Состав числа до 10 как проще выучить. В подготовительной к школе группе детского сада. Что нужно для занятия

Нередко случается, что дети по той или иной причине не могут выучить состав числа. Либо малыш просто не может сконцентрироваться, либо вы используете не тот метод. Но ситуацию очень просто исправить.

Как ребёнку быстро выучить состав числа

Что нужно для занятия:

  • карточки на состав числа;
  • много одинаковых игрушек и других мелких предметов;
  • шашки или пуговицы одинаковой формы, но разного цвета.

Инструкция

  1. На первом занятии используйте игрушки или предметы домашнего обихода. Это могут быть кубики, карандаши, чашки, ложки. Вид и размер роли не играют, предметы должны быть просто одинаковыми. Начните с числа 2. Попросите малыша положить на стол 1 ложку и спросите, что нужно сделать, чтобы ложек стало 2. Старший дошкольник обычно знает ответ, более младшему ребёнку можно подсказать. Из каких чисел можно сложить число 2? Если ребёнок сразу не сообразит, задайте наводящий вопрос.
  2. Повторите задание с другими предметами. Ребёнок должен понять, что число 2 в любом случае состоит из двух единиц, вне зависимости от того, выкладывает он на стол ложки, камешки или кубики.
  3. Когда ребёнок станет отвечать уверенно, переходите к изучению числа 3. Его состав можно представить в трёх вариантах. Можно выложить 3 ложки по одной, к двум прибавить одну или к одной - две. Раскладывать предметы можно по-разному. Если вы представляете число 3 состоящим из трёх единиц, то камешки или ложки можно положить на разном расстоянии друг от друга и даже один камешек на другой. Представляя это же число как состоящие из пары предметов и одного, два положите вместе, а один - на некотором расстоянии.
  4. Используйте для занятий шашки. Предложите своему ученику поставить на доску 4 одинаковых шашки. А если поставить 3 красных и 1 чёрную? Тоже получится 4 шашки. И если взять по две разного цвета, то их все равно будет четыре. То есть это число можно представить несколькими способами.
  5. Обзаведитесь карточками на состав числа. Их можно купить или сделать. Они бывают нескольких типов, и лучше, чтобы они были двух видов. Разрезная карточка состоит из двух половинок. На одной изображён 1 предмет, на другой - 1, 2, 3 и больше точно таких же предметов. Половинки могут быть соединены знаком «+», но «плюс» можно сделать и отдельно. Второй комплект представляет собой набор картинок, на которых изображены эти же предметы одним множеством, без всякого разделения. Когда ребёнок хорошо научится сопоставлять число и цифру, можно сделать такие же карточки с цифрами. Их может быть несколько комплектов, чтобы представлять каждое число в разных вариантах.
  6. Проводите занятия регулярно. Покажите ребёнку карточку, на которой изображено, скажем, 5 предметов. Предложите подобрать картинки так, чтобы на всех вместе тоже было столько же яблок или кружочков. Периодически меняйтесь ролями. Пусть ребёнок тоже даёт вам задания, а вы его старательно выполняйте. Иногда делайте ошибки, ваш ученик должен научиться контролировать ваши действия.
  7. Аналогичные задания поводите и с цифрами. Покажите, например, число 9 и точно так же, как в предыдущем случае, предложите найти несколько вариантов его состава. Объясните ребёнку, что чем больше число - тем больше возможностей его составить.

Фотогалерея: карточки с числами

Регулярные занятия обязательно дадут результат. Продвигайтесь к цели поэтапно и всё получится!

Состав числа 10
Программное содержание:
1. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, творческие способности детей.
2.Продолжать учить составлять число 10 из единиц, познакомить с обозначением числа 10.
3. Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
4.Дать понятие о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.
5. Закреплять умение ориентировать в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать их пространственное положение.
6. Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия.
Организационнй момент: - Ребята, как вы думаете какое занятие у нас сегодня будет? (математика)
- Как вы догадались?
- Правильно, сегодня у нас будет занятие по математике и мы будем учиться составлять число 10 из двух меньших чисел.
Сегодня мы с вами ребята совершим небольшое путешествие в мир сказки. Вы эту сказку все знаете, называется она «Красная шапочка». Мама испекла пирожки и отправила Красную шапочку к бабушке. Идет Красная шапочка по лесу, все рассматривает, все разглядывает. Деревцо за деревцо, кустик за кустик, загляделась она и потеряла тропинку по которой шла. Видит впереди полянка, а на полянке зверята: зайчата, ежата, бельчата. Подходит Красная шапочка к зверятам и просит помочь ей найти тропинку к бабушке. Зверята согласились ей помочь после выполнения их заданий. А задания не простые, Красная шапочка с ними справиться не может и просит она вас ребята помочь ей. Ну что, поможем ей?
Тогда присаживайтесь за столы и первое задание, с которым вы должны справить – это расставить цифры по порядку от 1 до 10. (Назови соседей)
В следующем задании вам необходимо выложить лесенку из счетных палочек. (прямой и обратный счет, какая ступенька стоит первой, второй…десятой?)
Возьмите палочку, которая обозначает цифру 10 и положите ее перед собой. Какого цвета эта палочка? Сегодня мы с вами познакомимся с оранжевой палочкой – это самая большая палочка Кюизенера. Теперь возьмите белую палочку, которая обозначает цифру 1 и положите ее перед оранжевой палочкой. Подумайте, какого цвета палочку надо положить рядом с белой, чтобы они были одинакового размера с оранжевой? (Синюю, которая обозначает цифру 9) Молодцы! Какой вывод можно сделать? (1+9=10). Возьмите палочку, обозначающую цифру 2 (розовую) какого цвета палочку прибавим к ней? (бордовую) Какую цифру она обозначает? Вывод: 2+8=10. Следующая палочка обозначает цифру 3 (голубая) какого цвета палочку прибавляем? (черную) какое число она обозначает? Вывод 3+7=10. Теперь берем палочку, обозначающую цифру 4 (красную) какого цвета палочку прибавим к ней? (фиолетовую) Какую цифру она обозначает? Вывод: 4+6=10. Берем палочку, обозначающую число 5 (желтая) Какого цвета палочку прибавим к ней?(желтую) Вывод 5+5=10. Молодцы ребята, для закрепления состава числа 10 мы повесим на доску числовой домик с числом 10.
И последнее задание, с которым вам предстоит справиться: выложите изсчетных палочек, которые находятся у вас в подложке вот такой дом.

Переложите одну палочку так, чтобы домик был повернутв другую сторону.
Ответ:

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и помогли Красой шапочке! Мы прощаемся с ней и подводим итог нашего занятия.

В: Первый конверт с цифрой 1, поиграем в игру «Считай дальше», дети становятся в круг и называют числа по порядку от 1 до 10, передавая мяч друг другу. (игра повторяется 3 раза со сменой числа и направления счета.

Маша: Молодцы, ребята.

Воспитатель: От единицы в каком направлении будем идти? (к цифре 2, слева на право из нижнего левого угла в нижний правый угол). Куда пришли?

М: Ребята, помогите выполнить следующее задание. 10 бельчат просят меня сшить каждому по шапочке разного цвета.

В: Поможем Маше? Давайте нарисуем шапочки – колпачки в форме треугольников разного цвета.

Сколько шапочек будем рисовать? (10)

Дети под музыку рисуют шапочки колпачки.

В: Сколько шапочек вы «сшили»?

Сколько какого цвета?

Как вы составили число 10?

Скольким бельчатам помогли?

Маша: Спасибо, ребята.

В: В какую сторону пойдем от цифры 2? (к 3 из нижнего правого угла в верхний левый угол)

Маша: Выложите цифровой ряд от 1 до 9.

Дети называют по порядку.

В: Найдите на плане цифру 4, в каком направлении надо нам идти (с лева на право из верхнего левого угла в верхний правый угол)

В: Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
(Воспитатель ставит карточку с цифрой 0 перед 1, обобщаю: Цифр всего десять, а чисел можно составить много)
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.

После цифры 9, ставлю карточки с цифрами 1 и 0

В: Сколько цифр обозначает число 10?

Как называются эти цифры?

Маша: Найдите на плане цифру 5, определите направление движения? (из верхнего правого угла в нижней левый угол до середины листа)

Конверт №5

В: Посмотрите на доску (в два ряда расположены треугольники и четырехугольники)

Какие фигуры расположены в первом ряду?

Что между ними общего? (у треугольников три стороны и три угла – это треугольники)

Какие фигуры во втором ряду?

Что между ними общего?

Какими словами можно назвать все эти фигуры? (четырехугольники).

Выставляю на доску изображение медведя составленного из треугольников и четырехугольников.

Из каких фигур составлен медведь?

Рассмотрите где и какие фигуры расположены?

Составьте по образцу медведя из геометрических фигур. (дети самостоятельно выполняют задание, оказывается индивидуальная помощь)

Маша: Вот и пришла я к Мише. Здравствуй Миша. Мне ребята помогли добраться к тебе в гости.

В: Из каких фигур составили медведя? (ответы детей)

Состав числа 10

Программное содержание:

1. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, творческие способности детей.

2.Продолжать учить составлять число 10 из единиц, познакомить с обозначением числа 10.

3. Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.

4.Дать понятие о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.

5. Закреплять умение ориентировать в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать их пространственное положение.

6. Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия.

Организационнй момент:

Ребята, как вы думаете какое занятие у нас сегодня будет? (математика)

Как вы догадались?

Правильно, сегодня у нас будет занятие по математике и мы будем учиться составлять число 10 из двух меньших чисел.

Сегодня мы с вами ребята совершим небольшое путешествие в мир сказки. Вы эту сказку все знаете, называется она «Красная шапочка». Мама испекла пирожки и отправила Красную шапочку к бабушке. Идет Красная шапочка по лесу, все рассматривает, все разглядывает. Деревцо за деревцо, кустик за кустик, загляделась она и потеряла тропинку по которой шла. Видит впереди полянка, а на полянке зверята: зайчата, ежата, бельчата. Подходит Красная шапочка к зверятам и просит помочь ей найти тропинку к бабушке. Зверята согласились ей помочь после выполнения их заданий. А задания не простые, Красная шапочка с ними справиться не может и просит она вас ребята помочь ей. Ну что, поможем ей?

Тогда присаживайтесь за столы и первое задание, с которым вы должны справить – это расставить цифры по порядку от 1 до 10. (Назови соседей)

В следующем задании вам необходимо выложить лесенку из счетных палочек. (прямой и обратный счет, какая ступенька стоит первой, второй…десятой?)

Возьмите палочку, которая обозначает цифру 10 и положите ее перед собой. Какого цвета эта палочка? Сегодня мы с вами познакомимся с оранжевой палочкой – это самая большая палочка Кюизенера. Теперь возьмите белую палочку, которая обозначает цифру 1 и положите ее перед оранжевой палочкой. Подумайте, какого цвета палочку надо положить рядом с белой, чтобы они были одинакового размера с оранжевой? (Синюю, которая обозначает цифру 9) Молодцы! Какой вывод можно сделать? (1+9=10). Возьмите палочку, обозначающую цифру 2 (розовую) какого цвета палочку прибавим к ней? (бордовую) Какую цифру она обозначает? Вывод: 2+8=10. Следующая палочка обозначает цифру 3 (голубая) какого цвета палочку прибавляем? (черную) какое число она обозначает? Вывод 3+7=10. Теперь берем палочку, обозначающую цифру 4 (красную) какого цвета палочку прибавим к ней? (фиолетовую) Какую цифру она обозначает? Вывод: 4+6=10. Берем палочку, обозначающую число 5 (желтая) Какого цвета палочку прибавим к ней?(желтую) Вывод 5+5=10. Молодцы ребята, для закрепления состава числа 10 мы повесим на доску числовой домик с числом 10.

Конспект нод по познавательному развитию (ФЭМП)

Тема: «Цифра 0».

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Познакомить детей с цифрой 0.

Программное содержание:

1 .Познакомить с составом числа 10 из единиц;

2 .Уточнять представления о цифре 0;

3. Продолжатьучитьнаходить предыдущее число к названному, последующее число к названному;

4. Развивать память, внимание, логическое мышление;

5. Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже .

Демонстрационный материал : картинки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 9, 9 кругов одного цвета, магнитная доска.

Раздаточный материал : карточки с цифрами от 0 до 9, карандаши, листы бумаги, тетради.

Часть НОД

Методы и приемы

Вводная часть.

Основная часть

Итоговая часть

Словесный.

Игровой.

Практический

Выполнение задания.

Игровой.

Игровой.

Игровой.

Словесный.

Вопрос-ответ.

Ребята, какое у вас настроение? (Хорошее, радостное, веселое)
- Давайте передадим по кругу наш веселый мячик -Тимошку и назовем своего соседа ласковым именем.
- Молодцы, прошу занять места на стульчиках.
-Сегодня у нас не совсем обычная встреча.

Игровое упражнение «Назови число» (дети стоят полукругом, игра проводится с мячом).

Ребята, давайте вспомним, что у числа есть два соседа: одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее.

Назовите предыдущее (последующее) число числа 5, 7, 3, 8.

Практическое упражнение «Собираем разноцветные бусы» ( у детей лист бумаги, на котором изображена веревочка для бус)

Ребята, вам нужно смастерить бусы для матрешки, дл этого вам нужно цветными карандашами на веревочке нарисовать 10 разноцветных бусин.

Сколько бусинок какого цвета у вас получилось?

Как вы составили число десять?

Сколько единиц в числе 10?

Игровое упражнение «Сколько осталось»

На доске цифровой ряд от 1 до 9.

Ребята, разложите на столе карточки с цифрами от 1 до 9.

Посмотрите на доску, на доске круги одного цвета.

Посчитай те их и покажите соответствующую карточку с цифрой.

Молодцы!

Затем начинаю справа налево убирать по одному кругу, а дети показывают цифрой, сколько кругов осталось.

Когда не останется ни одного круга, объясняю детям:

Ребята, есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра 0. (показываю карточку с цифрой 0 и ставлю её перед цифрой 1).

Ребята, отгадай загадку, а ответ покажите карточкой с соответствующей цифрой:

Сколько ручек у кота?

Сколько перьев у крота?

Сколько лапок у змеи?

А у белки чешуи?

Молодцы, ребята!

Игровое упражнение «Что сначала, что потом?»

На доске вывешены картинки с изображением времен года.

Ребята, я вам прочитаю отрывки из стихотворений, а вы отгадайте, о каком времени года идет речь, и найдите соответствующие иллюстрации.

Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

На окне стоит мороз,

Льдинкой росписи нанес. (Зима)

Полюбуйся,

Весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят. (,Весна)

Ребята, какую иллюстрацию поставим сначала, а какую потом?

Лето, лето к нам пришло,

Стало сухо и тепло!

По дорожке прямиком,

Ходят ножки босиком. (Лето)

После какого времени года наступает лето?

Осень золото роняет,

Холод пташек угоняет. . .

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг. (Осень)

Где должна располагаться соответствующая иллюстрация?

Назовите времена года по порядку.

Дидактическая игра «Назови соседей».

Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы их будете отгадывать и определять соседей данного времени года, используя при этом предлоги до и после , либо слова раньше и позже . (Весна раньше лета, а осень -позже.)

Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою,

Я руки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я. . . (лето)

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. . . (осень)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (зима)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет. (весна)

Молодцы!

Что нового узнали на занятии?

С какими трудностями столкнулись?

Какие задания были самыми сложными, простыми?