Тренер преподаватель по спорту обучение. Тренер-преподаватель образовательного учреждения. II. Должностные обязанности

Скачать должностную инструкцию
тренера-преподавателя образовательного учреждения
(.doc, 90КБ)

I. Общие положения

  1. Тренер-преподаватель относится к категории специалистов.
  2. На должность тренера-преподавателя назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование
  3. Назначение на должность тренера-преподавателя и освобождение от нее
  4. Тренер-преподаватель должен знать:
    1. 4.1. Конституцию Российской Федерации.
    2. 4.2. Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
    3. 4.3. Конвенцию о правах ребенка.
    4. 4.4. Возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену.
    5. 4.5. Специфику развития интересов и потребностей обучающихся.
    6. 4.6. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  5. На время отсутствия тренера-преподавателя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Тренер-преподаватель:

  1. Осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний.
  2. Проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу.
  3. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения.
  4. Проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования обучающихся.
  5. Обеспечивает повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки занимающихся, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса.
  6. Содействует исключению случаев применения обучающимися различных видов допингов.
  7. Разрабатывает годовые и текущие планы подготовки.
  8. Ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы.
  9. Использует в своей работе наиболее эффективные методы спортивной подготовки обучающихся и их оздоровления.

III. Права

Тренер-преподаватель вправе:

  1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
  2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
  3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
  4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения).
  5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Тренер-преподаватель несет ответственность:

  1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
  2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
  3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Необходимость системного реформирования физкультурно-спортивной деятельности назрела уже давно. Законодательство о физической культуре и спорте меняется стремительно и кардинально, но реальные результаты воздействия на социальные процессы зачастую ничтожны.

Спорт - слишком сложное социальное явление, чтобы его регулирование могло базироваться только на юридических знаниях. На наш взгляд, самым перспективным для разработки является практико-ориентированный подход.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который внес ряд существенных изменений в организацию спортивной подготовки в спортивных школах.

В действующем законодательстве РФ (ч. 3 ст. 23 Закона N 273-ФЗ, Приказе Госкомспорта СССР от 09.04.1987 N 228 "О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта" (вместе с Положением о специализированных классах по видам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах), а также ненормативных правовых актах федеральных органов управления образованием, физической культурой и спортом (письмах Минобрнауки России от 29.09.2006 N 06-1479, Росспорта от 12.12.2006 N СК-02-10/3685, Приказе Министерства спорта РФ от 24.10.2012 N 325) данные организации рассматриваются как образовательные учреждения дополнительного образования.

Спортивные школы реализуют дополнительные общеобразовательные программы (ч. 3 ст. 84 Закона N 273-ФЗ), которые подразделяются на дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные программы (подп. 1 ч. 3 ст. 84 Закона N 273-ФЗ), а также имеют право осуществлять подготовку спортивного резерва по программам спортивной подготовки, разработанным на основе федеральных стандартов спортивной подготовки (ч. 6 ст. 33 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ, п. 21 проекта Приказа Министерства спорта РФ "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" (далее - проект Приказа Минспорта).

При принятии проекта Приказа Минспорта может возникнуть противоречивая ситуация, связанная с регулированием трудовых отношений работников, реализующих в одной и той же спортивной школе, с одной стороны, дополнительные общеобразовательные программы, с другой - программы спортивной подготовки (учет рабочего времени, тарификация работы, социальные гарантии и т.д.) (п. 21).

Работодателю будет весьма сложно регулировать трудовые отношения с работниками, так как наименование должности, указываемой в штатном расписании и трудовом договоре, должно соответствовать требованиям квалификационного справочника (абз. 8 ст. 57 ТК РФ). При реализации дополнительных образовательных программ тренер-преподаватель - педагогический работник (Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н), а при реализации программ спортивной подготовки - тренер - работник физической культуры и спорта (Приказ Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н).

Кроме этого, наименование должности может соответствовать разработанным профессиональным стандартам. В проекте профессионального стандарта тренера упоминаются наименования должностей "тренер" и "тренер-преподаватель" без учета реализуемых ими видов программ, то есть выполняемого вида экономической деятельности. Мы считаем, что разработчики проекта неоднозначно учитывали действующие Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 298 (далее - ОКЗ), и Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (вместе с ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (далее - ОКПДТР), в которых должности тренера (код 27164) и тренера-преподавателя по спорту (код 27168) отнесены к базовой группе спортсменов 3475 (ОКЗ).

В проекте стандарта тренер относится к базовой группе 2359 ОКЗ (специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы) (образовательная деятельность), но в ОКПДТР деятельность тренера относится к базовой группе 3475 ОКЗ (физическая культура и спорт).

Кроме этого, разработчики не учитывали, что при установлении требований к квалификации указываются требования для работников физической культуры и спорта (ЕКС N 916н) и профессиональное образование по физической культуре (030000 - гуманитарные науки, 050000 - образование и педагогика), а базовая группа 2359 относится к образовательной деятельности.

На наш взгляд, данная проблема возникла не случайно, а является апогеем многолетнего затянувшегося кризиса в правовом регулировании трудовых отношений тренерских кадров.

История вопроса

Начиная с 1934 года до настоящего времени в практике преобладает мнение о том, что должность тренера является педагогической, так как соответствует всем признакам процесса обучения (двусторонний характер, совместная деятельность учителей и учащихся, руководство со стороны учителя, специальная планомерная организация и управление, целостность и единство, соответствие закономерностям возрастного развития учащихся, управление развитием и воспитанием учащихся). Федеральный орган управления физической культурой и спортом разъясняет, что наименование должности часто менялось в разные годы: "тренер", "тренер-преподаватель", "тренер-преподаватель по спорту", "тренер-преподаватель образовательного учреждения". Данная должность является педагогической только в образовательных учреждениях (Приказ ГКФТ РФ от 28.12.1995 N 1588-ИТ).

Кроме этого, выигранные судебные дела по отстаиванию прав тренерских кадров на пенсионное обеспечение сформировали искаженное правопонимание о тождественности должностей "тренер-преподаватель" и "тренер".
Пленум ВС РФ в Постановлении от 11.12.2012 N 30 указал, что установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей исходя из судебных решений не допускается.

В свою очередь, не претендуя на всесторонний анализ правовых статусов рассматриваемых нами должностей, мы рассмотрели минимальные социальные гарантии и компенсации, предоставляемые действующим трудовым законодательством РФ тренеру-преподавателю и тренеру.

Из таблицы видно, что минимальные социальные гарантии и компенсации по должностям "тренер" и "тренер-преподаватель", имеющим право осуществлять обучение по программам спортивной подготовки и дополнительным общеобразовательным программам, не совпадают. Причем тарификация работы тренера осуществляется по нормативно-правовым актам, принятым еще в СССР. Иных документов, по которым осуществляется правовое регулирование трудовых отношений данной должности, мы не выявили.

В настоящее время существует ряд позиций научных работников, которые выступают за тождество в правовом регулировании должностей тренеров и тренеров-преподавателей. Однако концепции научных работников в большинстве своем теоретические. На наш взгляд, они не учитывают реалии настоящего времени, складывающиеся на практике.

Таким образом, для разрешения сложившейся противоречивой ситуации необходимо:

  1. во-первых, проработать вопрос о возможности установления единого административно-правового статуса спортивных школ как организаций, осуществляющих обучение (ст. 31 Закона N 273-ФЗ);
  2. во-вторых, в условиях, когда образование и спорт относятся к разным видам экономической деятельности, Минспорту России необходимо ходатайствовать перед Правительством РФ об установлении тождества наименований должностей "тренер" и "тренер-преподаватель";
  3. в-третьих, при разработке профессионального стандарта тренера необходимо учитывать сложившуюся практику получения профессионального образования работниками по гуманитарным и педагогическим специальностям в области физической культуры и спорта.

Разработана на основе Трудового кодекса Российской Федерации. В ней даны основные методические рекомендации в области труда, спорта и физической культуры.

Основные положения

Главное предназначение тренера-преподавателя - правильно организовать спортивную подготовку. При этом под спортивной подготовкой подразумевается особый тренировочный заранее спланированный процесс, обязательно включающий в себя участие воспитанников во всевозможных спортивных конкурсах и соревнованиях. При этом все действия, проводимые в такой школе, должны выполняться в соответствии с особой программой.

Тренер-преподаватель обязан придерживаться всех требований, назначенных государственными стандартами.

Правильная организация тренировочного процесса

Каждая тренировка, проводимая в группе, должна быть осуществлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей всех воспитанников. При этом тренер-преподаватель должен уметь проводить соревнования, и сам принимать в них активное участие, организовывать тренировочные сборы и лагеря, а также иметь опыт в судейской и инструкторской практике.

Тренер-преподаватель спортивной школы обязан следить за здоровьем своих воспитанников и прохождением ими специального медицинского контроля.

Должностные обязанности: трудовые функции

Тренер-преподаватель осуществляет календарно-тематическое планирование занятий и соревнований в соответствии с видом и целями спортивной школы. При этом он должен осуществлять постоянный медицинский контроль за своими учениками. Очень важно знать о противопоказаниях к занятиям или к тем или иным видам упражнений.

Тренер-преподаватель консультирует воспитанников и их родителей о протекании учебного процесса. По необходимости дает нужные рекомендации.

Тренер-преподаватель по спорту обучает своих учеников всем основам двигательной активности, в зависимости от спортивной дисциплины. С этой целью делаются различные комплексы специальных упражнений, развивающие нужные спортивные показатели. При этом должна быть задействована не только практика, но и теоретическая подготовка. Постоянные рассказы, беседы и лекции поспособствуют всестороннему развитию.

Инструкция тренера-преподавателя сообщает также, что каждый сотрудник спортивной школы обязан уметь правильно составлять рабочий план и придерживаться его. Также анализировать результаты своей работы и отбирать лучших учеников для участия в важных

Необходимые знания для работы с воспитанниками

Каждый тренер спортивной школы должен обладать такими знаниями для работы со своими учениками:

  • общие правила своей дисциплины;
  • правила проведения соревнований;
  • основные требования к спортивному снаряжению и экипировке;
  • определение объемов тренировок для определенных типов соревновательных подготовок;
  • психологические, физические и возрастные особенности своих воспитанников;
  • возрастную педагогику и психологию;
  • комплексы упражнений, формирующих учеников как гармонично развитых личностей.

Необходимые умения

Работа тренером-преподавателем подразумевает наличие таких умений:

  • способность выявлять цели и мотивы учеников, пришедших в спортивную школу, а также на каждом этапе проведения спортивных соревнований;
  • умение следить за общей дисциплиной;
  • умение составлять учебный и соревновательный план и пользоваться ими;
  • заинтересовывать учащихся не только физическими упражнениями, но и рассказами и лекциями о данном виде спорте;

  • каждый тренер-преподаватель должен просто и понятно уметь объяснять суть всех упражнений;
  • умение использовать спортивный инвентарь и тренажеры, если в этом есть необходимость;
  • замечать все неисправности имеющегося оборудования и следить за безопасностью условий, в которых тренируются воспитанники;
  • умение правильно и осознанно отбирать спортсменов для проведения соревнований;
  • участвовать в судейском процессе, а также определять его справедливость;
  • умение повышать мотивацию учеников и развивать волю к победе;
  • умение соблюдать правила техники безопасности, а также просто и доходчиво объяснять это ученикам.

Ответственность, подразумеваемая данной должностью

Стоит учитывать, что деятельность преподавателя-тренера подразумевает некоторую ответственность. Поэтому очень важно обратить внимание на некоторые аспекты профессии. Преподаватель спортивной школы всегда несет ответственность за:

  • здоровье и жизнь всех занимающихся;
  • нарушение всех видов дисциплины;
  • неправильное выполнение государственных стандартов по тому или иному виду спорта;
  • невыполнение нужного объема годовых работ: проведение соревнований, аттестация учеников;
  • неуважительное отношение к правам воспитанников;
  • применение неправильных методов воспитания (особенно связанных с любыми видами насилия над личностью ученика);
  • подозрение в коррупции;

  • сбор средств на нужды спортивной школы без согласия директора и других руководителей;
  • пропаганда любых религий, насилия, жестокости и расизма;
  • любые другие поступки, несовместимые с законами Российской Федерации.

Квалификационные требования

Специальная квалификация тренеров-преподавателей - это одно из основных условий для проведения правильной спортивной и воспитательной работы с учащимися. В зависимости от вида спортивной деятельности и подготовки, тренер должен иметь среднее или высшее образование. Также для совершенствования этой деятельности необходим тренерский опыт не менее трех лет. Если преподаватель не имеет соответствующего опыта, но имеет присвоенный разряд от кандидата спорта и выше, в этом случае он может вести тренерскую деятельность.

Аттестация тренеров-преподавателей - это важная и нужная процедура, проводимая каждые три года для определения уровня знаний и умений сотрудников спортивной школы, а также для повышения его квалификации.

Распределение рабочего времени

Данный вид деятельности предполагает сокращенную рабочую неделю. Максимальное количество рабочего времени составляет тридцать шесть часов в неделю. При этом учебный график составляется в соответствии с требованиями определенного учебного заведения самой администрацией. Очень важно учесть возрастные и психологические особенности учеников.

Права

Каждый тренер-преподаватель имеет право на:

  • предоставление ему работы с подписанием трудового договора;
  • получение рабочего места, отвечающего всем государственным и правовым нормам;
  • получение своевременной и правильной оплаты труда;

  • получение оплачиваемого отпуска, а также больничных.

Каждый человек, связанный с тренерско-преподавательской деятельностью, при устройстве на работу имеет право получить полную достоверную информацию, касающуюся условий труда. При этом могут быть использованы собственные тренерские методы обучения учащихся. Также разрешено переаттестовываться и получать более высокий разряд.

Общие положения аттестации тренеров-преподавателей

Категория тренера-преподавателя определяется самой федерацией конкретного вида спорта. При этом учитываются требования международной организации. Данная аттестация является добровольной. Основная же цель заключается в стимулировании тренеров-преподавателей к лучшей профессиональной деятельности. Каждый экзамен помогает работникам спортивных учреждений повысить свой уровень, а также узнать о новых современных методиках и технологиях, которые разрабатываются в наше время.

При прохождении аттестации тренеру-преподавателю может быть присвоен определенный национальный уровень: первая, вторая либо высшая категория, а также категория «Олимп».

Подготовка к аттестации

При этом каждый экзамен на присвоение определенного уровня проводится один раз в четыре года. Перед прохождением каждой аттестации работник спортивной организации должен подать заявление в специальную комиссию. Каждое заявление подается через работодателя.

Комиссия может отклонить заявление в таких случаях:

  • в документах указаны неправильные сведения;
  • тренер-преподаватель имеет санкции за нарушение антидопинговых правил;
  • работодатель может не принять заявление при наличии у подающего лица неснятого дисциплинарного высказывания.

Аттестационная комиссия

Для проведения правильной аттестации тренеров-преподавателей рекомендуется создавать специальные аттестационные комиссии, основной деятельностью которых являются заседания. Каждая из них должна состоять из председателя, заместителя, секретаря и членов комиссии. При этом председатель сам имеет право определять порядок проведения аттестации.

Комплекс требований к личности тренера

Имеет некоторые личностные требования.

Физические качества: тренер должен иметь хорошее здоровье и быть выносливым, а также иметь громкий звучный голос.

Нервно-психические качества: умение правильно распределять свое внимание, сохраняя при этом его концентрацию; устойчивость к внешним раздражителям и терпеливость; хорошее логическое мышление, память и воображение.

Волевые качества: умение ставить перед собой цель и добиваться ее, терпение, умение нести ответственность, способность владеть собой в любой ситуации, а также иметь талант влиять на других.

Тренер-преподаватель высокого уровня способен выгодно отличаться своими спортивными, педагогическими и личностными качествами, а также желанием делиться своими умениями и любовью к детям. У таких людей присутствует постоянное стремление учиться и самосовершенствоваться.

Один из самых важных критериев преподавателя - умение вносить творчество в свою работу. Это поможет заинтересовать воспитанников и разнообразить тренировочный процесс.

Выводы

Тренер-преподаватель - это очень важная, сложная и ответственная профессия. Для того чтобы стать успешным и квалифицированным работником спортивного заведения, нужно быть сильной, хорошо развитой личностью. При этом у человека, выбравшего данную профессию, должно присутствовать желание постоянно совершенствоваться, а также учить и любить детей.

Тренер должен постоянно достигать новых высот не только в профессиональной сфере, но и в духовной, и передавать свои качества воспитанникам.

Высококвалифицированный тренер-преподаватель - это не только работник спортивного учреждения, но и умный ответственный врач и друг для своих воспитанников. Совмещая все качества преподавателя и хорошего человека, можно стать настоящим профессионалом своего дела. Наградой за это будут не только медали учеников за спортивные достижения, но и формирование успешных, умных, здоровых и гармонично развитых личностей.

При правильном подходе к делу, а также при неимоверном желании учить и учиться тренер-преподаватель может достичь небывалых высот в своей работе.