Урок знакомство с буквой ы. Знакомство с буквой ы. Гимнастика для губ и языка «Жил – был язычок…»
Логопедическое занятие по обучению детей грамоте в старшей группе.
Подготовила Шематонова Л.В.
Тема: Звук [Ы]
Цели: 1. Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах, словах, предложениях;
2. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа; познакомить с буквой Ы.
3. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти;
4. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Ход занятия:
1. Под тихую музыку дети проходят на ковер.
Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Один – много». Я называю один предмет, а вы много.
Кукла – куклы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, стол – столы, шар – шары, тыква – тыквы, кот – коты, зонт – зонты, ягода – ягоды, дуб – дубы, зуб – зубы, банан – бананы.
Молодцы, хорошо поиграли. А сейчас пройдите на свои места.
2. Ребята, давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем: [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.
3. Ой, опять в нашем телевизоре сломался звук. Посмотрите внимательно и догадайтесь, какой это звук. И поднимите карточку с этим звуком. Денис, какой сейчас был звук? Саша? Инна?
Ребята, а звуки [а, о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.
– Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком. Послушайте, какие песенки я вам пропою: аы – оы – уы.
Какой новый звук вы услышали?
Да, верно. Прозвучал звук Ы . Он у нас тоже гласный звук. И обозначается он вот таким символом. А буква Ы будет жить у нас в этой квартире нашего многоэтажного дома.
– Давайте вместе пропоем звук Ы
– Громко, тихо, кратко, длинно.
– А сейчас хотите поиграть? Выходите на ковер, встаньте все в круг. Посмотрите, у нас на ковре лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Девочки берут карточку с одним предметом, а мальчики – где много предметов (играет музыка). Все нашли? Давайте проверим. Девочки ставят карточки Нюше, а мальчики – Крошу. Проверим. Посмотрите, все ли правильно? Девочки назовите свои предметы, а сейчас мальчики называют громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук Ы.
Проходите за столы. Сядьте ровно, выпрямите спины. Давайте вспомним слова со звуком Ы, которые называли мальчики.
– Звук Ы у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.
– Ы – буква сытая, несет брюшко набитое. Очень любит поесть. Варит суп и солит его, картошку варит, солит, салат делает – солит. Что еще можно приготовить и посолить?
Ребята, что сегодня делали на занятии? Познакомились со звуком и буквой Ы, учились ее произносить. Молодцы, хорошо поработали!
Можете отдыхать.
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"Нравится |
Цель занятия: изучаем букву Ы, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой Ы, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Ы по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Дым
Сыр
Усы
Мыло
- Скажи, как гудит пароход? (Ы-ы-ы!..)
- СЫР, КОСЫНКА - какой звук есть во всех этих словах?
Запомни, пожалуйста: в русском языке нет слов, в которых звук [Ы] находится в начале слова.
В середине или в конце звук [Ы] в словах СЫР? ЧАСЫ? УСЫ? СЫН? КОТЫ? ОСЫ? СУПЫ? ДЫМ?
Когда мы произносим звук [Ы], воздух свободно выходит изо рта. Ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Ы].
- Гласный или согласный звук [Ы]?
- Какие еще гласные звуки ты знаешь?
- А какие ты знаешь согласные звуки?
Задание: печатная буква Ы для дошкольников
Рассмотри букву Ы. Нашили букву Ы в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Сказка про букву Ы
Крыса Дылда и Пых-Пых
Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыпленком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню. Вдруг дверь распахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужаса глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заорала оттуда дурным голосом:
Кара-ул!!!
- А что случилось?
У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых-пых…» Умоляю, помогите!
Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая дыл…, э-э, здоровая, а к маленьким прибежала.
- Он же все мои припасы сожрет! - зарыдала Дылда.
- Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отказываемся,- сказал Мыша.
- Т-ты что, б-боишься? - тихо спросил Цып.
- А т-ты?
- С тобой нет.
Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! - лежа под кроватью, бормотала Дылда.
Но через несколько минут друзья вернулись.
Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха,- вытирая усы, сказал Мыша.
- А кто же это был?
- Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело.
Скороговорки
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
Милая Мила мылась мылом.
Намылилась и смыла -
Так мылась Мила.
Кто больше?
Назовите как можно больше слов со звуком [Ы] в середине.
(Ответ: дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка, пыль, быть, мышь, выгодно.)
Веселые стихи про букву Ы для детей
Бык мычит две буквы: - Му!
- Мяу! - кот сказал ему.
- Слышал?
Значит, мы, коты,
Знаем больше букв, чем ты!
(Г. Виеру)
Жили-были прыгуны.
— Мы допрыгнем до Луны!
Ввысь их вышвырнул батут.
— Прыгуны, вы где?
— Мы тут!
(В. Берестов)
Ы - мыло душистое, белое, мылкое.
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
(Я. Аким)
Бывает эта буква в конце и в середине,
В конце капусты, брюквы, а в середине дыни.
В маленькую книжку не поместим мишку.
Мы заменим И на Ы - нарисуем мышку.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
(Е. Благинина)
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
Урок литературного чтения
(обучение грамоте)
1 класс
Программа «Начальная школа XXI века»
Учитель: Костерина Ирина Николаевна
Тема: Знакомство с буквой ы.Цели : создать условия для знакомства учащихся с гласным звуком [ ы] ; учить акцентированному произнесению гласных звуков в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст; воспитывать культуру учебного труда.Планируемые результаты: Личностные УУД: осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном; находить и исправлять ошибки, допущенные в словах.Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших иллюстраций, текстов.Предметные УУД: узнавать и выделять на слух из ряда звучащих и произносимых слов только те, в которых есть определенный гласный звук; подбирать слова с заданным гласным звуком; различать звук [ы] и букву ы.Оборудование : рисунки, фишки –звуки, карточки для групповой работы. Звенит звонок всё громче, всё сильней. Какая трель над миром разливается! Ты думаешь, распелся соловей? Не соловей-урок наш начинается. - Улыбнемся, друг другу, возьмем соседа за руки и пожелаем удачи в поиске на уроке.
- Актуализация знаний.
Обозначим буквами эти звуки. А, У, Э, О.- Что общего у этих букв? (Они все гласные и показывают твердость впереди стоящего согласного)2 .Игра " Живые звуки"(Учитель раздаёт карточки: двое учеников получают синюю и зелёную карточки, другие дети получают карточки с представленными буквами -а, я, о, ё, у, ю.)- Была хорошая погода, все гласные вышли погулять. Дети" буквы " выходят из-за парт и гуляют по классу.-Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь."Буквы" увидели домики и устремились к ним, но "хозяин" мог пустить в них только своих.Распределитесь, "буквы" , каждый в свой домик.(В синий -а, о, у; в зелёный -я, ю, ё.)-Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зелёный домик.Учитель обращается к "букве" А.-Какую букву пригласишь на прогулку? Почему? (Буква Я, так как буквы А и Я обозначают звук {а}после согласных.) Аналогичная работа проводится с остальными буквами.3. Сообщение темы урока.
Р
ассмотрите рисунки. Что объединяет данные картинки?
Получается, что объединить их не можем никак? По смыслу они разные, по первому звуку тоже.Но что-то общее все же у них есть. Произнесем и послушаем, какой звук в этих словах одинаковый?- Значит, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?3. Упражнение в звуковом воспроизведении слов
Определим, в каком месте слова вы услышите звук [ы ].Крыша, блины, дырка, пыль, козы.
Парная работа:
придумайте еще слова, в которых встречается звук [ ы ]
- Назовите слова, в которых буква ы в начале слова. -Есть слова на букву ы? – Мы спросили у совы. Призадумалась сова И переспросила «а»?
Слух хороший у совы, Но не знает слов на ы. Ы нужна нам или нет – Дайте, дети, мне ответ? Е.Благинина.
4. Работа со схемами слов.
Что же за звук такой ы?- Нужен ли он нам для чтения слов? Вывод.
Физминутка.
5. Знакомство с буквой Ы печатной (таблица)
Работа по странице учебника
-Рассмотрите образцы буквы Ы. На что она похожа?А бедняжка буква ЫБродит с палочкой, увы.А.Шибаев
Вот топор, полено рядом-Получилось то, что надо.Получилась буква Ы,Все мы знать её должны. В.Степанов.
6. Работа с ребусами.
(парная работа)
Как сделать из слова мышка – мушка –мошка – мишка?- Что же можно за вывод сделать, глядя на схемы составленных слов? (обозначает твердость согласного)
7.Дифференцированная работа с коллективной проверкой.
Чтение хорошо читающими детьми стихотворения С.Маршака.- Что же за вывод сделали маляры?Для нечитающих детей:-Выполните работу по индивидуальным карточкам.Мыла Мила мишку мылом,Мила мыло уронила.Уронила Мила мыло,Мишку мылом не домыла.-Подчеркните в словах букву Ы.
8.Игра " Будь внимателен"
Учитель читает стихотворение М.Пляцковского "У кого растут усы?".У кого растут усы? Есть усы у мотыльков,У моржа и у лисы, У тюлений, у жуков. У бобра и у крота, Есть у зайца и сверчка,У кота и у кита. У сома и хомячка. Есть у тигров и мышей, Есть у львов и у ежей.... Даже папа для красы Отрастил себе усы!-Кто слушал внимательно? У кого растут усы?-Кого ещё вы знаете с усами? (Белка, рысь......)7. Итог урока.
- Какую цель ставили? Достигли цели?- Какая тема урока была?-С какой буквой -труженицей познакомились?-Чем она отличается от всех остальных?-Какой звук обозначает буква Ы? Ы живёт в семействе гласных- Звуков чистых, чётких, ясных, И, как гласная любая- Мы теперь о том уж знаем,- Любит Ы к согласным встать, Чтобы слог образовать: Выход, мыло, тыква, пыль, Мыши, мысли, сыр и быль. В алфавите Ы важна, Словно в пище соль нужна. Т.Синицына Рефлексия
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
-Спасибо за работу!
Используемая литература:1. Л.Е. Журова,А.О. Евдокимова «Букварь», «Вентана –Граф» , 2012г2.Поурочные планы по учебнику Л.Е.Журовой, А.О. Евдокимовой "Букварь", Волгоград, 2010г.3.Занимательная грамматика.4.Игры со словами.
Фото с урока.
Цели: познакомить с буквой ы; учить выполнять звуковой анализ слов, наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твердые – мягкие); развивать фонематический слух, память, внимание, речь.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей урока.
– Как пыхтит тесто? (Пых-пых.)
Учитель читает стихотворение В. Татаринова.
На самом темном чердаке живет косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне.
Глазенки у него горят, как угольки в кострах,
На воробьев и на мышат он нагоняет страх.
Он прибыл к нам из дальних мест,
Он дождик пьет и ветер ест.
Он не боится высоты, не птица он, не зверь...
– Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который она обозначает. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.
– Найдите и раскрасьте рыбку, которой сегодня удалось не попасть акуле на ужин. (Золотая рыбка.)
II. Работа по теме урока.
Звуковой анализ слова «рыба».
– «Прочитайте» первый звук в слове «рыба». (Рррыба.)
– Какой это звук? (Твердый согласный звук.)
– Какой фишкой обозначим звук? (Синей.)
– Назовите мягкую пару. (Звук [р’].)
– «Прочитайте» второй звук в слове «рыба». (Рыыыба.)
– Что вы знаете об этом звуке?
– «Прочитайте» третий звук в слове «рыба». (Рыб-б-ба.)
– Какой это звук? (Твердый согласный звук.)
– Обозначьте соответствующей фишкой. (Синяя фишка.)
– Назовите его мягкую пару. ([б’].)
– «Прочитайте» последний звук в слове «рыба». (Рыбаааа.)
– Что знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)
– Звук [ы] обозначается буквой ы .
Знакомство с новой буквой.
– Рассмотрите образцы буквы ы . На что она похожа?
А бедняжка буква ы
Бродит с палочкой, увы.
А. Шибаев
– Пых любит букву ы . Он знает огромное количество слов с буквой ы . А какие слова можете назвать вы?
– Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и на конце слов.)
– Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать? (В русском языке нет слов, которые начинаются на [ы].)
Вот что совершенно верно:
Ы не нравится быть первой,
ы не начинает слов –
Видно, нрав ее таков.
Т. Синицына
Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.
Для читающих детей:
– Прочитайте стихотворение С. Маршака.
Для нечитающих детей:
– Выполните работу по индивидуальным карточкам.
Мыла Мила мишку мылом, Уронила Мила мыло,
Мила мыло уронила. Мишку мылом не домыла.
– Подчеркните в словах букву ы . (6 букв.)
Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.
Игра «Будь внимателен».
Учитель читает стихотворение М. Пляцковского «У кого растут усы?».
Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей...
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!
– Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)
– Кого еще вы знаете с усами? (Белка, рысь и др.)
Звукобуквенный анализ слова «усы».
– Обозначьте звуки фишками и буквами.
Самостоятельная работа. Звукобуквенный анализ слова «дым».