Как читать людей и понимать их в общении и сотрудничестве. Читающий человек — это успешный человек У вас появятся новые знакомые и друзья

« ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ – ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ»
День информации

Книги сопровождают человека на протяжении всей жизни, помогая ему в сложных ситуациях, в решении многих проблем, да и просто в организации интересного досуга. Именно книги являются материалом передачи знаний от поколения к поколению, основой образования, освоения культуры и истории. В разные периоды жизни человек обращается к самой разнообразной литературе – в детстве к сказкам и басням, в школьные годы – к обучающей и художественной литературе, в университете – к научной, узкоспециальной, и с каждым последующим годом жизни список интересующей человека литературы постоянно расширяется. И сегодня библиотеки являются самым доступным очагом концентрации разнообразной литературы.
Межпоселенческая центральная библиотека ежегодно приобретает много различной по жанру, специфике и содержанию литературы. Чтобы донести до читателя информацию о новинках традиционно устраиваются Дни информации для всех категорий читателей.
5 декабря 2013 года в МЦБ состоялся День информации « Человек читающий – человек успешный». Цель мероприятия – приобщение к чтению, знакомство с новинками литературы, пропаганда книги. В течение дня пользователи знакомились с книжными новинками различной тематики, для них был проведен подробный обзор представленных изданий. Вниманию читателей были представлены художественная, научно-познавательная, справочная литература.

Все издания сгруппированы по темам: экономика, история, психология, медицина, сельское хозяйство, краеведение, художественная литература. Особое внимание привлекли учебные пособия серии « Высшее профессиональное образования» по различным отраслям наук.

На мероприятие были приглашены учащиеся 10 класса СОШ № 1 (кл. рук. Степанян Л. Г.). Ребята узнали о новинках: литературе по различным областям знаний, о произведениях современных писателей и поэтов, ознакомились с новыми энциклопедиями, справочниками, учебной литературой.

Библиограф А. К. Бзезян провела обзор книг серии « Твой кругозор», куда вошли лучшие издания по гуманитарным и естественно-научным предметам, написанные российскими и зарубежными авторами. Книги серии не только расширяют кругозор, повышают образовательный уровень, помогают стать знатоками в различных областях знаний.

Внимание ребят привлекли книги серии « Самые нужные знания», где собраны сведения из разных областей знаний и сфер деятельности человека – географии, биологии, истории, филологии, других наук, любопытные факты о спорте и спортсменах, об известных и знаменитых людях.
С интересом ребята слушали отрывки из книги « Все величайшие загадки истории» о судьбах многих легендарных личностей прошлого: царицы Савской и короля Макбета, Жанны д"Арк и Александра I, Екатерины Медичи и Наполеона, Ивана Грозного и Шекспира.
Особенно заинтересовало ребят издание о людях, живших в разные времена в разных странах, которые были одержимы дерзким стремлением идти вперед, за горизонт. Это книга « Все величайшие путешественники» об энтузиастах, благодаря которым на карте появились новые моря, континенты, проливы, острова…
Библиотекарь К. В. Хаспекян представила издания по психологии, в которых рассматриваются практически все аспекты современного межличностного общения – деловой этикет, приемы публичных выступлений, вербальные и невербальные техники воздействия, рассказала о некоторых авторских методиках профессионального самоопределения – игры « Сударь-государь», « Болван».

Библиотекарь читального зала М. С. Арзуманян ознакомила с изданиями по кулинарии, рукоделию и домоводству, что особенно актуально в преддверии Нового года, для приготовления вкусных салатов, изысканных блюд, оригинальных тортов. Книги « Мягкая игрушка», « Поделки из природных материалов», « Вышиваем, вяжем, плетем из ниток и бисера» научат кройке и шитью, помогут в создании прекрасных изделий из самых обычных материалов, имеющихся под рукой.
Ребята с удовольствием рассматривали новые книги, понравившиеся взяли на дом.

В конце мероприятия, во время обсуждения услышанного и увиденного, ребята пришли к выводу, который можно выразить словами известного педагога и ученого Яна Амоса Коменского: « Стремящийся к мудрости должен любить книги больше золота и серебра. Ведь именно книги, а не золото и серебро способны привести такого человека к исполнению желаний… Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил».
Этот день ознаменовался ещё тем, что в гостях у библиотеки были члены Нахичеванской-на-Дону армянской общины во главе с Сергеем Михайловичем Саядовым, исполнительным директором, историком, руководителем проекта армянской Интернет-энциклопедии фонда « Хайазг».

Они преподнесли в дар издания об истории армянского народа, выдающихся деятелях армянского происхождения. Среди подаренных книг особо заинтересовала специалистов серия « Жизнь замечательных нахичеванцев» о наших земляках, знаменитых писателях, художниках, спортсменах. Сергей Михайлович представил книгу ростовского искусствоведа Валерия Рязанова « От Первого приюта до наших дней», которая является первым научным опытом изучения и обобщения самобытного культурного наследия донских армян. Не оставила никого равнодушными издание « Четыре года под полумесяцем» к 95-летию памяти жертв геноцида армян в Османской империи в 1915 году.

Учась в школе, а потом в вузе, входя во взрослую жизнь, практически каждый человек посещает библиотеку. Кто-то считает это место особенным, кто-то воспринимает библиотеку как огромный «склад» книг.

Чтобы глубже узнать, что такое библиотека, а также понять, какое влияние она может оказать на человека, мы решили побеседовать с директором Централизованной библиотечной системы имени Н.В. Гоголя Верой Васильевной Скаленчук.

- Связано ли полученное вами образование с нынешней работой?

Я окончила библиотечный факультет Кемеровского института культуры, и с этой профессией связана вся жизнь.

- Считаете ли вы сейчас, что ваш выбор профессии был осознанным?

С того времени прошло уже много лет. Представление о профессии менялось несколько раз. Но я считаю, что выбор профессии был осознанным с самого начала. Я всегда смотрела на библиотекарей как на людей из какой-то другой жизни. В детстве, а потом и в юношеском возрасте я очень часто посещала библиотеку, просто обожала ее атмосферу. Однако оканчивая школу, я думала, что буду педагогом. Потом, когда я уже работала по своей специальности, мне приходилось сотрудничать с учебными заведениями. Мне говорили, что у меня есть педагогический дар. В работе мне это только помогало. На первоначальном этапе я была заведующей юношеским отделом. Мне всегда удавалось находить общий язык с ребятами. Педагогические способности пригождались и потом неоднократно. Работая в коллективе с разными людьми, нужно было уметь находить подход к каждому человеку.

- Готовит ли институт человека к большой, взрослой жизни или после окончания учебного заведения всему приходится учиться заново?

Я могу сказать о своей профессии. Теоретические знания, которые нам дает учебное заведение, немного отличаются от практики. На последних курсах у нас были учебники и дисциплины по организации работы. Тем не менее, проходя учебную практику, мы увидели работу не так, как читатель ее видит, а как бы изнутри. У многих из нас были традиционные представления о библиотеке как о месте, где уютно, комфортно, приятно находиться. Когда начали работать, стали понимать, что здесь нужно приложить большие усилия, в том числе и физические, чтобы все было действительно удобно и комфортно для читателя.

- Как вы считаете, при выборе своего пути стоит прислушиваться к мнению окружающих или нужно верить только в себя?

Прислушиваться никогда не вредно, но всегда выбор человек должен делать сам. Я не помню, чтобы мне родители или кто-то еще говорили, какую профессию выбирать. Так получилось, что я выбрала эту профессию и не по совету, и вроде не сама. Иногда случай играет большую роль. Наш институт только открывался, и я решила попробовать поступить. Получилось, что этот выбор в некоторой степени был случайным.

- Может ли человек, выбравший нелюбимую профессию, реализовать себя в работе?

Я считаю, что нет. Свою профессию нужно любить. Если работа тяготит, то ты сможешь технически хорошо ее выполнять, ты изучишь весь механизм работы, но душу никогда не вложишь в нее. Но какое может быть удовлетворение от работы, если ты не вносишь в нее ничего своего, если не живешь этой работой, если, выполняя работу, думаешь о чем-то постороннем?

- Как вы относитесь к тому, что все больше людей используют Интернет для получения информации и все меньше ходят в библиотеки?

Я отношусь к этому как к данности. На эту ситуацию уже невозможно повлиять. Пришла эпоха Интернета, и наши залы заметно опустели, но ход истории не изменить. Естественно, Интернет - это очень удобный и быстрый способ поиска информации. Через Интернет человек может найти те ресурсы, которых мы не можем предложить. Ни одна библиотека не может иметь все источники. Мы и сами активно пользуемся новыми технологиями. На своем сайте размещаем электронный каталог книг, полные тексты некоторых краеведческих изданий. Более 43 тысяч человек посетили наш сайт в 2011 году. В Центральной библиотеке открыли второй компьютерный зал. Во всех филиалах есть возможность работать в Интернете.

- Возможно ли, что со временем настоящие книги совсем будут вытеснены электронными книгами и Интернетом?

Наверное, нет. Во-первых, потому, что между чтением с экрана и чтением книги есть огромная разница. Счастье общения с традиционной бумажной книгой и погружения в то, что ты читаешь, невозможно сравнить с чтением книги электронной. Но я говорю именно о художественной литературе. Какое испытываешь волнение, когда берешь в руки книгу, например, прошлого века. Это словами не передать.

- Есть ли в фонде библиотеки книги, которые являются раритетом?

У нас есть книги XIX - начала ХХ веков, прижизненные издания Пушкина. Коллекция таких книг включает около двух тысяч экземпляров. Это и художественная литература, и учебная, и энциклопедические издания. У нас, кстати, есть полный электронный каталог этих изданий. Чем дальше мы уходим от того времени, тем более ценными становятся эти издания. И всегда испытываешь волнение, когда имеешь дело с такой книгой. У каждой книги ведь своя история. Как она к нам попала? В каких она была руках?

- Как вы думаете, по-разному ли читающий человек и человек, который не любит читать, смотрят на жизнь?

Читающий человек - это вообще глубокий человек. У него особый духовный мир, который позволяет ему быть более глубоким и разносторонним. Человек, который не читает, себя просто ограничивает. Книги учат человека жить, видеть. Я уже не говорю о поэзии, которая вообще окрыляет, дает стимул к жизни. Проза, особенно классика, создает определенное видение мира. Читающий человек - очень интересный собеседник. Беседы с таким человеком всегда очень содержательны. У него всегда можно что-то узнать, чему-то научиться. Когда общаешься с читающими людьми, хочется еще и еще говорить с ними.

- Какие книги оказали влияние именно на вас?

Классическая литература сопровождает человека всю жизнь. Сколько раз будешь читать такие произведения, столько раз будешь открывать в них что-то новое для себя, потому что это очень глубокая литература. Поэтому прежде всего на меня повлияла классическая литература. Эта литература бездонна, поэтому именно она, на мой взгляд, является и всегда будет являться основой нашего развития.

- Недавно Владимир Путин предложил составить список ста книг, которые должен самостоятельно прочитать каждый выпускник. Сформировать этот список он предложил с помощью культурных авторитетов. Как вы относитесь к этой идее?

Сто книг - это как-то искусственно, круглое число выбрано. Я думаю, необязательно придерживаться определенных цифр. Но идея порекомендовать молодежи наиболее ценные книги - неплохая. Хорошо, если в этот список войдет и классика, и современные книги. Такой список должен включать в себя и русскую, и мировую литературу. В него должна войти и научная литература. На мой взгляд, люди, рекомендующие книги для этого списка, должны быть известными деятелями культуры и науки, признанными авторитетами. Кстати говоря, у нас в библиотеке издана книга «Средь книжных миров», в которой наши почетные читатели делятся своими литературными предпочтениями и рекомендуют книги, которые повлияли на их мировоззрение, на их жизнь.

- Меняются ли с течением времени предпочтения читателей?

Конечно. Когда-то были очереди за книгами, которые сегодня на букинистических развалах. Когда-то старались подписаться на классику, на собрания сочинений, а теперь дети и внуки избавляются от этой литературы, привозят нам. Если раньше на зарубежную и русскую классику спрос был огромным, то теперь этой литературой практически никто не интересуется.

- Много ли среди читателей библиотеки молодежи?

По статистике, около пятидесяти процентов читателей библиотеки - молодежь. Раньше залы были просто переполнены молодыми людьми, они составляли около семидесяти процентов читателей. К сожалению, заметна явная тенденция к уменьшению количества молодых читателей. Они предпочитают виртуально посещать библиотеку, заходя на наши сайты.

- Как сказывается на уровне культуры молодежи отсутствие интереса к чтению?

Сейчас наблюдается снижение уровня грамотности молодежи. И это говорит о том, что молодые люди стали меньше читать. Когда человек не читает, он не видит перед собой правильного, хорошего текста. Кроме того, читающий, думающий человек ведет себя более культурно, логично излагает свои мысли в отличие от людей нечитающих. Я понимаю, что в наше время появляются какие-то новые формы общения, в речь входят новые слова, но все же в основе общения людей должен быть литературный язык.

- Возможно ли сейчас, на ваш взгляд, повысить интерес к чтению?

Мы изо всех сил стараемся привлечь к чтению все слои населения, это является основной задачей библиотеки. Мы не теряем надежды на то, что можно возродить интерес к чтению. Сейчас чуть ли не с детского сада стараются привить детям интерес к книгам. У нас разработана программа по обучению детей чтению. Но важно, чтобы любовь к чтению прививалась в семье. Конечно, человек может сам своим путем прийти к книге. Любовь к чтению может появиться уже и в зрелом возрасте, ведь никогда не поздно взять в руки книгу. Поэтому мы верим, что можно повысить уровень читательской культуры.

- Напоследок, что вы хотели бы пожелать и, может быть, даже посоветовать нашим читателям?

Скаленчук, В. В. «Читающий человек - глубокий человек» [Текст] : [интервью со Скаленчук В. В.] / Екатерина Пятибратова // Кузнецкий рабочий. - 2012. - 5 мая (№ 51). - С. 2: фото.

1. Как правило, они более утончённые / изысканные

Чтение позволяет людям вникать в мнения и реалии, которые отличаются от их собственных. Это помогает им усовершенствовать свою точку зрения. Чтение также способствует развитию интеллекта, мудрости, хладнокровия и терпения. Также не стоит забывать, что люди, которые читают с удовольствием, могут, как никто другой, по полной насладиться такими мелочами, как хорошее освещение, удобная мебель и вкусный чай.

2. Они более интеллектуальны

Когда вы много читаете, вы многое узнаёте. Если человек читает фэнтези, где речь идёт об эльфах и драконах, это не значит, что это глупое чтение. Такие книги могут быть наполнены жизненными уроками. Вы можете найти множество людей, читающих фэнтези. И у них словарный запас лучше, чем у тех, кто читает различные журналы или не читает вовсе. Они лучше понимают подсказки, лучше усваивают новую информацию. С ними также приятнее общаться. А это очень важно в отношениях. Я не хочу сказать, что читающий человек - это универсальный солдат, готовый ко всему. Но от таких людей вы гораздо реже будете слышать фразу «Я не знаю».

3. Они творческие

Креативность важна в отношениях. После пары лет отношений очень трудно удивить свою вторую половинку. Когда человек много читает, он поглощает творчество авторов, словно губка. Во всех этих книгах излагаются идеи, о которых читатели могли и не знать. И если вы хотите действительно длительных отношений, то читающие люди подходят для этого больше. Ведь они найдут способ поддерживать новизну в отношениях и сделают их интересными. Они просто будут использовать идеи, о которых они когда-то читали.

4. Они в душе всё ещё дети

А такие люди лучше понимают детей, и они знают, как с ними справиться. Ведь хорошие отношения рано или поздно приводят к детям. И давайте говорить честно, именно такие люди могут учить наших детей, пока они растут. Такие люди знают множество сказок и даже сами могут их придумать. Они позаботятся о том, чтобы дети действительно были поглощены рассказом.

5. Он будет более страстным любовником

Вы читали когда-нибудь со вкусом описанную постельную сцену в романе? Они очень наглядные, но не пошлые. В мирах, которые описаны в книгах, люди очень страстные. И, как мы уже говорили, люди, которые читают, узнают очень многое. А значит, книга может научить быть страстным.

6. Они более терпеливые

Чтение книг занимает достаточно большое количество времени. И занятым людям нужны недели, чтобы прочитать книгу до конца. Некоторые же могут проглотить пару сотен страниц всего за несколько часов. И в том и в другом случае нужно большое количество терпения. А терпение - это навык, который нужно оттачивать годами. И читающие люди действительно оттачивают его длительное время. Такие люди будут достаточно терпеливы, чтобы решить проблемы в отношениях.

7. Они многому вас научат

Как мы уже неоднократно заявляли, читающие люди знают многое. Они прочитали множество страниц, и эти страницы содержат различные уроки. Ведь не все книги, которые они читают, - это фэнтези, драмы или романы. Такие люди любят не только читать. Они также любят и учиться. Им это нравится. А это значит, что они могут также научить многому вас. Жизнь, отношения, техника и прочее. Разве есть для по-настоящему начитанного человека совсем уж непонятные темы? Если и есть, то он может об этом прочитать.

8. Вам гарантировано личное время

Читатели любят читать. Это звучит немного глупо, но дочитайте до конца. Во время чтения мы представляем пейзажи, людей и сцены, которые описаны в книге. И когда нас отрывают от чтения, всё обрывается. И приходится начинать сначала. Когда человек читает, он не любит, чтобы его беспокоили. А это значит, что у вас есть время на себя. Вы можете поспать, принять ванну, сходить по магазинам или заняться тем, что вам нравится.

9. Они действительно знают, что такое романтика

Они читают книги, содержащие элементы романтики. Даже если это фантастический роман, написанный специально для молодых парней или мужчин, в нём будет романтика. Герои и героини его книг переживают худшие моменты в жизни. Они переживали сражения и предательства, разлуку и отчаяние. Но, вопреки всему, они остаются вместе, преодолев все трудности. И если вы встретите читающего человека, будьте уверены, что он знает о романтике всё. А значит, ваша жизнь вскоре наполнится этой самой романтикой.

10. Они знают, что такое забота

Книги сделаны из бумаги. А бумага - очень хрупкая вещь. Она может быть уничтожена огнём, водой, да и просто временем. Так что будьте уверены, что читающие люди знают, как позаботиться о своих вещах. Ведь им захочется перечитывать свои книги снова и снова. Можете не сомневаться, такие люди будут бережно относиться не только к своим, но и к вашим вещам. Да и с вами они будут обходиться бережно. Конечно же, вы не вещь! Просто эти люди бережно относятся ко всему, что им действительно дорого.

В целом, читающие люди лучше многих остальных. Но будьте бдительны! Не каждый читающий человек такой, какой описан в моей статье.

прошло необычное мероприятие. Организаторы конкурса "Территория жизни " подвели итоги и назвали имена победителей, а так же со своими читателями встретился писатель Андрей Щупов, многим известный под псевдонимом Олег Раин.

Старт мероприятия был назначен на час дня. Зал в основном занимали дети, с надеждой ждущие результатов конкурса, и их группа поддержки — учителя. Наконец стало тихо. Началось. Девушки из музыкальной школы 1 исполнили лирическую песню и что-то из репертуара «Биттлз», немного разрядив обстановку. Проектор прокрутил клип, снятый участниками, и ведущая объявила в микрофон: "Здравствуйте!"

Главная цель конкурса "Территория жизни" — дать возможность молодым людям высказать свою точку зрения о мире и о себе. На суд было представлено более 50 работ из Екатеринбурга и его окрестностей, а одна творческая работа была прислана из Краснодарского края!
В номинации "видеоролик социальной направленности " первое место занял клип Антона Курильщикова "Здоровый образ жизни". Парадоксальное сочетание темы клипа и фамилии автора, не так ли?
В номинации "социальная фотография " победу одержала работа Лены Ивановой под названием "Возрождая традиции". Студенты из Первоуральска завоевали 1 место за лучшую социальную акцию "Береги здоровье смолоду", а работа Натальи Беляевой "Легко ли быть молодым" победила в номинации "литературное эссе ".

Также были учреждены специальные призы за позитивный взгляд и стремление сделать нашу жизнь лучше.
Все победители получили грамоты и специальные подарки от Андрея Щупова — его книги для подростков. Будет чем заняться по вечерам.
Когда участники узнали, что писателю 45 лет, по залу прошёл шумок. Никто не ожидал такого поворота, ведь мужчина выглядит намного моложе своих лет, да и рассуждает свежо.
"Уверен, что быть писателем чрезвычайно интересно. Уже хотя бы потому, что можно погружаться в десятки увлекательных профессий, проживать сотни чужих жизней", — говорит он.

Главными героями книг А. Щупова обычно становятся авантюристы, готовые на всё. Автор признаётся, что герои похожи на него. Авантюрность — это неотъемлемая часть характера человека. Но у кого-то её больше, у кого-то меньше. Сам автор совершал в своей жизни много рискованных поступков. Например, около 20 лет назад Андрей Щупов спрыгнул с самолёта, не имея никакой подготовки, и не пострадал. Какое везение!

У писателя оказалось множество псевдонимов — Олег Раин, Саша Белых, Павел Артемьих . На вопрос "Зачем придумывать себе другие имена?" Андрей Щупов ответил, что чаще всего читатели зацикливаются на каком-то одном жанре. Любители фантастики не хотят, чтобы автор тратил время на детективы, любители детективов - наоборот. Ему же нравится писать во многих жанрах. Это фантастика, психологическая проза, книги для детей, детективы и многое-многое другое.

Андрей Щупов называет своим любимым жанром детскую литературу. Ведь для детей писать интереснее. Они тоже могут рассуждать серьёзно, но в этом направлении нет никакого формата, никаких рамок. Как ни странно, детская литература более раскрепощена. Писатель считает, что жизнь современного подростка достаточно серая и скучная (школа — дом), и чтение книг — прекрасная этому альтернатива. Там более, читающий человек — это успешный человек.

Поиски себя Андрей Щупов начал со школьной самопальной газеты. Всё начиналось с небольших статей и рассказов, затем переросло в произведения покрупнее. Семья одобрила его выбор, поддерживала писателя в его начинаниях. И вот Андрей Щупов уже лауреат премий и уважаемый автор. Он пишет книги, воспитывает двоих детей и не стареет. По крайней мере, так кажется.
Писатель показался мне умным и интересным человеком.

Уверена, что не разочаруюсь, прочитав книги Андрея Щупова! И вы не разочаруетесь.

Конечно, буквы знают все. И необходимую для учебы и работы литературу, различные инструкции, программу телепередач или газеты читают все. А помнит ли подрастающее поколение о классике? Недавно на площади Орджоникидзе молодые библиотекари ЦГБ им. В. Г. Белинского провели эксперимент – провели опрос горожан на тему сюжетов бессмертных произведений. Многие, надо сказать, попадали впросак даже на самых легких вопросах. Заместитель директора библиотеки им В. Г. Белинского Галина Иванова уверена: без классической литературы человечество на пути к потере нравственности. Об этом и не только наш разговор.

КЛАССИКА - СПОСОБ ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ

– К сожалению, классической литературой сегодня молодежь не зачитывается…

– Это так, об этом говорят результаты нашего эксперимента. Опрос продемонстрировал вопиющую неграмотность и невежество современной молодежи и дал определенную пищу для размышлений. Если человек окончил школу и поступает в вуз, он должен обладать определенными знаниями во всех областях, потому что от его кругозора будет зависеть не только качество работы, но и люди, находящиеся у него в подчинении. Я вспоминаю браваду одного нашего чиновника, который говорил: «Я ничего не читал, но стал успешным человеком. Я – политик».

– Вот, вот... Многие так и думают. Дескать, зачем классическая литература современному человеку?

– Я могу ответить словами Достоевского: «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Для того чтобы оставаться людьми, быть нравственными, уметь сострадать, необходимо читать классическую литературу. Ведь все постулаты Библии заложены в классике и разворачиваются через художественные образы. Сегодня многие из тех, от кого что-то зависит (в том числе и чиновники), говорят: «Всех не накормишь», «Всем не дашь кров», «Это ваши проблемы». Так если тебя избрал народ или ты поставлен именно для того, чтобы решать проблемы, то проблемы народа – твои проблемы, их никто не решит, кроме тебя. Поэтому, я считаю, причины такой безнравственности в том, что в свое время эти люди не утруждали свою душу, свое сердце нравственными страданиями, которые заключены во многих классических произведениях. Поэт Николай Заболоцкий писал, что «душа обязана трудиться». А заставить душу трудиться может не история, обществознание или философия. Нравственную работу для души может создать только классическая литература. Например, «Братьев Карамазовых» я считаю очень актуальным произведением. А именно выраженную в нем мысль о том, что если Бога нет, значит, все позволено: политику позволено уничтожить народу, предпринимателю для увеличения прибыли – осушить какую-нибудь местность. Или другой пример. Один парень снимал в банкомате деньги. За ним стояла пожилая женщина. Забрав деньги, этот парень развернулся и ударил эту женщину по лицу. Разве можно назвать этого парня человеком? Классическая литература нужна человеку для того, чтобы он оставался человеком.

«НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ»

– Нравственность формируется с детства. Как научить ребенка читать?

– Конечно, с раннего возраста. Но ни в коем случае нельзя принуждать читать. Ведь когда такой ребенок вырастет, у него будет вызывать отторжение все, что было связано с насилием в его детстве. Каждый ребенок – подражатель своих родителей. Если взрослые хотят, чтобы у его ребенка чтение вошло в привычку, нужно подать ему пример – читать самому. Глядя на то, как мама и папа читают, ребенок сам возьмет книжку.

– В нашей насыщенной разнообразными событиями жизни нужно сформировать привычку «Ни дня без строчки», как говорил Олеша. Но он говорил это о писателях, а мы будем говорить о читателях. В каком состоянии вы бы ни пришли, под каким впечатлением вы бы ни находились, нужно взять себе за правило прочитать хотя бы несколько страниц в день. В моем лексиконе есть понятие «постельная книга». Это книга, которая лежит в моей постели рядом с подушкой. Я читаю ее каждый день перед сном. Бывает, человек приходит домой уставший, ужинает и ложится спать. Казалось бы, времени на чтение совсем нет. Поэтому и нужна какая-то книга для чтения перед сном. Ежевечерние несколько строчек войдут в привычку, и человек, хоть и понемногу, начнет регулярно читать.

ПОЭЗИЯ – УДЕЛ ИЗБРАННЫХ

– А в чем, по-вашему, польза поэзии?

– Я считаю, что поэзия – удел избранных. Если художественную прозу все смогут прочитать, пусть и не все поймут, то поэзия – для людей тонкой душевной организации, литературно одаренных читателей.

Как понять, что ты способен понимать и чувствовать поэзию? Ты мыслишь поэзией, строками из стихотворных произведений, которые читал, даже не помня, откуда они.

Поэзия – форма мышления, опоэтизированного существования. Весь окружающий мир ты наделяешь поэзией. К тому же, если ты любишь поэзию, тебе не надо ее заучивать, какие-то фрагменты, которые запали в душу, сами останутся в памяти, потому что это форма твоего мышления. Фрагменты строк приходят сами во время мытья посуды, когда ты идешь по улице, смотришь в окно…

Людей, которые не понимают поэзию, нельзя осуждать. Это все равно, что не иметь музыкального слуха. Такие люди не созданы для поэзии.

«КНИГОГЛОТАТЕЛИ» И НАСТОЯЩИИЕ ЦЕНИТЕЛИ

– Я думаю, да. К примеру, существуют такие люди – «книгоглотатели». Они «проглатывают» множество книг, но потом сказать ничего не могут. Можно ли назвать это талантом чтения? Я думаю, талант чтения – это когда ты из книги что-то извлекаешь для себя, при этом подмечая художественные особенности произведения: язык, композиционное построение, особенности образов. Я, например, люблю хороший, сочный, народный язык Шолохова, Шукшина, Распутина.

Вообще, талантливых, интересных читателей библиотекари, как правило, примечают. Иногда мы даем книгу, которую читатель читал два года назад. Потом он приходит и говорит: «Начал читать и чувствую, это что-то знакомое. Только потом вспомнил, что читал эту книгу». С талантливым читателем такого быть не может. Он четко знает, что читал, и четко помнит состояние, владевшее им во время чтения.

– Какая у вас любимая книга?

– Думаю, что у настоящего ценителя литературы нет какого-то одного любимого автора или любимой книги на всю жизнь. Просто на определенном жизненном отрезке доминирует какой-то один писатель или одно произведение.

Я могу сказать, какие книги я бы никогда не стала читать – Жюльетту Бенцони и ее нескончаемую сагу наподобие «Санта-Барбары». Мне жалко своей жизни на такое чтиво. Оно мне не принесет никаких знаний о человеческой душе. Я не читаю фэнтези, но не потому что это плохой жанр (кстати, очень популярный, особенно у молодежи), а потому что это не мое. Вообще, я считаю, что талантливый читатель не всеяден, у него есть свои вкусовые предпочтения.

– Что хотите сказать в качестве заключения нашего размышления о чтении?

– Без книги смог бы жить один человек, два, сто, даже тысяча, но все человечество без книг прожить не может. В хороших книгах заложен колоссальный заряд нравственности, а без нравственности мы перестанем быть людьми. Недаром древние говорили, что homo sapiens – homo legens (человек разумный – человек читающий).