Самый внимательный слушатель»
Аудиозапись «Крылатые слова». Ученики записывают услышанные
фразеологизмы. Какая команда больше запишет крылатых выражений
6 конкурс «Узнай животного» (вопрос – ответ). По 2 выражения каждой
команде. Слайд 11
­ голоден, как …(волк)
­ хитер, как … (лис)
!­ надут, как … (индюк)
!­ труслив, как…(заяц)
­ неповоротлив, как …(медведь)
!­ нем, как …(рыба)
­ Как вы понимаете отмеченные выражения?
7 конкурс «Закончи выражение» (устно)
Сколько лет…(сколько зим)
Добро…(пожаловать)
Не тут­то …(было)
Идти нога…(в ногу)
Не по дням…(а по часам)
Мастер на все…(руки).
8 конкурс « Крылатые слова в стихах» Слайд 12
Простая истина
Живите ближнего любя!
Ведь это просто и понятно:
Не трудно выйти из себя, (лишиться самообладания, душевного равновесия, сильно раздражаться
А как войти потом обратно?
Вход и выход
В жизни есть тропинки, есть пути…
Выбирай их очень осторожно!

Тяжело в доверие войти – (чтобы верили и доверяли)
Выйти из него мгновенно можно!
­ Какие фразеологизмы вы услышали?
4. Подведение итогов.
Подсчет баллов в командах.
Все участники молодцы! Я рада, что вы « не ударили лицом в грязь»,
«не лезли за словом в карман», во время игры «голова была на плечах»,
«ловили все на лету» и «язык был хорошо подвешен».
­ Ребята, дайте оценку нашему занятию.
­ Что понравилось? Что вызвало затруднение?
­ Ребята, достигли ли мы цель нашего урока?
5. Рефлексия
У каждого есть смайлики – веселые и грустные. Если вам было интересно и
познавательно, то положите в кармашек веселый, а если ничего нового не
узнали и было скучно, то грустный смайлик. Кому хочется еще побывать в
мире фразеологизмов, то возьмите конверт с заданием.
6. Задание по желанию
“Как об этом говорят?” (замени фразеологизмом, крылатым выражением)
1. Об очень большой тесноте.
2. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении.
3. Об очень счастливом человеке.
4. О полной тишине.

Татьяна Храпоненко
Сценарий открытого занятия по внеурочной деятельности во 2 классе «Я - культурный человек»

Класс : 2

Тема : «Вежливость и этикет»

Цель : усвоение учащимися одного из нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди- быть вежливыми.

Задачи : воспитывать вежливое отношение к окружающим людям; научить правильно, употреблять слова вежливости; научить различать вежливое поведение и вежливую речь; научить вежливо приветствовать, прощаться, выражать просьбу;

Формы, методы : слово учителя, беседа, групповая и индивидуальная работа.

Оформление :

1. Мультимедийная презентация;

2. Плакаты с высказываниями.

Ход занятия:

I. Организационный момент :

II. Вводная часть :

Учитель :Здравствуйте ребята! Я очень рада, что именно в этот час я вместе с вами. (Взгляните на доску)

III. Основная часть :

“Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость”.Сервантес

“Не делай другому того, чего не желаешь себе”.

Все эти фразы взяты неслучайно, т. к. речь сегодня будет идти о том, что такое вежливость, кого мы считаем вежливым человеком .

В начале занятия мы с вами поздоровались. Сказали друг другу – «здравствуйте!» . А кто из вас знает, что оно означает? (ответы детей)

В этом слове приветствия заключен большой и важный смысл, оно означает : "Я вас вижу, вы мне приятны, я вас уважаю и желаю здоровья, добра".

Тема доброго отношения друг к другу, тема вежливости, воспитанности и будет основной темой нашей сегодняшней встречи. Мы посмотрим, кто из вас знает, помнит и умеет применять в жизни правила вежливого поведения.

Учитель : А как вы думаете, можно ли нам научиться вежливости? Предлагаю вам посмотреть небольшой сюжет.

(Ералаш «Давайте говорить друг другу комплименты» )

Учитель : Как вы считаете, нужна ли такая вежливость?

Что, по вашему мнению, называется вежливостью?

Все ваши ответы правильные, но есть более точное понятие :

вежливость– это качество человека , для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения.

Учитель : Ребята, какие приветствия знаете вы? (ответы детей)

Знаете ли вы, что рабы Древнего Рима, приклонялись на колени перед вышестоящими, обнажали свои головы;

Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе;

Военные отдают друг другу воинское приветствие.

Учитель : А что всё это объединяет?

Все эти приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”.

А сейчас, давайте все вместе отгадаем загадки

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь : «добрый …. день» !

Друг другу на прощание

Мы скажем …«до свидания» .

Как похоже слово «царствуй»

На приветливое …«здравствуй» .

Когда виноваты, сказать спешите :

«Прошу Вас, пожалуйста, ….извините»

До чего ж оно красиво,

Слово доброе…«спасибо» .

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше не …перебивай.

Ни один человек в своей жизни не избежал напоминаний или указаний о том, что надо уметь для того, чтобы хорошо себя вести. Это говорят родители дома, учителя в школе, взрослые на улице…

И, как правило, эти замечания делаются за то, что вовремя не сказал "здравствуйте", "спасибо", "пожалуйста" или "извините".

Выходит, что если вовремя научиться вставлять эти 3-4 "волшебных слова", то, действительно, человек умеет себя вести . Но тогда откуда в нашей жизни столько проблем, недоразумений, конфликтов, почему люди не всегда понимают друг друга? А всё просто, нужно начинать с себя : с воспитания в самом себе вежливости, приветливости, умения сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить настроение другим, быть всегда ровным в обращении с окружающими людьми.

Проведем небольшое тестирование, выясним, вежливый ли вы человек ?

1. Выходя из дома, вы :

а) так хлопаете дверью, что огромная люстра в зале начинает раскачиваться, а случайный прохожий вздрагивает и чуть не падает с ног. (5 баллов)

б) придерживаете дверь, чтобы она не хлопнула. (1 балл)

2. В узком переходе, в котором невозможно разойтись двоим, высталкиваетесь с прохожим, идущим навстречу. Ваши действия :

а) делаете шаг в сторону и пропускаете его. (2 балла)

б) замираете на месте и тоном, не терпящим возражений, приказываете себе : «Ни шагу в сторону!» (4 балла)

3. В толпе, спешащей по своим делам, случайно наступил вам на пятку прохожий, идущий сзади. Вы :

а) оборачиваетесь, улыбаетесь и произносите : «Ничего страшного. Мне не больно!» (2 балла)

б) немедленно обрушиваете на обидчика поток слов и выражений, среди которых самым безобидным является «медведь неуклюжий» (4 балла)

4. Когда ты встретишь мальчика, который обижает девочку, ты :

а) толкнёшь его, тоже обидишь; (3 балла)

б) объяснишь ему, растолкуешь словом, поговоришь с ним (2 балла)

в) пройдёшь мимо (4 балла)

5. Старушка попросила перевести её через дорогу. Вы :

а) скажете, что вам некогда, что спешите на спортивную секцию или кружок. (5 баллов)

б) возьмёте её под руку и переведёте через дорогу, соблюдая все правила дорожного движения. (1 балл)

Подведение итогов теста :

Менее 10 баллов : Вы на верном пути. Вы вежливый человек .

От 10 баллов- до 20 баллов. У вас возникают проблемы в общении с другими людьми. Но у вас есть возможность исправить это!

Более 20 баллов : Увы! Вас приняли за разбойника!

Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека . Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих.

Давайте поиграем в речевой этикет. (Каждой группе раздаются карточки)

Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже действуют определённые правила вежливости, правила этикета.

Сейчас я хочу предложить вам обсудить, как поступите вы в следующих ситуациях (раздаю карточки)

1. Вот, например, тебя пригласили в гости, как следует вести себя?

Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить. Если на улице дождь или снег, стряхни шапку и пальто еще на лестнице. Не входи в комнату, не постучавшись. Не стремись поздороваться с каждым в отдельности, на это уйдет много времени, и ты невольно помешаешь общему разговору. Лучше подать руку хозяйке и хозяину, а остальным слегка поклониться и сказать : «Здравствуйте» . Не садись, пока не сядут старшие. Если в комнату вошла девочка, уступи ей свое место, а себе принеси другой стул.

1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

2. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

3. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?

А сейчас викторина для всех – “Правильно ли это?

Вы должны отвечать хором, да или, нет.

1. В общественном транспорте причёсываться?

2. Ходить в театр в спортивном костюме?

4. Случайно задев кого-либо, наступить на ногу, … вежливо извиниться.

6. Уходя с урока, крикнуть учителю : «Пока!»

Игра «Рифмовка»

В конце нашего занятия я предлагаю вам придумать девиз «вежливости» нашего класса . Для этого вы должны придумать рифмы к словам :

(если говоришь) СПАСИБО

(то не будешь ты) ЛЕНИВЫМ

(никого) НЕ ПЕРЕБИВАЙ

(место старшим) УСТУПАЙ

(никогда мы) НЕ ЗАБУДЕМ

(наш девиз) «ЖИВИТЕ ДРУЖНО!»

А закончить наше занятие я хотела бы пожеланием всем ребятам : будьте вежливы, чаще улыбайтесь, приносите добро людям, будьте красивы душой,

Помните : Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья .

Подведение итогов занятия :

Понравилось занятие ?

Что нового узнали?

Что показалось трудным?

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 с углублённым изучением отдельных предметов

Сценарий

занятия по внеурочной деятельности во 2 классе

Учитель : Панькина Ольга Федоровна

Тип урока: урок усвоения новых знаний

СОТ: технология критического мышления через чтение и письмо

Тема занятия . Вежливость

Цели урока:

Образовательные:

    познакомить с понятием «вежливость»;

    вспомнить вежливые слова и узнать о происхождении некоторых вежливых слов;

    познакомиться с правилами вежливости и с правилами вежливой беседы.

Воспитательные:

    воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие, интерес к предмету.

Развивающие:

    развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, сообразительность, творческую самостоятельность;

    развивать умение сотрудничать, помогать другу, умение учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию;

    развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы и работы в парах;

Формирование УУД.

Познавательные УУД

    Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

    Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

Регулятивные УУД

    Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.

    Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные УУД

    Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

    Формируем общее представление о моральных нормах поведении

Коммуникативные УУД

    Формируем умение слушать и понимать других.

    Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

    Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.

Оборудование: на стене плакат «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», выставка книг на тему вежливости, памятки для детей, правила вежливости, правила вежливой беседы, фото, иллюстрации по теме урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия вызова

    Учитель читает стихи

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит-

Радуются взрослые и дети.

Но чтобы радость людям дарить,

Нужно и добрым и вежливым быть.

Учитель показывает фото (слайды) о вежливости

1.Какая тема нашего урока?

2 Прием «Кластер». Составление кластера по теме «Вежливость» в форме групповой работы.

3.Напишите ключевое слово в середине рабочего листа. Начните записывать слова, которые возникают у вас в связи с данной темой. По мере того, как возникают идеи, записывайте их и начинайте устанавливать связи между ними. Выпишите столько идей, сколько придет на ум, пока не будут исчерпаны все.

4. Запомните правила составления кластера:

записывайте все идеи, которые приходят на ум;

не переставать писать, пока идеи не иссякнут;

если ваши идеи иссякли, порисуйте на листе бумаги, пока не появятся новые.

    Прием. Игра «Верите ли Вы, что…».

Правила игры:

У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что...». Вы обсуждаете ответы в группах.

Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то « - «

    Верите ли вы, что вежливость – это соблюдение правил приличия?

    Верите ли вы, что есть такое слова «вежа»?

    Верите ли вы, что вежливый человек - это хороший человек?

    Верите ли вы, что невежливых людей больше, чем вежливых?

    Верите ли вы что, вежливым человеком стать очень трудно?

    Верите ли вы, что вежливое и доброе слово, произнесенное от души, это не пустой звук. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение?

    Верите ли вы, что невежливое слово может обидеть человека?

Учащиеся «вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу

Учащиеся отвечают на вопросы:

Что знают?

Что думают?

Учащиеся проводят составление кластера в группах

Учащиеся обмениваются своими идеями друг с другом, поговаривая все связи полными предложениями.

Учащиеся рассматривают фотографии.

Ученики заполняют таблицу

Стадия осмысления

    Прием «Инсерт» (чтение с пометками)

Индивидуальная работа.

Самостоятельное чтение статьи.

Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

Эту информацию знал, знаю, вспомнил;

Это новая для меня информация;

Эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Вежливый человек – значит соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Можно часто слышать словосочетания: вежливое обращение, вежливый намек, вежливо попросить.… Самый известный афоризм о вежливости история приписывает Людовику XVIII королю Франции… Он звучит так: «Точность – это вежливость королей».

А как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе. Вы спросите: а как же тогда делать замечания своим друзьям и знакомым, которые вас чем-то обидели? На этот вопрос я отвечу так: даже замечания надо делать вежливо. Вежливое и доброе слово, произнесенное от души, это не пустой звук. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение. Доброе слово, как весенний ветерок, разгоняет серые тучки. И не только наши слова, но и поступки должны быть добрыми. А всегда ли мы находим в себе силы, чтобы произнести добрые слова? Гораздо проще сорваться и нагрубить товарищу или даже маме…

Учитель:

    Ребята, а вы знаете откуда взялось слово «спасибо»?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

«Спаси Бог» - превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей»!

Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

Ах ты, невежа, - говорили ему.

Очень он обижался и кричал в ответ:

Нет, я вежа, вежа, вежа!

Странное слово. Но на самом деле оно не странное, а старинное. В старину «вежей» называли человека знающего, сведущего, ученого. А «вежество» означало ученость, учтивость. Отсюда и появилось слово «вежливость» - доброе поведение, почтительность. Так что мальчик был прав: есть такое слово «вежа». И все же он был не прав, потому что его-то никак нельзя было назвать «вежей». Сначала бы ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.

2) Приём « Таблица З-Х-У» (знаю – хочу узнать – узнать)

Работа в парах.

Вспомните всё, что вам известно о значении воды для жизни на Земле и запишите эти сведения в первой графе таблицы.

Поставьте вопросы к изучаемой теме: что вы хотите узнать и запишите их во второй графе таблицы.

Хочу узнать

Ребята работают с текстами, тексты находятся в защитных файлах, на них можно писать маркерами, делать пометки, маркер затем удаляется.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, вопросы из учебника отвечают на вопросы друг друга.

Ученик читает.

Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо».

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома,

Не молчите, не стесняйтесь

И немым не притворяйтесь.

Поздороваться спешите,

Громко: «Здравствуйте»! скажите.

Ученица 3.

В нашей маленькой деревне

Есть такой обычай древний:

Утром, днем и в темноте

Те и те, и те, и те,

Повстречавшись, непременно

Говорят одновременно:

«Здравствуйте»!

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «Пожалуйста»!

Ученица 4.

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не молчите,

Долго не тяните, скажите: «Извините»!

Дети заполняют таблицу, в которой пишут, что они знали по этой теме сами, что узнали нового, что ещё хотят узнать.

Стадия рефлек сии

«Синквейн» творческая форма рефлексии. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Прием «Письмо по кругу».

Сочинение на тему «Вежливость» по одному предложению

Теперь, ребята, вы знаете, как необходимо общаться друг с другом, как правильно употреблять вежливые слова. Надеюсь, что в жизни это вам пригодится. Не зря говорится: чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. На этом наше мероприятие окончено. До свидания, до новых встреч!

Спасибо за урок!

Учащиеся составляют синквейн

Вежливость

Нужная, важная

Спасает, хорошеет, радует

Вежливость нужна людям.

Спасение

Вежливость

Добрая, необходимая.

Плачет, радует, помогает.

Она помогает всем людям.

Необходимость

Дети обобщают знания по изученной теме урока. «Вежливость». Они пишут письмо, каждый пишет по одному предложению.

Приложение к уроку

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

    Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой.

    Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.

    Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

    Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

    Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.

    Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.

    Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОЙ БЕСЕДЫ

    Вежливость – это не только «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста».

    Вежливый человек старается выражать свои мысли так, чтобы собеседнику было все понятно.

    Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять. Да и выглядит она смешно.

    Не говори слишком долго, постарайся донести главную мысль своего сообщения. Если собеседник заинтересуется, он попросит тебя рассказать о деталях.

    Прежде чем что-то сказать, мысленно сформулируй, что именно ты хочешь донести до слушателя. Произноси слова ясно и отчетливо, собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает окружающих.

А для того, чтобы научиться говорить четко и внятно есть специальные упражнения. Например, произношение скороговорок. (Ребята пробуют произносить скороговорки).

СКОРОГОВОРКИ

    На дворе трава, на траве дрова.

    Не руби дрова на траве двора.

    Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла кларнет.

    Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Технологическая карта
сценария внеурочной деятельности с учащимися 8 класса

Тема мероприятия/занятия «Химический анализ родниковых вод»
Форма проведения экскурсия, практическое занятие
Цель Определить расположение родников на территории с.Измайловка. Провести анализ родниковой воды.
Задачи:
Обучающие: Систематизация полученных знаний учащихся о химических веществах в природе на примере родников.
Развивающие: Развитие памяти, логического мышления, умения применять полученные ранее знания.
Воспитательные: Умения работать в паре, в группе. Воспитание сознательной дисциплинированности, четкости и организованности в работе.
Планируемые результаты обучения:
Личностные - представлять результаты своей работы, используя информационные технологии
Предметные - знать состав родниковых вод
- знать правила охраны родников;
- рассказать о последствиях загрязнения родников для всего живого;
Метапредметные - провести наблюдение за состоянием родников села, сформулировать выводы по итогам наблюдения

Формируемые УУД
Личностные - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Регулятивные - оценка своей деятельности, постановка и сохранение учебной задачи в сотрудничестве с учителем; проявление познавательной инициативы в сотрудничестве
Коммуникативные - развивать сотрудничество с педагогом, сверстниками, формулировать собственное мнение.
Познавательные - проводить классификацию по заданным критериям; строить логические рассуждения; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; развивать познавательный интерес и воображение.
Технологии и техники технология дифференцированного обучения
Ресурсы (учебники, наглядные пособия, информационные источники и т.д.) __________________________________________________________

Этапы
мероприятия
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент
Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу, организует внимание.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Фронтальный опрос.
Организует фронтальную беседу по вопросам:
Что такое родник?
Каков состав воды родниковых вод? 2. Какие вещества загрязняют родники?
Как сохранить родники, которыми мы пользуемся?
Как сохранить исчезающие родники?
Какую роль играют родники в экосистеме?

Отвечают на вопросы.

Название темы
«Химический анализ родниковых вод »

Целеполагание, мотивация
1. Объявляет тему занятия
2. Выясняет, какие вопросы хотели бы обсудить учащиеся.
3. Предлагает сформулировать цель.
4. Помогает определить практическую деятельность во время экскурсии и практического занятия по анализу воды.
1. Участвуют в беседе.
2. Формулируют цели данного занятия.
3. Определяют свою деятельность в группе.

Экскурсия, практическая работа

Инструктирует по правилам поведения и структуре практической работы.
Организует и направляет учащихся, делит учащихся на 3 группы, раздаёт задания и приборы.
После возвращения в класс предлагает практическую работу.
Выполняют практическую работу:
Выполняют практическую работу.

Рефлексия.
Подведение итогов
Даёт характеристику деятельности учащихся на уроке.
Определяют результат своей работы и эмоциональное настроение.

Домашнее задание
Даёт задание на дом:
отчеты о проделанной работе.

Записывают в дневник

Отчет первой группы
Из истории родников
Родники по славянским поверьям – «глаза земли», впитывающие особым образом её силу. ... Русские люди всегда умели называть обычные явления и понятия просто и живописно, выражая суть и эмоциональное отношение. Что же такое родник? Это небольшая струя воды, выбивающаяся из - под земли. Сама родная земля - матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье. Ведь вода в родниках всегда чистая, освежающе холодная и полезная. На Руси родниковую воду берегли, строили для родников колодцы, часто очищали. А прохожий всегда мог попить ледяной водицы из ковша, оставленного у родника. Вода в родниках очень холодная, но, говорят в народе, даже окатившись ею зимой в мороз, не заболеешь, наоборот - силы и здоровья прибавится.
О родниках в старину слагали легенды, с ними связывают особые предания, приметы. Студеной воде из этих ключей приписывали волшебную силу. В прошлом почитали, чистили, заботились о родниках, с любовью из них брали воду, умывались и пили на здоровья. Обычно весной 22 апреля, люди обходили родники и при этом говорили: «Подземная водица, отмыкаем тебе пути внешние». На рождество пресвятой Богородицы женщины встречали осень у воды родниковой: «Богородица пречистая, - просили они, - избавь от маеты, беды от души отведи». А вода, набранная в источнике, в ночь на 19 января обладает чудодейственной силой: исцеляет от болезней, придает силу, заряжает энергией. Православный народ использует ее в течение всего года. Воду дают больным, с ее помощью отваживают любое бедствие от дома. Освященная вода из родника кристально чистая остается долгое время, не мутнеет и не дает осадка. Родники – наша надежда, так как они поставляют природную «живую» воду.

Откуда же берутся родники?
Проведём опыт. Возьмём три стакана и поместим в них воронки. В одну воронку насыпаем почву, в другую – столько же песка, в третью – столько же размельчённой глины. Нальём одновременно во все воронки одинаковое количество воды. Мы увидели, что почва и песок пропускают воду, а глина задерживает
Так происходит и в природе. Выпадает дождь на поверхность земли или растает снег, часть воды испарится, часть просочится в почву. Капельки воды будут просачиваться вниз до тех пор, пока не встретят слой глины или других пород, плохо пропускающих воду. Здесь они будут скапливаться и по наклонной поверхности стекать вниз. Как только подземная вода дойдёт до обнажения обрыва, она выйдет на поверхность.
Место выхода подземных вод на поверхность земли называют родниками или ключами. Чаще всего подземные воды выходят на поверхность земли вдоль рек и оврагов. Из родников берут начало ручейки, которые, сливаясь вместе, образуют реки. Дождевая вода на поверхности земли бывает мутной. Но, просочившись сквозь почву, камни песок, она очищается.
Отчет второй группы
Исследование родниковой воды.
Качество воды характеризуют ее прозрачность, мутность, цвет, а также запах, вкус, реакция среды, содержание солей, степень загрязнения. В источнике мы взяли пробу воды для анализа на качество.
Органолептические характеристики родниковой воды показали, что вода прозрачная, чистая, вкус и привкус не ощущается, бесцветная, запах не обнаруживается. Таким образом, интенсивность вкуса, привкуса и запаха равна нулю.
Вода долго может храниться, и ее свойства не теряются.
Свойства родниковой воды.
Кислотно-щелочная среда
Мутность
Прозрач-ность
Цвет-ность
Запах
Вкусовые качества

Нейтральная
-
Прозрачная
Бесцветная
качество
Балл
Без вкуса

Температура воды в источнике в разные месяцы.
Месяц
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март

Температура
+7
+7
+7
+7
+7

Удивляет то, что температура источника в течение 5 месяцев фактически не изменялась, и составляла +7 градусов по Цельсию. Вода в источнике не замерзает.
Жесткость.
Мыло в воде пенится относительно хорошо. Гидрокарбонатной жесткостью вода практически не обладает.

Качественный состав воды.
Состав осадка.
Мы осуществили процесс выпаривания воды. После выпаривания воды сухого остатка было очень мало, и он не обладал желтым цветом, но мы все же проделали опыт на наличие железа и сделали окончательный вывод, что вода ионов железа не содержит.

Отчет третьей группы
Органический мир.
Растительность вблизи родника.
В связи с переувлаженением местности древесно-кустарниковая растительность представлена вербой, ольхой черной, осиной, ясенем, ивой серой. Для русла ручья характерны влаголюбивые растения: осоки, стрелолист обыкновенный. В ручье находится много ряски и нитчатых водорослей. Ручей не замерзает даже в зимнее время. Здесь температура воздуха выше, чем температура вне родника.
Животный мир вблизи родника.
Животный мир не очень разнообразен: насекомые, лягушки, ужи, птицы: сороки, соловьи, кукушки, воробьи, домашние утки и гуси. Для одних это место купания, для других - пища, некоторых привлекают удобные места для гнезд. Нами было обнаружено несколько гнезд сорок.
Около родника обитает много лягушек - травяная и остромордая. В ручье встречается жук - плавунец.
Мы определяли млекопитающих, подходящих к роднику, по следам, оставленным на почве. В основном это домашние животные: лошади, коровы, козы.

Оценка экологического состояния родника.

В русловой части ручья есть опавшие ветки, лесной хворост. Там много ила. На некоторых участках пойма сильно заросла, поэтому путь воды из родника оказывается сложным и запутанным. В некоторых местах наблюдается заболачивание.
Это удивительное место, потому что сюда идут три тропы со всех сторон села.
Но, к сожалению, среди нас есть и недобрые люди. Рядом с родником мы обнаружили большое количество пластиковых бутылок, пакеты и другой упаковочный материал.
Родник, который мы пытались описать – это не памятник природы, это безымянное место, которое несмотря на это, дорого нам, это уголок нашей родины.
Экологическое состояние родника в целом удовлетворительное.

Перспектива
Мы планируем продолжить исследования и эколого-образовательную деятельность на территории родника. Включить в работу и учеников нашей школы, организовав для них цикл бесед и проведение экскурсий, а также проведение экологических акции по очистке и уборке мусора на территории родника.
Предложения по охране и благоустройству источника.
Необходимо делать рейды на родник с целью очистки его от бытового мусора, оставленного человеком. Весьма желательно бы очистить русло и берега от опавших веток, валежника, лесного хвороста - это гарантия роста растительности. Необходимо почистить русло ручья от ила и несколько его углубить. Тогда легче будет выявлять и преобладающую вблизи родника и ручья растительность. Итак, подводя итог, у нас получились

Предложения по охране родникового источника.
(практические рекомендации).

1. Регулярно проводить акции по чистке родника и окружающей территории.
2. Обратиться к жителям села Измайловка с предложением о разумном и экономном использовании воды, особенно в летнее время и бережном отношении прилегающей территории. Для этого составить листовки для жителей села с просьбой не мусорить около родника и беречь все, созданное природой и руками человека.
3. В школе провести беседы о том, что дает нам вода.
4. Весной провести школьные экологические акции по уборке мусора на территории родника.
5. Организовать и провести экскурсию на родник для учащихся начальных классов школы.

Паспорт родника

· Номер источника - 1

· Название источника -

· Республика - Россия

· Область - Тамбовская

· Район – Знаменский

· Населенный пункт – с. Измайловка

· Элемент рельефа - балка, речной родник.
1. Геологические условия выхода воды
Характеристика пласта, из которого вытекает подземная вода – песок, 0,7м.
Породы водоупорного пласта – глина, ил.
Выход воды на поверхность - из промежутков между частицами пород.
Характер вытекания воды - вытекает спокойно.
2. Растительность вблизи родника – травянисто - древесная.
3. Физические особенности воды источника

· Прозрачность воды – прозрачная.

· Запах – нет запаха, интенсивность запаха - 0 баллов.

· Вкус – нет вкуса, интенсивность привкуса – 0 баллов.

· Температура воды – +7 °С.

· Замерзание источника. Сроки замерзания - не замерзает.
4. Участие источника в питании ручья, реки, озера - питает реку Кариан.
5. Хозяйственное использование источника – используется для питья.