Самообразование 2 младшая речевое развитие. План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы». Особенности планирования работы по самообразованию

Современный педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения), живущий в мире быстро распространяющихся инновационных технологий, просто вынужден быть в курсе актуальных тенденций развития. Самообразование, работа над собой, освоение новых педагогических технологий и знаний, оттачивание своего мастерства - необходимость для каждого работника педагогической сферы.

Понятие самообразования: цели и формы

Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств. Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность.

Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста. Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.

Потребность в самообразовании является харак­терным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения по­знавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степе­нью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенство­вание.

Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров

«Педагогический словарь»

Цели и направления работы

Необходимым условием совершенствования работы дошкольного учреждения является организация консультативной помощи воспитателям, которые столкнулись с какой-либо проблемой в своей работе с детьми или стремятся овладеть более эффективными педагогическими методиками. Старший воспитатель или методист даст мудрый совет, подскажет практические приёмы решения возникшего вопроса, однако успех проделанной работы в решающей степени будет зависеть от инициативности и заинтересованности самого педагога, его личных усилий и желания развиваться.

Работа воспитателя требует постоянного расширения запаса знаний и набора навыков

Самообразование - осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей. Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности.

Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности:

    информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;

    знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями;

    осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии;

    изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений;

    качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.

Формы самообразования

К формам самообразования относятся следующие виды деятельности:

    работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, создание собственной тематической картотеки;

    плодотворная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, научных конференций, психологических тренингов;

    обращение за профессиональной консультацией в учебные центры переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры высших учебных заведений;

    сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик.

Перед руководителем дошкольной организации стоит задача по созданию творческой атмосферы, которая бы поощряла каждого педагога к самообразованию, пробуждала желание творить, искать, экспериментировать, учиться и помогать другим. В методическом уголке старший воспитатель комплектует фонд профильной литературы в помощь воспитателям:

    периодика систематизируется по годам публикации и тематическим подборкам;

    каждая книга из библиотечного каталога сопровождается дополнительной аннотацией с перечнем вопросов, которые рассматриваются автором.

Старший воспитатель, в силу своего опыта и компетентности, может оказать своему менее опытному коллеге следующую методическую и консультативную помощь:

    определить тему, конкретизировать цели и задачи;

    распланировать работу по самообразованию;

    грамотно представить текущую информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий (игр, занятий, экскурсий, праздников и т. д.) и действий (изучения литературы, консультационной работы с родителями, подготовки презентаций и участия в практических семинарах);

    подвести итоги, проанализировать качественные и количественные показатели проделанной работы.

Плановое повышение квалификации педагога происходит каждые пять лет на специальных курсах, а в период между курсами актуальной становится самостоятельная работа каждого воспитателя, осуществляемая под патронатом старшего воспитателя или методиста дошкольной образовательной организации. Самообразование воспитателя в ДОУ должно обязательно включать в себя обмен опытом с другими коллегами по вопросам воспитания и обучения, организации педагогического процесса.

Ключевые аспекты самообразования

Деятельность по самообразованию педагога можно разделить на определённые периоды для упрощения планирования и последующего анализа.

Таблица: структурное содержание самообразования воспитателей детского сада

Периоды деятельности

Действия воспитателя Область компетенции старшего воспитателя/методиста
Подготовительно-
диагностический
Осознание внутренней мотивации к самообразованию, потребности к расширению профессионального кругозора и сферы компетентности, определение цели и задач. Диагностическое исследование и многогранный анализ деятельности педагога. Проведение индивидуальной беседы, анкетирования в целях выявления круга профессиональных интересов, творческих способностей и наклонностей.
Планирование Выбор темы, определение важных аспектов, указание основных этапов, форм и методов работы, оформление перспективного плана работы. Консультирование и методическое сопровождение по возникшим вопросам в зависимости от опытности и квалификации педагога.
Учебная деятельность Знакомство с теоретическими аспектами и изучение методической литературы по выбранной проблеме. Подбор учебной и методической литературы, видеозаписей мастер-классов и занятий, оформление тематического стенда и выставки с наглядным материалом.
Практическая деятельность Подготовка и проведение занятий, игр, проектов с детьми, изготовление дополнительных дидактических пособий. Посещение занятий, диагностика и оценка практического опыта педагога.
Подведение итогов Заполнение рабочей тетради о проделанной теоретической подготовке и опыте практической реализации, отчётной папки с данными о динамике результатов у детей, организации выставки детских работ, проведение творческого отчёта или презентации. Итоговый доклад на педагогическом совете, методическом семинаре, конференции по обмену опытом. Консультативная помощь в оформлении результатов проделанной работы, пополнение информационного банка методических пособий.

Советы по организации самообразования:

    целесообразно завести специальную рабочую тетрадь и записывать в неё важнейшие инновационные предложения различных образовательных методик, включая авторские;

    желательно останавливать свой выбор на темах, которые будут иметь практическую реализацию и помогут в разрешении реальной образовательной или воспитательной проблемы;

    самообразование предполагает формирование собственных суждений по той или иной тематике, поэтому важно научиться всесторонне анализировать изучаемый вопрос;

    чтобы вовремя обнаружить пробелы в собственных знаниях и скорректировать свои действия, необходимо обращаться за советом и помощью к своим коллегам.

Фотогалерея: оформление рабочей тетради по самообразованию (пример)

Обложка Обязательно указывается тема Обоснование актуальности темы, постановка цели План работы на сентябрь План работы на октябрь План работы на ноябрь План работы на декабрь План работы на январь План работы на февраль План работы на март План работы на апрель План работы на май Список литературы

Особенности планирования работы по самообразованию

Специалист может столкнуться в самообразовании с типичными проблемами, возникающими при самостоятельной индивидуальной работе. Для их решения существуют определённые рекомендации.

Таблица: возможные проблемы в самообразовании и их решение

Вопросы, которые могут возникнуть

Рекомендации по решению
Тяжело определить и сформулировать тему Выявите ключевую проблему, которая является для вас значимой в ближайшей перспективе. Диагностировать важнейшие вопросы помогут наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы, исследование уровня сформированности практических умений и навыков у детей. На стадии формулировки темы берите во внимание нормативно-правовые документы (государственные стандарты, учебные программы).
Затруднения в выборе необходимой методической литературы Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги, следовательно, поможет и оценить степень полезности этого источника лично для вас. Чётко определите для себя круг вопросов, на которые вы ищете ответ. Начните свои поиски с более традиционных методик, постепенно переходите к рассмотрению и обсуждению современных технологий, в выборе которых учитывайте позитивный опыт своих коллег.
Трудности с осмыслением прочитанного методического материала Используйте практику конспектирования в форме записи ключевых тезисов. В процессе работы постарайтесь систематизировать информацию: выделяйте главные факты, понятия и мысли, которые могут оказаться полезными в практической деятельности, фиксируйте свои вопросы и комментарии. Используйте толковые словари, справочные источники для уяснения смысла неизвестных терминов.

Проблема выбора темы согласно требованиям ФГОС

Для начинающих воспитателей (стаж до 5 лет):

    освоение практических навыков проведения конструктивной работы;

    формирование базисного уровня профессионального мастерства;

    осознание важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели образования и воспитания.

Для воспитателей, опыт работы которых свыше 5 лет:

    освоение методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;

    раскрытие творческих способностей, практическое применение учебно-методических знаний.

Для опытных мастеров педагогического дела, творчески активных и ищущих:

    развитие профессиональной гибкости, способности к подстраиванию своей деятельности под требования современного общества;

    практика наставничества и помощи молодым специалистам;

    исследовательская работа, основанная на многолетнем педагогическом опыте;

    полное раскрытие творческих сил и возможностей.

Для педагогов, не имеющих профильного образования:

    изучение азов методической работы с малышами;

    адаптация к образовательному и воспитательному процессу в дошкольном учреждении.

Тема для работы по самообразованию разрабатывается и оформляется при сотрудничестве педагога и старшего воспитателя. Педагог может выбрать тему самостоятельно, если подготовит чёткое аргументированное обоснование её практической ценности и перспективности. Темы можно условно разделить на два вида:

    краткосрочные - проект реализуется в течение года;

    долгосрочные - тема дорабатывается, претерпевает изменения во временном промежутке от трёх до пяти лет.

Примеры обозначения темы по самообразованию согласно ФГОС

Социально-коммуникативная область:

    Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях дошкольной образовательной организации.

    Формирование у младших дошкольников навыков осознанного и ответственного поведения на основе знаний о безопасности жизнедеятельности.

    Социализация детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

    Становление нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания.

Художественно-эстетическая сфера:

    Становление эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

    Раскрытие творческих возможностей детей среднего дошкольного возраста посредством освоения техники лепки и конструирования.

    Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Область речевого развития:

    Активизация речевой деятельности младших дошкольников в процессе приобретения элементарных знаний о природном мире.

    Развитие навыков диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованных постановок.

    Речевое развитие старших дошкольников посредством наглядного моделирования.

Познавательная область:

    Формирование у младших дошкольников начальных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности.

    Активизация познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

    Ознакомление старших дошкольников с традициями этнической культуры в процессе познавательно-речевой деятельности.

Область физического развития:

    Опыт оздоровления детей посредством дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

    Практическое применение техники «оригами» для развития гибкости пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

    Формы и методы здоровьесберегающей деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

    Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни посредством современных игровых технологий у старших дошкольников.

Для старших воспитателей и методистов:

    Формирование у воспитателей ДОУ профессиональной подготовки в сфере патриотического воспитания детей.

    Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.

    Методическое обоснование внедрения эффективных образовательных технологий в дошкольном учреждении в условиях существующих образовательных стандартов.

    Моделирование развивающей среды дошкольной образовательной организации в условиях модернизации содержания дошкольного образования и воспитания.

Таблица: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (пример плана годовой программы)

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников».
2. Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью».
3. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».
По усмотрению воспитателя.
Работа с детьми Сентябрь Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина - Россия».
Экскурсии по родному городу.
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Стенд «Моя Родина - Россия».
Картотека игр.
Октябрь Беседа по теме «Улица, на которой я живу» Выставка рисунков «Улицы нашего города».
Ноябрь Ознакомление с символикой России, родного города, области.
Экскурсия в краеведческий музей города.
Выставка работ детского творчества.
Январь Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».
Февраль Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».
Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Март Беседы «Моя мама - лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» Выставка детских работ «Мамин портрет».
Апрель Краткосрочный проект «Космос» Викторина «Что вы знаете о космосе».
Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
Май Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы.
Сентябрь - май Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. По усмотрению воспитателя.
Работа с семьёй Сентябрь Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» Фотовыставка «Моё любимое место в городе».
Октябрь Консультация «Воспитание маленького гражданина». По усмотрению воспитателя.
Ноябрь Оформление альбома «История нашего города». Альбом «История нашего города».
Февраль По усмотрению воспитателя. Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
Март По усмотрению воспитателя. Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.
Апрель Работа по благоустройству территории детского сада. Акция «Посади дерево».
Май Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». По усмотрению воспитателя.
Самореализация Январь Показ открытого мероприятия. Развлечение «Игры наших бабушек».
Май Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете.

Отчёт о проделанной работе и выход темы

В конце учебного года каждый воспитатель заполняет отчётные документы по теоретической части и практической апробации темы и выступает с докладом на педсовете. Педагог обязательно должен обозначить выбранную тему и цель работы.

Также в отчёте он должен осветить такие вопросы:

    совершенствование профессиональных умений и навыков;

    изучение литературы педагогического профиля и методических пособий по теме;

    практика внедрения инновационных методов педагогической работы;

    подготовка конспектов и тезисов;

    проведение мастер-класса или тематического семинара;

    анализ проделанной работы, обобщение и систематизация выводов.

Мастер-классы, открытые занятия, методические разработки - всё это также может служить основой для отчётности.

Видео: «Капелька-волшебница» (открытый показ: занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе)

Здесь показан комплексный подход к организации детского образовательного мероприятия в младшей группе детского сада.

Видео: развивающие игры В. В. Воскобовича, мастер-класс педагога-психолога

Запас игровых методик и техник педагога должен постоянно пополняться новыми разработками. Проверенные инструменты также работают лучше, если их время от времени пересматривать, сочетая с новыми элементами.

Мастер-класс по изготовлению папки-передвижки

  1. Подготавливаем следующие материалы: картон коробочный, обои (размер 25см*32см), 4шт., ткань для обклейки краёв, клей ПВА, файлы 4 шт., двухсторонний скотч для крепления файлов.

    Застелите стол плёнкой или газетами перед началом работы

  2. Из картона вырезаем 4 заготовки размером 28см*36см, из обоев вырезаем 4 детали (можно 8, если папка будет двухсторонней) размером 25см*32см. Ткань разрезаем на полосы 7 шт. 36см*5см и 2 шт. 115см*5см.

    Все детали должны быть изготовлены аккуратно

  3. Сначала соединим наши листы картона, для этого проклеиваем соединения тканью, оставляя между листами картона зазор около 1 см.

    Аналогично можно делать и папки-передвижки других размеров

Видео: развитие конструктивных и творческих способностей способами художественного конструирования в технике «Оригами» (творческий отчёт по самообразованию)

Развитие творческо-познавательной активности у детей при помощи различных упражнений и манипуляций с бумагой широко используется современными педагогами.

Тест для самодиагностики: личная заинтересованность в саморазвитии

Отмечайте те утверждения, которые верны по отношению к вам:

  1. Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
  2. Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
  3. Я много читаю.
  4. Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
  5. Обдумываю свой жизненный опыт и чувства.
  6. Осмысливаю свою деятельность, посвящая этому специальное время.
  7. Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
  8. Я открыто обсуждаю интересующие меня темы, прислушиваюсь к авторитетному мнению.
  9. Стараюсь сохранять веру в свои силы и возможности.
  10. Анализирую влияние окружающих людей на мою личность.
  11. Стараюсь добиваться положительного результата в своей деятельности.
  12. Мне нравится изучать и познавать новое.
  13. Возрастающая ответственность не угнетает меня.
  14. Я позитивно отнесусь к карьерному росту.

Результат: большая часть положительных ответов дают основания сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самосовершенствованию.

Профессиональное самосовершенствование не сводится к формальному заполнению отчётов, подготовке докладов, оформлению выставок и демонстрационных стендов. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы раскрыть творческие способности воспитателя, дать стимул к повышению его уровня мастерства и развитию личностных качеств. Знаток своего дела, обладающий яркой индивидуальностью, всегда будет вызывать интерес у воспитанников и служить авторитетом для родителей.

Леворукие дети в детском саду заслуживают особого внимания, т.к. многие из них могут иметь набор трудностей обучения. Леворукому ребёнку не так-то просто в нашем мире, т.к. всё у нас приспособлено...

Сценарий занятия, с помощью которого вы расскажете дошкольникам о ябедничестве. Учитель-логопед проводит занятие совместно с педагогом-психологом. ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК Участники: дети старшего дошкольного возраста Цель: сформировать нравственные представления о добре и зле в контексте ябедничества Задачи: упражнять слоговой анализ, синтез и подбор синонимов; развить...

Какие стороны готовности к школе особенно важны Это умение точно воспринимать и выполнять задание; запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения; развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций; умение осуществлять звуковой анализ...

Конкурс чтецов на тему: «Книга - источник мудрости» Задачи конкурса: создание условий для познавательно-речевого развития детей; воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; развитие художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений; выявление лучших чтецов...

Наталья Астафьева
План по самообразованию «Развитие речи детей второй младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

ТЕМА : «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений »

Этап работы над темой : 1 год

Месяц начала работы над темой : сентябрь 2017 г.

Месяц окончания работы : май 2018 г.

Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи :

1. Интегрировать пальчиковые игры , упражнения в речевой деятельности детей ;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры ;

3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики ;

4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр .

Актуальность :

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев » В. А. Сухомлинский»

Из опыта работы в группе раннего возраста ,где речь некоторых детей только формируется ,у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста », Л. П. Савиной «»

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей . Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» . От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками , зависит его дальнейшее развитие . Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры . Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений », так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые , сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст . Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

План работы 2017- 2018 уч. г.

Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.) Отчёт об исполнении

Работа с детьми

Сенябрь2017

Октябрь2017

В течении

Ноябрь2017

Декабрь2017

В течении года

Февраль2018

Апрель2018

Май 2018г Изучение методической литературы по данной теме.

Подготовить консультацию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».

Чтение рассказов, стихотворений,

потешек при помощи пальчиков (показ воспитателя)

Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений (пальчиковый театр

Разучивание новых пальчиковых игр

Повторение выученных пальчиковых игр ,заучивание новых

Полезные советы : «Для чего нужна пальчиковая гимнастика »

Консультация для родителей : «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей » .

Разучивание новых пальчиковых игр под музыкальное сопровождение

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Текстовой материал

Подборка игр и дидактических пособий

Текстовый материал

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками »

Текстовый материал

Текстовый материал

Выставка рисунков

Работа с родителями

В течении года

Апрель2018

В течении

Май 2016 Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Чему мы научились

Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования

Мастер – класс для родителей

«Волшебные рисунки»

Презентация на родительском собрании

Выставка детских рисунков

Список использованных источников :

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей ». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА» , 2009;

2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников . – АСТ, 2011. – 64с.

3. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников . – Профиздат, 2007. – 62с.

4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

6. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют » . – СПб.: «Паритет» , 2003;

7. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей » . – М.: «ГНОМ и Д» , 2002;

8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота» , 2010;

9. Крупенчук О. И., «Пальчиковые игры » . Издательский дом «Литера» . Санкт-Петербург 2005

На педсовете № 2

Формирование социальной толерантности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в инклюзивном образование

было внесено решение включить в программу по саморазвитию тему по толерантности.

Декабрь : тема : «Слезами горю не поможешь»

Цель : Выработка умения у детей управлять своим настроением .

Январь : тема : Мостики дружбы»

Цель : Развитие коммуникативных навыков. Выработка

доброжелательного отношения друг к другу.

Февраль : тема : «Я и Ты»

Цель : Формирование представления об индивидуальности,

неповторимости каждого человека .

Март : тема : «Учись делать добро»

Цель : Воспитание уважения к себе и к окружающим.

Формирование негативного отношения к равнодушию

Апрель : тема : «Дети всякие нужны, дети всякие важны»

Цель : Воспитание адекватного отношения и нейтрализация

негативного отношения к ребенку. Воспитание эмпатии.

Май : тема : «Можно и не ссориться»

Цель : Формирование навыков саморегуляции в критических ситуациях.

Воспитание эмпатии.

Публикации по теме:

Развитие речи детей первой младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 с. Объячево» ТЕМА: «Развитие речи детей 1 младшей группы.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: - Изучение научно-методической литературы.

План по самообразованию «Развитие речи детей с использованием словесных и дидактических игр» Сентябрь-Октябрь 18-20г Подбор и изучение литературы по теме; Дидактических игр и упражнений; сюжетных картинок. Рекомендация родителям.

План по самообразованию «Развитие речи дошкольников посредствам организации игровых упражнений и развивающих игр» Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по.

План работы по самообразованию «Развитие речи дошкольника посредством пальчиковых игр» Тема:«Развитие речи дошкольника посредством пальчиковых игр». Для себя я выбрала тему по самообразованию: «Развитие речи дошкольника посредством.

«Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняются не руки, а мозг,вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло.

Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Если руки неумелы, Если пальчики несмелы, Трудно ручку удержать, Буквы.

Развивающее занятие с детьми первой младшей группы с использованием пальчиковых игр «Илюшины игрушки» Программное содержание ООД: 1. Учить распознавать и выбирать такой же по величине предмет (большой-маленький); 2. Формировать умения, координировать.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр. «Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняются не.

Значение пальчиковых игр и упражнений в развитии речи ребенка Еще древнее китайское учение утверждало, что упражнения, выполняемые руками, увеличивают мозговую активность человека. Ловкая и слаженная.

Библиотека изображений:

Людмила Яруллина
План по самообразованию во второй младшей группе «Театрализованная деятельность»

Тема : как средство развития творческих способностей детей"

Цель : приобщение и развитие творческих способностей детей посредством различных видов театра .

Задачи :

1. Побуждать интерес к предлагаемой деятельности ;

2. Привлекать детей к совместной ;

3. Формировать представление о различных видах театра ;

4. Развивать речь, воображение, мышление;

5. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру .

Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности .

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя!

Сентябрь 2014г.

Работа с детьми :

1. Чтение русских народных сказок : «Репка» , «Колобок» , «Курочка Ряба» , стихотворений, потешек, загадок о героях сказок.

2. Просмотр мультфильмов : «Колобок» , «Курочка Ряба» .

3. Прослушивание аудиозаписи сказки «Репка» .

4. Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.

5. Показ кукольного театра «Колобок» .

Работа с родителями :

1. Опрос родителей на тему : «Любите ли вы театр

2. Беседа с родителями о необходимости водить детей на театральные представления , кино, цирк; рассказать о том, как это влияет на развитие творческих способностей ребёнка.

Изучение литературы :

1. Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г.

2. Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников .

Октябрь 2014г.

Изучение литературы :

1. Методическая разработка «» Райло И. М.

2. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г.

Работа с родителями :

1. Консультация для родителей на тему : «Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».

Работа с детьми :

1. Театрализованные игры : «Лисичка и зайчики» , «Волк зубастый» , «Солнышко и дождик» , «Кошка и мышки» .

2. Показ настольного театра «Репка» .

3. Чтение русских народных сказок : «Волк и семеро козлят» , «Теремок» .

4. Просмотр мультфильма «Теремок» .

5. Посещение театральных общесадовских представлений.

6. Разучивание стихотворений к празднику осени (учить детей выступать на публике, говорить громко и чётко) .

7. Театр кукол «Теремок»

8. Чтение и заучивание скороговорок.

Ноябрь 2014г.

Изучение литературы :

1. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников М-2001 .

2. Побединская Л. А. Праздник для детей М-2000.

Работа с детьми :

1. Театрализованная игра «Теремок» .

2. Чтение сказки «Три поросёнка» .

3. Просмотр мультфильма «Три поросёнка» .

4. Спектакль «Три поросёнка» .

5. Посещение общесадовских театральных представлений .

6. Разучивание стихов «Огуречик» , «На улице три курицы» .

7. Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику.

Работа с родителями :

1. Беседа с родителями о пользе введения элементов театральной игры в сюжетно-ролевые игры ребёнка.

«Чтение скороговорок- как средство развития речи ребёнка» .

Декабрь 2014г.

Работа с детьми :

1. Мимические этюды с жестами.

Эмоциональное состояние персонажа Действия ребёнка

1 Нам грустно Грустное лицо

Вытирает слёзы

Вздыхает, пожимает плечами

2 Нам весело Улыбка

Хлопает в ладоши, прыгает

3 Мы сердимся Нахмуренные брови

Кулачки сжаты, топаем ногами

4 Мы испугались Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать

5 Мы устали Сесть на стул, руки и ноги расслаблены

6 Не хотим, не надо Ладошками как бы отодвигать от себя

Ладошками двигать перед собой тыльной стороной к себе

7 Мы удивлены Развести руки, посмотреть и удивлённо сказать «Ах»

8 Мы любим покушать Покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями

2. Чтение сказок : Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца Длинные уши-Косые глаза-Короткий хвост» ; Л. Воронковой «Снег идёт» , «Маша растеряша» ; Е. Пермяк «Как Маша стала большой» .

3. Перессказ сказки «Три поросёнка» .

Работа с родителями :

1. Беседа с родителями о необходимости проигрывания мимических этюдов дома.

2. Напомнить родителям репетировать с детьми новогодний праздник, повторять стихи и песни .

Изучение литературы :

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. Линка-Пресс, 2003г.

Январь 2015г.

Работа с детьми :

1. Двигательные этюды.

№ Название этюда Действия детей

1 Важный петушок Руки на пояс, идти медленно, высоко поднимая колени

2 Котята «Руки-лапки» перед собой пальчиками вперёд.

1. Котик царапается-круговые движения кистями

2. Котик умывается, движения кистью руки по щеке.

3 Собачки «Руки-лапки» также как у котят.

1. Лёгкий бег с движением кистей

2. Собачки роют землю. Дети, присев, роют «лапками» .

4 Куклы Руки полукругом перед собой внизу «пальчики к пальчикам»

1. Поднять руки вперёд-ввех, вперёд-вниз.

2. Качать головой вправо-влево, опустить вперёд голову, поднять.

3. Удары правым носком

4. Идти на носочках, руки за платье.

2. Пение детской песенки «Два весёлых гуся» .

3. Настольный театр «Колобок» , «Репка» .

4. Конструирование домика для животных.

5. Слушание музыкальных произведений : «Паровозик из Ромашкино» , «Антошка» , «Песня Бременских музыкантов» .

6. Настольная игра домино- «Репка» .

7. Заучивание стихотворения А. Барто «Кораблик» .

Работа с родителями :

1. Консультация на тему : «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».

2. Привлечение родителей к пошиву костюмов для театрализованной деятельности .

Изучение литературы :

1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя. -М : издательство «Гном и Д» , 2001-96.

2. Олифирова Л. А. Солнышко смеётся : сценарии праздников, театрализованных представлений для дошкольников. М.: издательский дом «Воспитание дошкольника» , 2003.

Февраль 2015г.

Работа с детьми :

1. Рисование деревьев.

2. Прослушивание музыкальных произведений : «Песня крокодила Гены» , «Песенка мамонтёнка» , «Песня бабок Ёжек»

3. Чтение и заучивание чистоговорок, например :

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Наша каша хороша.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры

Ох, и яркие шары.

4. Чтение и перессказ

Латышской сказки «Лиса, петух и тетерев»

Болгарской сказки «Храбрец-молодец.»

Русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Русской народной сказки «Лиса и заяц»

5. Кукольный театр «Лиса и заяц»

7. Подвижные игры с элементами театральной игры : «Лиса и зайцы» , «Самолёты » , «Воробушки» .

8. Просмотр мультфильма «Лиса и заяц» .

9. Настольный театр «Репка»

Работа с родителями :

1. Консультация на тему : «Читаем детям (3-4 года) ;

2. Консультация на тему : «Игры детей с игрушками-персонажами»

Изучение литературы :

Методическая работа на тему : «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте », Райло И. М. воспитатель МБДОАУ д/с № 30 «Золотая рыбка» в г. Туапсе.

Март 2015г.

Работа с детьми :

2. Чтение и пересказ сказок :

К. Чуковского «Путаница»

Латышская сказка «Лесной Мишка и проказница мышка»

Русская народная сказка «У страха глаза велики…»

Русская народная сказка «Трусливому зайке и пенёк волк»

3. Посещение театральных

4. Заучивание стихотворения С. Черного «Приставалка» .

5. Настольный театр «Колобок» , «Репка» , дети самостоятельно показывают представление.

6. Игры с детьми : «Изобрази какое-нибудь животное» .

7. Разгадывание загадок о сказках.

Работа с родителями :

1. 13.03.2015 запланировано родительское собрание, одним из вопросов которого, является «Привлечение детей к театральной деятельности дома » .

2. Консультация для родителей «Учите с детьми чистоговорки и потешки» .

3. Консультация для родителей «Игры на мелкую моторику как средство развития речи детей» .

Изучение литературы :

Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду . Для занятий с детьми 3-4 лет».

Апрель 2015г.

Методическое объединение в д/с №60 на тему «Театрализованная деятельность в ДОУ » .

Работа с детьми :

1. Чтение и пересказ сказок :

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Шотландская сказка «Петух и лиса»

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Короткие рассказы Л. Толстого.

2. Посещение театральных представлений в детском саду.

3. Заучивание стихотворений А. Босева «Дождь» .

4. Драматизация по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» .

5. Игры с детьми :

«Угадай кто»

Один ребёнок отворачивается, воспитатель говорит другому ребёнку какой звук издать, например промяукать или промычать, первый ребёнок должен угадать что это за животное.

«Нарядись»

Детям предлагается взять вещи из уголка ряженья и переодеться во что они захотят и затем рассказать в кого они превратились.

6. Подготовка к выступлению на выпускном у подготовительной группы .

Работа с родителями.

1. Предложить родителям создать какой-нибудь театр или сделать персонажей для театра .

2. Консультация для родителей : «Для чего нужно посещать театральные представления » .

Изучение литературы :

Статья Ю. Горбуновой «Как самостоятельно организовать домашний кукольный театр ».

Работа с детьми :

1. Чтение поэтических текстов о природе, весне, выдающихся русских поэтов А. Толстого, А. Майкова и т. д., с целью показать красоту русской природы, чувствовать напевность и богатства выразительных средств языка, понимать содержание поэтических текстов.

2. Пересказ сказок :

Русская народная сказка «Волк и козлята»

Русская народная сказка «Как коза избушку построила»

Л. Толстой «Был у Пети и Миши конь»

3. Рисование одуванчиков для козлят

4. Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» в театре картинок .

5. Театр на магнитной доске «У Вари был чиж» .

6. Заучивание стихотворения В. Берестова «Жаворонок» .

7. Посещение театральных представлений в детском саду.

8. Сюжетные игры : «Злая собака» , «Домашняя кошечка» , «Хитрая лиса» .

9. Выступление детей на выпускном у подготовительной группы .

Работа с родителями :

1. Консультация на тему : «Как создать театр в домашних условиях » .

2. Беседа на тему : «Дети-это зеркало своих родителей» .

Изучение литературы :

В. Н. Волчкова, Н. З. Степанова «Система воспитания индивидуальности дошкольников» .

. Обыгрывание сюжета любимого мультфильма.

Цель : развивать умение составлять словесные описания по восприятию мультфильма.

. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Игровые ситуации:

    «Утренний прием»,

    «Наши занятия»,

    «На прогулке»,

    «На музыкальном занятии»,

    «На физкультурном занятии»,

    «Осмотр врача»,

    «Обед в д/саду» и др .

Предварительная работа:

1. Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя. 2. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др.

3. Составление детьми рассказов на тему «Мой самый лучший день в детском саду». Показ сценок на темы «Наша жизнь в детском саду».

. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель и задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь

Игровые проблемные ситуации:

    «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы),

    «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей),

    «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях),

    «Наш выходной день» и др.

Предварительная работа:

1. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала.

2. Рассматривание семейных фотографий.

3. Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома».

. Сюжетно – ролевая игра «Школа»

Цель и задачи: Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы.

Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают и др.

. Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»

Цель и задачи: показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Игровые действия:

    Приём заявок библиотекарем.

    Работа с картотекой.

    Выдача книг.

    Читальный зал.

Предварительная работа:

    Экскурсия в библиотеку с последующей беседой.

    Открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг.

    Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

. Сюжетно – ролевая игра «Больница»

Цель и задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровые действия:

    Больной поступает в приемный покой.

    Медсестра регистрирует его, проводит в палату.

    Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, смотрит горло и пр.

    Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Больных посещают родные, друзья.

Предварительная работа:

    Экскурсия в медицинский кабинет д/с.

    Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).

    Чтение лит. произведения: Я. Забила «Ясочка простудилась»,

    Э. Успенский «Играли в больницу»,

    Беседа с детьми о работе врача, медсестры.

    Рассматривание иллюстраций.

. Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Цель и задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Игровые действия:

    Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках.

    Директор следит за порядком в магазине.

    Приходят покупатели.

    Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают.

    Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек.

    Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.

Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Книги», «Спорттовары».

Предварительная работа:

    Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.

    Этическая беседа о поведении в общественных местах.

    Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д.

    Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, фрукты, овощи из пластилина)

. Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»

Цель и задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

Роли: парикмахер, мастер маникюра, мастер косметического кабинета, кассир, уборщица, клиенты.

Игровые действия:

    Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы.

    Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками.

    Мастер косметического кабинета делает массаж лица, смазывает кремом, красит глаза, губы и др.

    Кассир выбивает чеки.

    Посетители вежливо здороваются с работниками салона, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

Предварительная работа:

    Посещение детьми парикмахерской с родителями.

    Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской.

    Рассказ воспитателя о культуре поведения в общественных местах.

    Рассматривание альбома с образцами причесок.

    Рассматривание каталогов с образцами косметических средств.

    Изготовление атрибутов к игре с привлечением родителей (полотенца, салфетки и др. из цветной бумаги)

Игровой материал: зеркало, набор расчесок, ножницы, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, халаты, полотенца и пр.

. Импровизация ЦИРК! ЦИРК! ЦИРК!

Цель и задачи: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках.

Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций о цирке.

    Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С. Маршак,

    Рисование на тему «Афиша для цирка»

. Сюжетно-ролевая игра «Мы – военные разведчики»

Цель и задачи : развить тематику военизированных игр, учить детей быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Игровые действия:

    Воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них.

    Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

. Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»

Цель и задачи: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет».

МОНИТОРИНГ

Мониторинг достижений детей по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников», осуществляется по следующим критериям и показателям:

ПОКАЗАТЕЛИ:

    организует игровое пространство в соответствии с замыслом игры;

    умеет взаимодействовать с партнёрами;

    вступает в разнообразные ролевые диалоги с партнерами по игре;

    в игре отражает самостоятельно придуманные события на основе бытовых, литературных и фантазийных сюжетов;

    словесно передаёт воображаемые игровые действия;

    создаёт игровой выразительный образ.