Виды и типы памяти. Индивидуальные особенности памяти. Индивидуальные особенности памяти Характеристика индивидуальных особенностей памяти и

В ходе жизни и деятельности, в зависимости от особенности нервной системы, у человека складываются индивидуальные и типологические особенности памяти.

Во-первых, индивиду­альные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с пло­хой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер . То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно . Во-вто­рых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависи­мости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память , если он отличается:

    быстротой запоминания,

    прочностью сохране­ния,

    точностью воспроизведения

    так называемой готов­ностью памяти.

Но память может быть хорошей в одном отношении и пло­хой - в другом. Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.

    Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием.

    Медленное запоминание сочетается с медленным забыва­нием.

    Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием.

    Наиболее низкой продуктивностью отличается память, ха­рактеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыва­нием.

Типологические особенности памяти

С особенностями лично­сти, с особенностями деятельности человека связано преиму­щественное формирование одного из видов памяти. Так, у арти­стов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов - слуховая, у художников - зрительная память, у философов - словесно-логическая. Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной дея­тельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип - преобладанием словесной памяти. Развитие памяти зависит также от профессиональной дея­тельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник - цвет предметов, матема­тик - типы задач, спортсмен - движения.

Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,- зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти . Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, рече-двигательным).

Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, - то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.

Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, исполь­зование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практи­ческой, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэф­фективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной инфор­мации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

Основные свойства памяти.

К наиболее важным свойствам памяти относятся: длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем

1. Объем - способность одновременно сохранять определенное количество информации. Средний объем кратковременной памяти -7 различных элементов (единиц) информации.

2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти.

3. Точность - проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации.

4. Длительность - определяется временем сохранения информации. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько месяцев. Длительность памяти имеет избирательный характер.

5. Готовность к воспроизведению - способность быстро извлекать информацию из памяти. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт.

Следует отметить, что, когда речь идет о психических явлениях, довольно трудно разложить их «по полочкам» и вывести единый шаблон. То же относится и к памяти, ведь несмотря на многочисленные и многолетние исследования, которые проводятся психологами и нейрофизиологами, механизмы памяти все еще мало изучены.

Память нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково. Разница может бытьколичественной, например:

В различной скорости запоминания;

В прочности сохранения;

В легкости воспроизведения, точности и объеме запоминания. Например: некоторые люди хорошо запоминают материал, но потом

плохо его воспроизводят. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, но

долго хранят в памяти накопленную информацию.

Разница может быть такжекачественной или отличаться по своей модальности, т.е. в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. В зависимости от этого в человеке может больше проявляться зрительная. слуховая или двигательная память. Одному человеку, чтобы запомнить, нужно прочитать материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко, в жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными.

Встречается такое феноменальное индивидуальное свойство, какэйдетическая память. Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки все же продолжает «видеть» материал и прекрасно восстанавливает его даже по прошествии долгого времени. На самом деле такой вид памяти в той или иной мере не так уж и редок, особенно у детей, но впоследствии исчезает у взрослых из-за его недостаточного упражнения. Тем не менее этот вид памяти может быть чрезвычайно развит у некоторых людей (чаще всего у художников, музыкантов, там, где требуется точное воспроизведение увиденного). У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще всего используются.


Память также зависит от таких индивидуальных особенностей личности, как:

Интересы и склонности личности (то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда);

Отношение личности к той или иной деятельности;

Эмоциональное состояние (доказано, что существует связь между модальностью переживания и тем, как оно удерживается в памяти.

Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Память вообще оптимистична по природе: человек всегда стремится забыть неприятное, а воспоминания о страшных трагедиях с течением времени утрачивают остроту);

Физическое состояние;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Память- это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию. Все люди рождаются с заложенной возможностью запоминать различные события. Но встречаются люди и с феноменальной фотографической памятью. Это действительно редкий дар. Такие люди могут запоминать огромное количество информации и воспроизводить эту информацию очень быстро. Можно предположить, что это сочетание генетического фактора и определенной тренировки в течении жизни. У маленьких детей объём памяти значительно меньше, чем у взрослого человека, поэтому мы не помним, что происходило с нами в младенчестве. С годами человек может держать в голове всё большее количество различной информации.

Бытует мнение, что у людей с возрастом память ухудшается, но на самом деле все зависит от самого человека. И в преклонном возрасте память может быть блестящей, при условии, если человек ей пользуется, постигает, что-то новое. Это могут быть те же кроссворды, заучивание стихов, какие-то курсы, изучение иностранного языка и.т.д. Известно, что люди занимающиеся наукой и в солидном возрасте имеют прекрасную память. Но когда мы во власти сильных эмоций, спешим, или на нас давит груз обстоятельств, нас отвлекают, если мы поглощены другим делом и т.д. в таких условиях любая, даже самая лучшая, память будет давать сбой. Человеческая память - это не только умение запоминать, но и, как ни парадоксально это звучит, умение забывать ненужное.

Процессы запоминания и забывания очень часто не поддаются нашему контролю. В течение своей жизни мы получаем огромное количество информации, однако болящую половину узнанного забываем, примирившись с тем, что феноменальная память не наша сильная сторона. При этом, учеными давно доказано, что человек пользуется лишь небольшим процентом возможного потенциала памяти, и предела для совершенствования собственных возможностей нет.

1. Общее понятие о памяти

Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые органически включаются в последующую психическую деятельность.

Память является сложной психической деятельностью, в которой различают следующие основные процессы:

1. Запоминание (или запечатление в форме представлений) воспринимаемых предметов и явлений, совершаемых действий, мыслей и т. д. Запоминание, предпринимаемое сознательно и выполняемое с помощью определенных приемов, называется заучиванием.

2. Сохранение или удержание в памяти того, что было запечатлено или заучено.

3. Воспроизведение запомненного или заученного.

4. Узнавание. Последнее выражается в появлении своеобразного чувства знакомости при повторном восприятии, каких либо явлений, которые уже имели место в прошлом опыте.

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности.

Процессы памяти.

Сами процессы памяти проходят три этапа:

1) Запоминание - происходит закрепление нового материала путём связывания его с приобретённым ранее.

2) Сохранение - Определяется степенью участия материала в деятельности личности, то есть важностью для человека.

3) Воспроизведение - Происходит актуализация закреплённого материала путём извлечение его из долговременной памяти и передача в оперативную.

4) Наибольшего развития память достигает к 25 годам и сохраняется до 50 лет. Затем способность запомнить и вспомнить постепенно идёт на убыль.

5) Повторение - одно из важных условий запоминания. Для улучшения запоминания необходимо: выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

Виды памяти различают:

1) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

А) Двигательная - запоминание и воспроизведение движений. Лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.

Б) Эмоциональная (впервые ввёл К.С. Станиславский) - прочно сохраняет пережитые человеком чувства

В) Смысловая (словесная) - запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесённых слов

Г) Образная - позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку.

2) По характеру целей деятельности:

А) Непроизвольная - запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. (Благодаря ней формируется основная часть жизненного опыта человека).

Б) Произвольная - запоминание и воспроизведение, в котором присутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. (Благодаря ней человек получает профессиональные и другие специальные знания).

3) По продолжительности сохранения и закрепления материала:

А) Кратковременная - очень краткое сохранение материала после одного краткого очень непродолжительного восприятия и немедленного воспроизведения (в первые же секунды после восприятия материала. (Играет роль в функционировании механизмов накопления опыта).

Б) Оперативная - вид кратковременной памяти. Обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия.(Чтение, списывание).

В) Долговременная - длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. (Роль в функционировании механизмов накопления профессиональных знаний).

Первое и, пожалуй, наименьшее существенное отличие состоит в том, что человек обладает словесной (вербальной) памятью, так как люди - это единственные говорящие животные. Это означает возможность чему-то обучаться и что-то вспоминать без видимых поведенческих реакций. Уже то, что нам трудно представить себе жизнь без такой словесной памяти, говорит о неизмеримо большем богатстве нашей памяти по сравнению с памятью животных. У последних явно преобладает процедурная память, тогда как у человека - память декларативная, которая фактически формирует каждое наше действие и каждую мысль.

Для каждого из нас память уникальна.

Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное «я», перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны и пугающие клинические случаи потери памяти.

Человеческая память закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками. Следы памяти - это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.

2. Основные теории памяти в зарубежной и отечественной психологии

Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своей научного значения до настоящего времени была ассоциативная теория, возникла в 17 в. первое признание получила в Англии и Германии. В основе лежит понятие ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами разработанное Эббингаузем, Мюллером, и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Отдельные элементы информации согласно ассоциативной терапии запоминаются не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими. В конце 19 в. на смену ассоциативной терапии пришла гештальт терапия - исходным понятием и главным принципом выступила изначальная целостная организация - гештальт. Именно закон формирования гештальта определяет память. При запоминании и воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры. Динамика запоминания и воспроизведения в гештальт терапии: некоторое актуальное в данный момент времени потребностное состояние создает у человека определенную установку или восприятие. Соответствующая установка оживляет в сознании индивида некоторые целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет набор нужных сведений. Не было найдено удовлетворительного ответа на вопрос о генезисе памяти у представителей бихевиоризма и психоанализа. Взгляды сторонников бихевиоризма были близки к тем, которые разделялись с ассоцианистами. Бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала, много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения. Заслугой Фрейда и его последователей явилось выяснение роли полной и отрицательной эмоции, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала, были обнаружены и описаны механизмы подсознательного забывания. В начале 20 в. возникает смысловая память. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (Бине, Бюллер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание. В настоящее время делают первые шаги информационно - кибернетические теории памяти. В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории, память выступает как особый вид психологической деятельности, включающих систему теорий и практик действий, подчиненных решению мнемической задачи запоминания, сохранения, воспроизведения разнообразной информации. (Леонтьев, Зинченко, Смирнов). У нас в стране эта концепция свое дальнейшее развитие в культурно - исторической теории происхождения высших психических функций. Изучение памяти в когнитивной психологии. Считают, что поведение человека детерминировано его знанием. Знание трактуется как информированность. Основным предположением являлись представления о поэтапной переработки информации: первым структурным компонентом является сенсорный регистр. В нем содержится информация о поступающем стимуле в непосредственной форме, называется иконической памятью (очень кратковременная, зрительная память или мгновенная). В иконической памяти информация о стимуле удерживается короткий промежуток времени (0,1с) в той конкретной форме, в какой она первоначально была представлена. В ней содержится больше информации, чем может быть сразу обработано. Эта информация сохраняется и используется на более поздних этапах переработки.

Следующим этапом переработки информации является кратковременная память, отличается временем хранения следов, емкостью и формой хранения следа., обеспечивает оперативное удержание (от 20-30 сек.) и преобразование данных поступающих из сенсорной систем. На уровне кратковременной памяти начинается интерпретация поступившей информации и отнесение ее к различным категориям. Считалось, что информация хранится там, в акустической форме. Последним этапом переработки информации является долговременная память, которая обеспечивает удержание информации часы, годы, десятилетия. В отличие от кратковременной памяти долговременная память всегда находится в смысловой форме.

гештальт запечатление когнитивный психический

Заключение

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.

В российской психологии сложилось традиционное представление о развитии памяти, связанное с обращением к теории деятельности. Так, было разработано представление о памяти как о действии в собственном смысле слова, имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общественно выработанных знаковых средств. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда рассматривались как этапы такого развития.

Новый материал к пониманию процессов памяти предоставили исследования ряда психических функций, за которые несут ответственность те или иные зоны полушарий мозга. Так, нарушения логических процессов, в частности логическое запоминание и сохранение смысловых связей, оказались связанными с функционированием левого полушария, в то время как образная память явно была обусловлена работой правого полушария головного мозга.

Список использованной литературы

1. Кузин В.С. Психология / под ред. Б.Ф.Ломова.Учебник.М.: Высш. школа, 2002.

2. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М. 2002.

3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 2000.

4. Лук. А.Н. Эмоции и личность М.; 2002 г.

5. Вартинян Г.А, Пирогов А.А. Механизмы памяти ЦНС. - СПб., Наука, 2009.

6. Веккер Л.М. Психические процессы. - Т. №3. - СПб. 2001.

7. Выгодский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2000.

8. Лёзер Ф. Тренировка памяти (пер. С нем.). - М.: Мир, 2008.

9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций М., 2008 г.

10. Гоноболин Ф.Н. Психология Москва 2006.

11. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. - СПб. 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение памяти как психического процесса. Разработка методов измерения важных закономерностей процессов запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания. Способы обработки запоминаемой информации, мнемические действия и операции, ментальные структуры.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Основные теоретические представления о феномене памяти в психологической науке. Характеристика процессов произвольного запоминания, сохранения информации, забывания и воспроизведения. Возрастные особенности памяти у детей младшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 01.09.2014

    Основные аспекты учения о памяти как процессе запечатления текущей информации, организации и сохранения прошлого опыта. Изучение гипотезы о роли глиальных элементов, молекул РНК и ДНК в процессах запоминания. Память, как основной познавательный процесс.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2012

    История развития психологии памяти и экспериментальные исследования. Органические основы памяти. Характеристика процессов запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения. Эйдетизм как явление исключительной, феноменальной памяти.

    реферат , добавлен 25.11.2014

    Память как высшая психическая функция: определение, виды, процессы памяти, психологические теории. Особенности развития памяти детей в дошкольном возрасте. Показатель уровня развития зрительной памяти выше нормы. Формы запоминания и воспроизведения.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2014

    Определение памяти как высшего психического процесса. Сущность и взаимосвязь запечатления, сохранения, забывания, воспроизведения, узнавания. Мнестические процессы, формы их организации и индивидуальные особенности. Физиологическая основа представлений.

    реферат , добавлен 14.05.2009

    Характеристики памяти - процесса запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т. е всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Индивидуальные особенности памяти, ее виды, прочность и скорость запоминания.

    контрольная работа , добавлен 15.02.2017

    Память, как ключевой процесс психологии человека. Теория и законы памяти. Виды памяти и их особенности. Основы механизмов запоминания у людей. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные различия памяти у людей.

    творческая работа , добавлен 16.12.2006

    Изучение основных видов, процессов и механизмов памяти. Сравнение опосредованного и непосредственного запоминания. Выявление наиболее эффективного вида запоминания. Формы воспроизведения и забывания. Обзор методики для исследования кратковременной памяти.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2015

    Сохранение и воспроизведение различных впечатлений. Сущность нарушений памяти. Нарушения запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Количественные нарушения памяти. Динамика проявлений расстройств памяти.

Некоторые из особенностей памяти могут упрочиться и стать свойствами личности (свойствами памяти данного человека). Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности воспроизведения. Важным свойством памяти человека является, ее готовность, т.е. способность быстро и к месту припомнить нужную информацию.

Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти. Так, А.С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение (чужое) после двукратного его прочтения. Моцарт запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. Композитор Балакирев мог играть на память целые симфонические произведения.

Советский психолог А.Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Шершевского, который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и при том в большом объеме. Шершевский мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, лишенные смысла, бессмысленные слова, геометрические фигуры. Его память отличалась одновременно и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, в котором он участвовал, костюм экспериментатора и других мельчайшие подробности обстановки и своих действий.

Индивидуальные различия памяти проявляются также в том, на какой вид представлений по преимуществу опирается человек при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, что могут услышать, третьи то, что может; быть выполнено практически. В соответствии с этим различают зрительный, слуховой и двигательный типы памяти. Человек зрительного типа памяти, запоминая текст книги, предпочитает его видеть; человек слухового типа памяти - предпочитает слышать содержание текста в чтении кого-либо; человек двигательного типа памяти должен обязательно записать или проговорить заучиваемый материал. Чаще всего встречается смешанный тип памяти - слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой. Смешанный тип памяти жизненно ценнее, чем тип односторонней памяти по причине большого разнообразия практической деятельности человека. Кроме того, участие в процессах памяти несколько анализаторов ведет к большей подвижности в использовании образованных систем нервных связей: человек не вспомнил что-то на слух - вспомнит зрительно и т.п. Поэтому полезно, чтобы учащиеся запоминали учебный материал разними способами: путем его прослушивания, чтения, рассматривая иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и др.

Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. У взрослых людей тип памяти упражняется в зависимости от характера их профессионального типа. Если такие особенности памяти, как быстрота запоминания и воспроизведения, прочность сохранения, точность воспроизведения, объем памяти и готовность ее в своем сочетании отчетливо выражены у какого-либо человека, типичны для него, то это тоже характеризует тип его памяти («быстро запоминает, плохо хранит», «медленно запоминает, быстро теряет» и т.д.).

Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей приемы эффективные и т.п. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов y разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т.e. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

Индивидуальные особенности в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т.е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, то есть в том, что запоминается. Эти двоякие изменения с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека.

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению .

Скорость запоминания определяют числом повторений, необходимых тому или иному человеку для запоминания определенного объема материала. Прочность выражается в сохранении заданного материала и в скорости его забывания. Наконец, готовность памяти выражается в том, насколько ясно и быстро человек может припомнить в нужный момент то, что ему необходимо. Эти различия в определенной мере связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Особенности высшей нервной деятельности и связанные с ними индивидуальные различия в процессах памяти изменяются под влиянием условий жизни и воспитания. Поэтому указанные особенности памяти определяются условиями ее воспитания и зависят в первую очередь от того, насколько сформированы у каждого человека рациональные способы запоминания. Они связаны с привычкой к точности и аккуратности в работе, наличием ответственного отношения к своим обязанностям, настойчивостью в их выполнении и т.д. Готовность памяти, кроме того, зависит от систематичности в приобретении и закреплении знаний.

ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ.

7.1. Понятие и роль мышления в познании.

Мышление – сложный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности, отражением существенных связей и отношений между предметами и явлениями.

Чувственная картина мира, которую дают нам ощущения и восприятия необходима, но не достаточна для его глубокого, всестороннего познания. В образах и представлениях недостаточно расчленены сложнейшие взаимодействия различных предметов, событий, их причин и следствий. Расчленить взаимозависимости, отношения между предметами призвано мышление.



В восприятии перемешаны связи существенные и несущественные.

Мышление дает нам информацию, которую невозможно постичь непосредственно (например, нейтрины – элементарные частицы, которые невозможно увидеть даже в самые современные микроскопы, однако ученые знают о свойствах и существовании их). Благодаря отвлеченному мышлению удалось доказать их существование.

Роль мышления в познании: мышление значительно расширяет границы чувственного познания, мышление проикает в сущность явлений.

7.2. Виды мышления.

В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:

1. наглядно-действенное;

2. наглядно-образное;

3. абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление – решение задачи осуществляется с помощью реального, физического изменения ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы наглядно-действенного мышления наблюдаются у животных. У ребенка наглядно-действенное мышление образует первую ступень развития мышления. В дошкольном возрасте (до 3-х лет включительно) мышление ребенка в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью узнать, «что там внутри».

Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений их. Здесь решение задачи опирается на образы и представления. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е в возрасте 4-х - 7-ми лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядным образом и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, поэтому они не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление – это мышление характеризующееся использованием понятий, логических конструкций, рассуждений. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается - сначала в простейших формах - отвлеченное мышление , т.е мышление в форме абстрактных понятий.

Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук - математики, физики, истории - имеет огромное значение в умственном развитии детей. В работах П. Я. Натадзе, Д.Б. Эльконина и др. детально прослеживается, какие именно признаки понятий, в какой последовательности, при каких условиях усваиваются учащимися. В конце школьного обучения у детей формируется - в той или иной степени - система понятий. Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, «удельный вес», «млекопитающие», «критический реализм»), но и целыми классами или системами понятий (например, система геометрических понятий).

Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти привычные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются - в той или иной степени - все виды и формы мыслительной деятельности.

7.3.Мыслительные операции.

Процесс мышления осуществляется с помощью системы мыслительных операций. К их числу относят следующие:

1) анализ – это мысленное выделение в объекте тех или иных сторон, элементов, свойств; расчленение целого на части;

2) синтез – это объединение выделенных анализом элементов, компонентов. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение тех элементов, на которые был расчленен объект. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны;

3) сравнение – это выделение общего и различного в предметах и явлениях окружающего мира в результате сопоставления;

4) обобщение – выделение общих признаков и качеств предметов и явлений действительности;

5) абстрагирование – это выделение одних признаков и отвлечение от других. Результатом абстрагирования являются понятия, модели, классификации;

6) классификация – разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям;

7) систематизация – разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

7.4. Понятие и значение воображения.

Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его насала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее.

Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется законам мышления. Если данные трудно поддаются анализу, то действуют механизмы воображения.

Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний. Оно позволяет перепрыгнуть через какие-то этапы мышления и все-таки представить конечный результат.

Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, ее суррогат.

7.5. Виды воображения.

Существует несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем отношении какой-либо из существенных признаков воображения: активная связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых образов.

По признаку активности различают пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, с помощью которой человек отказывается действовать. Пассивное воображение делится на два вида: непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Пассивное воображение может возникать непреднамеренно. Это происходит при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.

Преднамеренное пассивное воображение – это все факты мечтаний и грез, когда человек сознательно вызывает необходимые ему образы. Оно особенно характерно для детей и подростков.

Образы, фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Если у взрослого человека преобладают грезы, то это является дефектом развития личности, свидетельствует о ее пассивности.

Активное воображение - это воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности.

Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении.

Очень важно для создания правильных представлений о новом объекте описать его образно, так рассказать о нем, чтобы вызвать живые образы, которые конкретизировали бы абстрактные данные, характеризующие это новое. Мысленное представление нового дополнительного стимулируется тогда, когда ставится практическая задача изобразить это новое в предметном виде - сделать или нарисовать предмет.

Важнейшим условием правильного представления того, что описывается словами, является наличие знаний, на которые должны опираться образы, воссоздаваемые по описанию.

Важным условием качества воссоздаваемого образа является установка.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.