Социализация младших школьников в учебной деятельности. Социализация младших школьников в условиях современной школы. М. Мид рассматривала энкультурацию в терминах коммуникации и информационной теории. Воспитание понималось как процесс коммуницирования де

Эффективное осуществление этих задач во многом зависит от подготовленности учителей к реализации воспитательного потенциала народной педагогики. Школа в идеале должна представлять собой общественный институт, передающий молодому поколению культуру данного общества, накопленную предыдущим поколением.

  1. Общее понятие о социализации личности младшего школьника. Показатели сформированности социальной активности ребенка. Содержание, виды, формы социально-педагогической работы с младшими школьниками.

Социализация - будучи междисциплинарным термином, отражает достаточно сложное социальное явление.

Процесс социализации - важнейшее многоаспектное явление в жизни человечества. В ходе его проходит формирование поколения будущего под влиянием таких факторов, как семья, средства массовой коммуникации, общение, детские общественные организации.

Социализация рассматривается как сложный многогранный процесс по:

Усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

Усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально-культурного опыта;

Становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

Включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.

Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.

Автором термина «социализация» является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному,- «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Таким образом, социализация - это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным. Адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. В свою очередь общество формирует нормы морали и поведения, целесообразные формы отношений между людьми в социальной среде.



Социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению - самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.

Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.

Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности, влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность как объект, так и субъект воздействия личности на себя и общество, а также общественных институтов на личность. Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно- временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека.

Шесть стадий социализации:

1. Биоэнергетическая (пренатальная)..



2. Идентификационная стадия (до 3-х лет).

3. Корреляционная стадия (3-5 лет).

4. Экспансивная стадия (6-10 лет).

5. Конвективная стадия (11-15 лет). Характеризуется «взрывоопасностью».

6. Концептуальная стадия (16-20 лет).

Направленная форма социализации - это специально разработанная определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества. Ненаправленная, или стихийная форма социализации - это автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.

Особенности социализации младших школьников

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6-7 до 9-11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу. В школе возникает новая структура отношений. Система «ребенок - взрослый» дифференцируется на «ребенок - учитель» и «ребенок - родители». Отношения «ребенок - учитель» выступает для ребенка отношением «ребенок - общество» и начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими людьми. Все виды деятельности способствуют развитию познавательной сферы.

Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное, в начальных классах происходит процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление . Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

Восприятие - недостаточно дифференцированно. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Воображение в своем развитии тоже проходит две стадии. На первой воссоздаваемые образы характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны - это воссоздающее (репродуктивное) воображение, вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов - это продуктивное воображение.

Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника. Одной из функций речи становится коммуникативная. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны.

Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста в познавательной сфере можно считать:

1)качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической;

2)рефлексию, анализ, внутренний план действий;

3)развитие познавательного отношения к действительности

Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности.
Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Внутренние мотивы:

1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью, стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей.

Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

В этом возрасте активно развивается самосознание. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки.

Оценка успеваемости в начале школьного обучения является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности.

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников.

На основе самооценки формируется и уровень притязаний, т.е. уровень достижений, который ему по силам. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее и уровень притязаний.

Социальная компетенция - это способность вступать в коммуникативные отношения другими людьми. Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребности, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой. Умение вступать в коммуникативные отношения требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею» .

Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения - чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

Исходя из определения социальной компетенции, следует выделить :

область знаний (языковых и социальных);

область умений (речевых и социальных);

область способностей и личностных характеристик.

К области социальных умений можно отнести умения адресовать свое сообщение; умение привлечь внимание собеседника; умение предложить свою помощь; умение слушать собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит и т.п.

Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействий ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения.

Создание на занятиях условий для повышения эффективности взаимодействия ребенка со сверстниками способствует укреплению уверенности ребенка в себе и в своих возможностях в общении с другими людьми.

Социальная компетенция имеет возрастную динамику и возрастную специфику. Формирование компонентов социальной компетенции зависит от возрастных закономерностей развития, ведущих потребностей (мотивов) и задач возрастного периода, поэтому необходимо учитывать:

психологические особенности данной возрастной категории учащихся;

особенности формирования навыков общения и социализации некоторых типов личности;

индивидуальный темп развития;

структуру коммуникативных способностей ребенка, в частности: наличие как положительного, так и отрицательного опыта общения; наличие или отсутствие мотивации к общению (социальная или коммуникативная зрелость);

Возможность опираться на знания, умения, сформированные в процессе изучения других предметов (русский язык, литература, риторика, история и т.п.).

На протяжении младшего школьного возраста развивается также рефлексия - способность ребенка взглянуть на себя чужими глазами, а также самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков с общечеловеческими нормами. Можно также отметить, что с возрастом ребенок становится критичнее и может перейти от конкретно - ситуативной самооценки к более общественной. Итак, главным новообразованием этого возраста в личностной сфере можно назвать:

1)Появление ориентации на группу сверстников

2)появление произвольной регуляции поведения на основе самооценки

Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентации в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. В связи с этим возникает необходимость изучения гендерной идентичности младших школьников, выявления особенностей ее формирования.

Гендерная социализация в школе - это процесс воздействия системы образования на мальчиков и девочек таким образом, чтобы они усвоили принятые в данной социокультурной среде гендерные нормы и ценности, модели мужского и женского поведения. Трансляция в учебно-воспитательном процессе норм культуры реализует определенный социальный заказ «на воспроизводство социально-ролевых позиций субъектов», однако, как отмечают Г. М. Бреслав и Б. И. Хасан, «усвоение общественного опыта может выступать в учении как самоцель или -как отправная точка развития ребенка». Ориентация на жесткое воспроизводство традиционных стереотипов означает, что не соответствующие им способности мальчиков и девочек будут подавляться и это приведет к увеличению численности так называемых «латентных жертв» социализации. Ими становятся люди, которые не вписываются в общепринятые нормы, но которых система образования все-таки заставила эти нормы соблюдать. Такой тип социализации можно обозначить как гендерно нечувствительный.

Гендерно чувствительная социализация - предполагает развитие индивидуальных задатков, способностей мальчиков и девочек, включая те, которые приписываются противоположному полу.

Влияние школы на формирование гендерных представлений учениц и учеников достаточно сильно, что объясняется тем, что дети и подростки большую часть своего времени проводят именно в школе. В процессе обучения в образовательном учреждении учащиеся могут либо закрепить патриархатные стереотипы, усвоенные ими от родителей или из СМИ, либо отойти от них. Поэтому необходимо изучать те гендерные образцы, которые мальчики и девочки усваивают в школе; оценивать, насколько они способствуют развитию личности школьников и школьниц, соответствуют требованиям сложившейся ситуации.

Наиболее отчетливое преобладание - девочек в вербальной активности, а у мальчиков в способности к абстрактной манипуляции - начинает обнаруживаться к 11 годам. Формирование основных подструктур характера, в частности, образа - Я, также имеет отметку пола. Девочки проявляют большие признаки зрелости, чем мальчики, в отношении физического статуса и социальной ориентации, а также когнитивных навыков и интересов. Образ - Я мальчиков по процентному соотношению включенных в него характеристик сопоставим скорее с образом - Я не сверстниц, а девочек двумя годами младше. Различия появляются и в структуре самоописания, мальчики чаще пишут о своих интересах и увлечения, зато девочки чаще касаются темы взаимоотношений с противоположным полом, проблем семьи и родственников.

Современная наука рассматривает роль в семьи в успешной социализации как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Показателями успешной социализации в младшем школьном возрасте являются проявления таких качеств, как самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение личностью на себя определенной меры ответственности. Ответственность младшего школьного возраста признается важнейшим критерием перехода социальной реактивности (ответных реакций, ограниченных конкретной ситуацией) в социально активное поведение. В этом возрасте появляется возможность саморегуляции поведения на основе усвоенных знаний и правил поведения. Наблюдаются настойчивые попытки сдерживать свои желания, идущие вразрез с требованиями взрослых, подчинять свои действия установленным социальным нормам поведения (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.).

Социализация семьи зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей, от состава семьи. На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе. В семье ребенок усваивает нормы человеческих отношений, впитывая все позитивное и негативное, что есть в семье. Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность ребенка.

Результатом социализации - индивидуализации является степень социальной зрелости растущего человека, т.е накопление им в себе социального человеческого свойства.

Таким образом, для определения эффективности процесса социализации младшего школьника можно выделить группы критериев:

1. социальная адаптированность, которая предлагает активное приспособление ребёнка к условиям социальной среды, оптимальное включение его в новые или изменяющиеся условия, мотивация достижения успехов в реализации целей;

2. социальная автономизация, которая предлагает реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях;

3. социальная активность, которая рассматривается как реализуемая готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений, направленная на социально значимое преобразование окружающей среды, творчество, самостоятельность, результативность действий.

По мнению А.В. Мудрик, развитие личности в процессе социализации происходит по мере решения трех групп задач для каждого возраста или этапа социализации:

1. естественно-культурных (физическое, сексуальное развитие),

2. социально-культурных (морально-нравственные, ценностно-смысловые ориентиры),

3. социально-психологических (становление самосознания, самоопределение личности).

Можно сделать вывод о том, что развитие личности - есть цель каждого этапа социализации. А.В. Мудрик указывает, что человек может являться не только объектом и субъектом социализации, но и жертвой социализации, жертвой неблагоприятных условий социализации.

Можно сделать вывод о том, что социализация младшего школьника - это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности. Общения и самопознания путём узнавания, освоения, присвоения, обогащения и передачи ребёнком опыта социального взаимодействия детей и взрослых. При этом в процессе социализации у ребёнка формируется готовность к социальным действиям.

Социальная направленность познавательной, нравственной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста.

Социализация - это процесс освоения социально-культурного опыта индивидом, готовящимся к самостоятельной жизни в обществе, результаты которого позволяют активно, компетентно и ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности. Включает определённую систему ценностей, установок, знаний и умений, норм межличностного взаимодействия и правил поведения. Социальный процесс носит комплексный характер . Это проявляется в том, что задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности формируется во взаимосвязи, и отделить одно от другого невозможно. Социализация осуществляется через игры, занятия, прогулки, экскурсии. В подготовке к практической жизни большое место уделяется коммуникативным способностям ребёнка: это межличностное общение, чтение рассказов, драматизация, конкурсы рисунков. В результате реализации этой программы дети получают знания, у них появляется эмоциональный опыт в общении, они начинают оценивать разные ситуации, появляется активность в различных видах деятельности.

Познавательная направленность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Одной из задач является развитие коммуникативных способностей . В комплексном подходе социализации личности используются такие приёмы как: этюды, сочинение историй, моделирование и анализ заданных творческих ситуаций, творческие задания для детей, мини-конкурсы, импровизация и т. п. Коррекционно-развивающие игры, воссоздающие отношения между людьми, учат детей общению друг с другом, помогают осваивать общечеловеческие ценности, учат уважительно относится к сверстникам.

Объединения художественно-эстетической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие художественного творчества детей, передачу духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями, воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребёнка, получению учащимися основ будущего профессионального образования. Основной целью данного направления является: нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка, формирование творческих способностей обучающихся.

Основная цель – приобщение через изобразительное творчеству к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Задачи:

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество.

Развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей.

Освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Сущность социализации

Определение 1

Социализация – это процесс включения человека в систему общественных взаимоотношений посредством усвоения социальных норм и ценностей, общественного опыта и правил поведения, культурных ценностей.

Социализация является процессом, охватывающим все сферы жизни, включая в себя:

  • Изучение и освоение человеком норм общества и его ценностей на протяжении всей жизни;
  • Формирование социально-культурного опыта человека;
  • Формирование личности, изучение социальных норм и ценностей, группы, общества в целом и их усвоение;
  • Введение человека в общественную жизнь, его самореализация, а также реализация накопленного опыта.

Принято выделять первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация происходит с рождения и завершается становлением взрослого человека, формированием личности. Вторичная социализация приходится на взрослый период развития личности и заключается в самореализации человека в семье, профессии и т.д., формировании собственной системы ценностей, накоплении самостоятельного опыта и его передаче последующему поколению.

Этапы социализации

В зависимости от возраста, принято выделять следующие этапы социализации :

  • детство;
  • юность;
  • зрелость;
  • старость.

В детстве и юности закладываются основы общественных правил поведения, усваиваются ключевые социальные нормы и правила. Зрелость и старость характеризуются разрушением ранее усвоенных норм и формированием новых, а также их передачей.

Особенности социализации школьника

Определение 2

Социализация школьника – это усвоение школьником принятых в обществе норм и правил, ценностей для успешного включения в систему общественных отношений.

Социализация школьника может происходить стихийно через подражание и целенаправленно через обучение и воспитание. Стихийная социализация может нести негативные последствия, поэтому задача школы как агента социализации целенаправленной, уменьшить и нейтрализовать негативные влияния стихийной социализации.

Можно выделить следующие критерии успешно социализированного школьника:

  • школьник имеет собственную «картину мира», а также сформированные установки и ценности;
  • школьник адаптирован к окружающему миру;
  • школьник осознает себя как члена группы и сформировано чувство собственного «Я»;
  • школьник инициативен, отсутствуют комплексы, чувствует свою самостоятельность.

Подростковый возраст несет в себе множество особенностей, придающих процессу социализации школьника свою специфику.

Особенностью социализации школьника, которая приходится преимущественно на подростковый возраст, является наличие большого количества ситуаций, где перед подростком стоит задача социального выбора. В этот период школьник-подросток ищет психологическую поддержку в своем близком окружении, поэтому важно, чтобы такие агенты первичной социализации как семья, друзья, школа имели благоприятное воздействие.

Еще одной особенностью социализации школьника является широкое распространение и влияние сети Интернет и иных информационных сетей. Школьник получает возможность доступа к информации, будучи не готовым ее принять. Информационные сети становятся инструментом влияния на школьника в том числе и агентов социализации, несущих негативный опыт.

К числу особенностей социализации школьника можно отнести также особенности современного общества. В настоящее время в обществе нет единой системы ценностей, норм, правил, в связи с чем подросток сталкивается с многообразием этих самых норм, и вынужден осуществлять выбор тех норм, которые он будет соблюдать.

Особенности социализации школьников связаны также с психическими особенностями подросткового возраста. На период юности выпадает снижение остроты конфликтов, школьники имеют хорошее физическое и психологическое самочувствие, стремятся к общению, установлению контактов, становятся менее тревожны, у них повышается самооценка.

Замечание 1

Одновременно с этим следует отметить, что в подростковый период усиливается внимание школьника к своему внутреннему миру, в этот период ребенок погружен в себя.

При определенных обстоятельствах общения наблюдается ярко выраженная поло - ролевая дифференциация, которая граничит с довольно частой инфантильно-ролевой негибкостью. Подростковый возраст зачастую сопровождается обостренным чувством одиночества. В процессе социализации школьник развивает мировоззрение, самосознание, отношение к действительности, характер, личностные и коммуникативные качества, психические процессы, накапливает социально-психологический опыт, приобретает самостоятельность, уверенности в себе, устойчивость к стрессам и т.п.

Замечание 2

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что группа в наибольшей степени оказывает влияние на установление социальных отношений между своими участниками, формирует для членов группы возможности для развития личности и эффективной совместной деятельности, является средством успешной социальной адаптации школьника.

Ключевым средством формирования и развития личности в школьном возрасте являются межличностные отношения, поэтому самопознание школьниками осуществляется в рамках общения с одноклассниками и друзьями в школе.

Нынешняя система социализации школьника в нашей стране сталкивается с рядом опасностей, например, острота проблемы «отцов и детей», жестокость, отсутствие патриотизма, безынициативность, низкий социальный статус семьи, желание получить выгоду, примитивность интересов и желаний. Данные факторы носят дестабилизирующий характер, изменить который возможно посредством школы, а именно через формирование более объемной системы гуманитарного знания, осуществление обучения на основе принципов сотрудничества, демократизма, солидарности, уважения.

На сегодняшний день для образовательных учреждений в рамках социализации школьника особенно актуальными становятся задачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексии собственных способностей, с развитыми духовно-нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь.

Социализация понимается как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Успешное протекание данного процесса зависит от активной позиции индивида и степени усвоения личностью социального опыта. Процесс социализации имеет стадиально-уровневый характер, определяющий в конечном итоге степень социализированности личности .

В социологии выделяют множество видов процесса социализации, таких как экономическая, политическая, правовая, экологическая, полоролевая, семейная, школьная, институциональная и т. д.

П. Бергер и Т. Лукман выделяют следующие виды социализации :

- Первичная социализация , которая предусматривает накопление социального опыта в ситуации, когда у человека активизируется потребность, но нет способа ее удовлетворения. Как правило, первичная социализация протекает в условиях семьи.

Особенности первичной социализации:

  • 1) Первичная социализация формирует стереотипы человеческого поведения;
  • 2) Социальный опыт первичной социализации усваивается легко и с трудом разрушается;
  • 3) Социальный опыт формируется на положительном психологическом фоне.
  • - Вторичная социализация или институциональная социализация предусматривает накопление социального опыта в социальных институтах.

Особенности вторичной социализации:

  • 1) Социальный опыт усваивается с трудом и легко разрушается;
  • 2) Основным механизмом социального опыта являются санкции. Под влиянием требований социума и непосредственного окружения у человека вырабатывается самоконтроль, основанием которого становятся усваиваемые им нормы и ценности социума .
  • 3) Легче усваивается тот социальный опыт, который является схожим с опытом первичной социализации.

В процессе социализации детей выделяют следующие особенности:

  • · в отличие от взрослых, которые изменяют свое поведение чаще, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуально и социально значимому действию), у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;
  • · взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;
  • · социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определенных правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);
  • · социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками (операционно-техническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).

Данная специфика социализации ребенка требует специальной организации деятельности взрослых - комплексного сопровождения социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития.

Факторы, влияющие на процесс социализации ребенка

Фактор (в отличие от условий) - существенное обстоятельство, движущая сила и причина. Особое место в ряду факторов социализации занимает система воспитания подрастающего поколения. Общество через институты оказывает массовое, коллективное, групповое и индивидуальное воздействие на каждого ребенка.

Социализация личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, что подтверждается многочисленными исследованиями по социальной педагогике, социологии. К числу факторов социализации человека относят:

  • 1) микрофакторы - непосредственная среда жизнедеятельности ребенка, ближайшее социальное окружение: семья, соседи, детское сообщество, микросоциум;
  • 2) мезофакторы - этносоциокультурные условия региона, субкультуры, СМИ, типа поселения (мегаполис, средний город, малый город; портовый, промышленный, курортный центр, индустриально-культурный; село - большое, среднее, малое);
  • 3) макрофакторы - страна, этнос, общество, государство (как определенная социально-экономическая, социально-политическая система, в рамках которой протекает весь процесс жизнедеятельности личности);
  • 4) мегафакторы - космос, планета, мир, которые соотносятся с аспектами национального, регионального, континентального и глобального в развитии человека.

Микрофакторы (семья, сверстники, преподаватели) - самые весомые в первичной социализации ребенка. Непосредственное окружение оказывает воздействие на формирование личности в процессе повседневной жизни. Семья реализует функционально социализацию и воспитание, обеспечивает комфорт, безопасность, психотерапию и эмоциональную защиту ребенка. Механизмами семейной социализации, как и социализации вообще, являются естественное усвоение через подражание. усвоение норм и правил через взаимоотношения (общение и деятельность), полоролевая идентификация, общение со сверстниками.

Мезофакторы (язык, национальный характер, темперамент менталитет, традиции, обычаи, «народное воспитание», климат, география, тип поселения, питания) играют немаловажную роль в освоении социального мира. Реализация механизмов социализации через передачу опыта родителей, близких позволяет ребенку усваивать этнокультуру.

Макрофакторы (демографические, экономические, социально-политические процессы) глобально детерминируют ход и направленность социализации, происходящей на фоне интеграционных процессов в мировом сообществе.

Мегафакторы (Земля, космос, планета, мир, Вселенная): в настоящее время увеличивается количество угроз (вызовов) человечеству. Данное обстоятельство оказывает опосредованное влияние на процесс социализации подрастающего поколения. Определяет основные мировоззренческие установки и идеалы человечества на современном этапе его развития .

Традиционные подходы к проблеме социализации ребенка не могут сегодня удовлетворить социальные потребности общества и затрудняют процесс социализации.

Считается, что данный процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека, но основы успешной социализации закладываются в детстве. Младшее школьное детство - период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения, обретения социальной ориентации, социальной роли. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольный период. Еще в возрасте шести лет у дошкольного социального познания прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

  • - семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
  • - школа (в младшем школьном возрасте в первую очередь учителя);
  • - общество (сверстники, друзья)

В основу техники общения ложится такой процесс, как идентификация (отождествление).

Установлено, что в условиях демонстрируемой идентификации повышаются настроение, самооценка и социальная активность ребенка: он общается с классом на уровне рефлексии и сопереживания. Идентификация как стиль общения обеспечивается формированием позитивных идентификационных личностных качеств. При этом общение со сверстниками выступает как школа социальных отношений - ребенок практикуется в действиях, присвоенных им от взрослого.

В отношениях со взрослыми и сверстниками ребенок не только принимает на себя роль другого, но и идентифицируется с ним, усваивая тип его поведения, его чувств и мотивов или приписывая другому собственные мотивы .

Для того чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в младшем школьном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы, в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового.

Воображение непосредственно связано со смысловой сферой ребенка и характеризуется тремя стадиями (одновременно и компонентами этой функции) в развитии:

  • - опора на наглядность (предметная среда);
  • - опора на прошлый опыт;
  • - особая внутренняя позиция ребенка, которая формируется к концу дошкольного возраста и получает дальнейшее развитие в младшем школьном возрасте.

Воображение служит инструментом познавательной деятельности и выполняет аффективную, защитную функцию: через самоутверждение себя в идеальных ситуациях, проигрывая их, ребенок освобождается от травмирующих моментов. Воображение является тем психологическим механизмом, который лежит в основе процесса становления произвольности в эмоциональной сфере.

В младшем школьном возрасте (с 6-7 до 9-11 лет) у ребенка возникает способность и потребность в социальной функции, он переживает себя в качестве социального индивида - субъекта социального действия. Причиной всему личностное новообразование кризиса этого возраста - особая внутренняя позиция: система потребностей, связанных с новой, общественно-значимой деятельностью - учением.

Образование призвано помочь в приобретении личностью научных понятий в отличие от житейских, формирующихся спонтанно, способствовать соединению непосредственно бытия человека с культурой .

Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс полноценно охватывал и использовал принцип взаимодействия школы и семьи для полноценной реализации процесса социализации на этом и последующем возрастном этапе. С пяти и до десяти лет познание ребенка сводится к наблюдению явлений окружающего мира. В результате вырабатываются четкие образы форм жизни и деятельности человека, осознание того, что человек несет ответственность за свое поведение, может совмещать в себе выполнение нескольких социальных ролей.

В этот период ребенок должен научиться наблюдать, задавать вопросы и рассуждать. Данный вид познания еще не является системностью, а, скорее, нагромождением образов, которые уже возможно классифицировать в группы образов, отличающихся по строению (структуре) и деятельности (функциональности).

Интересно место и роль формирования представлений о социальной действительности как показатель успешности социализации ребенка (с учетом специфики и особенностей этого процесса у младшего школьника) в организованных формах - социального воспитания и образования.

Итак, социализация - это процесс, играющий важную роль в формировании личности ребенка. Мы выделили ее особенности, виды и факторы. Еще в старшем дошкольном возрасте, когда до статуса школьника «рукой подать», важно, чтобы ребенок научился взаимодействовать с окружающей средой, что способствует его социализации в обществе.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6-7 до 9-11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка -- его поступлением в школу. В школе возникает новая структура отношений. Система «ребенок - взрослый» дифференцируется на «ребенок - учитель» и «ребенок - родители». Отношения «ребенок - учитель» выступает для ребенка отношением «ребенок - общество» и начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими людьми

Начало периода уходит корнями в кризис 6 - 7 лет, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.

Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особой деятельности - учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой нет, она должна быть сформирована в виде умений учиться. Главная трудность, которая встречается на пути этого формирования - то, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Учебная деятельность будет осуществляться на протяжении всех лет обучения, но только сейчас, когда она складывается и формируется, она является ведущей .

Учебная деятельность - это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем стал».

Все виды деятельности способствуют развитию познавательной сферы.

Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное, в начальных классах происходит процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Но произвольное внимание еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. Эта неустойчивость обнаруживается в слабости умения распределять внимание, в отвлекаемости и насыщаемости, быстрой утомляемости, переключаемости внимания с одного объекта на другой.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения .

Восприятие - недостаточно дифференцированно. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Воображение в своем развитии тоже проходит две стадии. На первой воссоздаваемые образы характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны - это воссоздающее (репродуктивное) воображение, вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов - это продуктивное воображение .

Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника. Одной из функций речи становится коммуникативная. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны.

Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста в познавательной сфере можно считать:

1)качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической;

2)рефлексию, анализ, внутренний план действий;

3)развитие познавательного отношения к действительности

Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности.Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Внутренние мотивы:

1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью, стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей .

Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

В этом возрасте активно развивается самосознание. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки.

Оценка успеваемости в начале школьного обучения является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности.

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников.

На основе самооценки формируется и уровень притязаний, т.е. уровень достижений, который ему по силам. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее и уровень притязаний.

Социальная компетенция - это способность вступать в коммуникативные отношения другими людьми. Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребности, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой. Умение вступать в коммуникативные отношения требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею» .

Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения - чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

Исходя из определения социальной компетенции, следует выделить:

область знаний (языковых и социальных);

область умений (речевых и социальных);

область способностей и личностных характеристик.

К области социальных умений можно отнести умения адресовать свое сообщение; умение привлечь внимание собеседника; умение предложить свою помощь; умение слушать собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит и т.п.

Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействий ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения.

Создание на занятиях условий для повышения эффективности взаимодействия ребенка со сверстниками способствует укреплению уверенности ребенка в себе и в своих возможностях в общении с другими людьми.

Социальная компетенция имеет возрастную динамику и возрастную специфику. Формирование компонентов социальной компетенции зависит от возрастных закономерностей развития, ведущих потребностей (мотивов) и задач возрастного периода, поэтому необходимо учитывать:

психологические особенности данной возрастной категории учащихся;

особенности формирования навыков общения и социализации некоторых типов личности;

индивидуальный темп развития;

структуру коммуникативных способностей ребенка, в частности: наличие как положительного, так и отрицательного опыта общения; наличие или отсутствие мотивации к общению (социальная или коммуникативная зрелость);

Возможность опираться на знания, умения, сформированные в процессе изучения других предметов (русский язык, литература, риторика, история и т.п.).

На протяжении младшего школьного возраста развивается также рефлексия - способность ребенка взглянуть на себя чужими глазами, а также самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков с общечеловеческими нормами. Можно также отметить, что с возрастом ребенок становится критичнее и может перейти от конкретно - ситуативной самооценки к более общественной. Итак, главным новообразованием этого возраста в личностной сфере можно назвать:

1)Появление ориентации на группу сверстников

2)появление произвольной регуляции поведения на основе самооценки

Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентации в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. В связи с этим возникает необходимость изучения гендерной идентичности младших школьников, выявления особенностей ее формирования .

Гендерная социализация в школе - это процесс воздействия системы образования на мальчиков и девочек таким образом, чтобы они усвоили принятые в данной социокультурной среде гендерные нормы и ценности, модели мужского и женского поведения. Трансляция в учебно-воспитательном процессе норм культуры реализует определенный социальный заказ «на воспроизводство социально-ролевых позиций субъектов», однако, как отмечают Г. М. Бреслав и Б. И. Хасан, «усвоение общественного опыта может выступать в учении как самоцель или -- как отправная точка развития ребенка». Ориентация на жесткое воспроизводство традиционных стереотипов означает, что не соответствующие им способности мальчиков и девочек будут подавляться и это приведет к увеличению численности так называемых «латентных жертв» социализации. Ими становятся люди, которые не вписываются в общепринятые нормы, но которых система образования все-таки заставила эти нормы соблюдать. Такой тип социализации можно обозначить как гендерно нечувствительный.

Гендерно чувствительная социализация -- предполагает развитие индивидуальных задатков, способностей мальчиков и девочек, включая те, которые приписываются противоположному полу.

Влияние школы на формирование гендерных представлений учениц и учеников достаточно сильно, что объясняется тем, что дети и подростки большую часть своего времени проводят именно в школе. В процессе обучения в образовательном учреждении учащиеся могут либо закрепить патриархатные стереотипы, усвоенные ими от родителей или из СМИ, либо отойти от них. Поэтому необходимо изучать те гендерные образцы, которые мальчики и девочки усваивают в школе; оценивать, насколько они способствуют развитию личности школьников и школьниц, соответствуют требованиям сложившейся ситуации.

Наиболее отчетливое преобладание - девочек в вербальной активности, а у мальчиков в способности к абстрактной манипуляции - начинает обнаруживаться к 11 годам. Формирование основных подструктур характера, в частности, образа - Я, также имеет отметку пола. Девочки проявляют большие признаки зрелости, чем мальчики, в отношении физического статуса и социальной ориентации, а также когнитивных навыков и интересов. Образ - Я мальчиков по процентному соотношению включенных в него характеристик сопоставим скорее с образом - Я не сверстниц, а девочек двумя годами младше. Различия появляются и в структуре самоописания, мальчики чаще пишут о своих интересах и увлечения, зато девочки чаще касаются темы взаимоотношений с противоположным полом, проблем семьи и родственников.

Несмотря на то, что проблема гендерной идентичности является относительно новой, имеется достаточное количество экспериментальных и теоретических исследований в этой области (Ш. Берн, А. Игли, К. Бьер-квист, К. Дьюкс, Д. Фаррингтон, К. Уэст, Л.В. Попова, Е.А. Здравомысло-ва, А.А. Темкина, У.А. Воронина, Л.П. Репина и др.) .

В настоящее время существует ряд теорий и концепций формирования гендерной идентичности: теория полоролевой социализации, использующая социальные модели усвоения нормальной тендерной идентичности (R.W. Conell, J Stacey and В. Thome); теория зависимости формирования гендерного стереотипа от общего интеллектуального развития ребенка (Л. Колберг, И.С. Кон); теория, обуславливающая тендерную идентичность поощрением детей взрослыми за маскулинное поведение у мальчиков, фемининное поведение у девочек (Я.Л. Коломинский, М. Мелтсас); теория формирования психического пола личности (B.C. Агеев, Т.А. Репина, Y.Tajfel, J. Turner, B.A. Ядов и др.).

Большинство указанных авторов рассматривает гендерную идентичность как одну из подструктур идентичности личности. Гендерная идентичность также может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия, самоопределения человека, его принадлежности к женской или мужской группе, формирующаяся на основе усвоения социальных и культурных образцов, моделей, норм и правил поведения, и включающая в себя не только ролевой аспект, но и образ человека в целом.

Роль семьи в успешной социализации детей младшего школьного возраста является предметом внимания во всех исторически сложившихся педагогических системах (Я.А. Каменский", К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.).

Особенности социализации ребенка с раннего возраста в зависимости от региональных условий, традиций и обычаев обосновываются в последние десятилетия в работах Г.Н. Волкова, Н.Д. Никандрова, E.H. Шиянова, P.M. Гранкиной и др.

Современная наука рассматривает роль в семьи в успешной социализации как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Показателями успешной социализации в младшем школьном возрасте являются проявления таких качеств, как самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение личностью на себя определенной меры ответственности. Ответственность младшего школьного возраста признается важнейшим критерием перехода социальной реактивности (ответных реакций, ограниченных конкретной ситуацией) в социально активное поведение. В этом возрасте появляется возможность саморегуляции поведения на основе усвоенных знаний и правил поведения. Наблюдаются настойчивые попытки сдерживать свои желания, идущие вразрез с требованиями взрослых, подчинять свои действия установленным социальным нормам поведения (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.).

Социализация семьи зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей, от состава семьи. На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе. В семье ребенок усваивает нормы человеческих отношений, впитывая все позитивное и негативное, что есть в семье. Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность ребенка.

Результатом социализации - индивидуализации является степень социальной зрелости растущего человека, т.е накопление им в себе социального человеческого свойства.

Таким образом, для определения эффективности процесса социализации младшего школьника можно выделить группы критериев:

1. социальная адаптированность, которая предлагает активное приспособление ребёнка к условиям социальной среды, оптимальное включение его в новые или изменяющиеся условия, мотивация достижения успехов в реализации целей;

2. социальная автономизация, которая предлагает реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях;

3. социальная активность, которая рассматривается как реализуемая готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений, направленная на социально значимое преобразование окружающей среды, творчество, самостоятельность, результативность действий.

А.В. Мудрик указывает на два возможных вектора развития социализации. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом и государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального).

И.С. Кон по данному поводу замечает, что воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.

О.М. Кодатенко в своем исследовании выделяет векторы социализации, осуществляющиеся на основе индивидуальных ресурсов в соответствии или вопреки объективным условиям жизни. В качестве последних выделяются: просоциальный, (самостроительство, самосовершенствование), асоциальный или антисоциальный (саморазрушение).

И.С. Кон в рамках общего процесса социализации выделяет более частные субпроцессы. В качестве ядра направленного воспитания, указанный автор выделяет образование, то есть процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей. Образование, в свою очередь, включает в себя целенаправленное, специализированное и формализованное по своим методам обучение, а также широкое просвещение, то есть процесс пропаганды и распространения культуры, предлагающий относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации. Эти процессы взаимосвязаны, но не тождественны и могут реализовываться посредством разных социальных институтов.

По мнению А.В. Мудрик, развитие личности в процессе социализации происходит по мере решения трех групп задач для каждого возраста или этапа социализации:

1. естественно-культурных (физическое, сексуальное развитие),

2. социально-культурных (морально-нравственные, ценностно-смысловые ориентиры),

3. социально-психологических (становление самосознания, самоопределение личности).

Можно сделать вывод о том, что развитие личности - есть цель каждого этапа социализации. А.В. Мудрик указывает, что человек может являться не только объектом и субъектом социализации, но и жертвой социализации, жертвой неблагоприятных условий социализации.

Можно сделать вывод о том, что социализация младшего школьника - это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности. Общения и самопознания путём узнавания, освоения, присвоения, обогащения и передачи ребёнком опыта социального взаимодействия детей и взрослых. При этом в процессе социализации у ребёнка формируется готовность к социальным действиям.

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20)2010

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010

о СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© О. н. МАТВЕЕВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского,

кафедра педагогики e-mail: [email protected]

Матвеева О. Н. - О социализации младших школьников в современных условиях // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 151-157. - В статье выявлены основные направления социализации младших школьников и описаны наиболее значимые показатели каждого направления. Анализ сделан на основе актуального уровня социального и психического развития младших школьников. Полученные данные представляют определенную новизну и могут быть использованы для дальнейшего повышения эффективности социального воспитания и образования.

ключевые слова: младшие школьники, направления социализации, показатели социализированности.

Matweewa O. N. - Socialization of junior pupils in modern social conditions // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.

im.i V. G. Belinskogo. 2010. № 16 (20). P. 151-157. - The article may be considered as an attempt to found out the main streams of junior pupils socialization and describe significant indexes of each stream. the analysis has been carried out on the basis of actual level of social and psychic development of junior pupil. the obtained data present certain novelty and are important for further efficiency of social upbringing and education.

Keywords: junior pupils, streams of socialization, indexes of sociability.

В современных условиях особенно актуальной является проблема социализации младших школьников. В этом возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности, социальная группа, в которую входит ребенок, сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. Без учета этих изменений невозможно объективно оценить обоснованность социальных требований, предъявляемых к младшим школьникам современным обществом, соответствие этих требований реальному уровню их развития, определить основные направления социализации младших школьников, определить и обосновать показатели их социализированности.

для решения этой задачи рассмотрим основные психологические особенности младших школьников, определяющие их готовность к дальнейшему развитию.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они приобретают опосредованный, осознанный и произвольный характер.

С началом регулярного обучения в школе значительные сдвиги происходят в развитии внимания ребенка. Быстрыми темпами развивается произвольное, т. е. волевое внимание, составляющее основу всех актов самоконтроля и саморегуляции.

учебная деятельность предъявляет повышенные требования к памяти ребенка. В учении перед ребенком возникает множество проблем, требующих постановки специальных задач на запоминание, воспроизведение, тренировку разных видов памяти. Содержательный анализ связей и отношений, заложенных в учебном материале, повышает ее продуктивность и оперативность. Запоминание, опирающееся на такой анализ, составляет основу «хорошей памяти», которая интенсивно формируется у младшего школьника в процессе обучения.

усложнение учебных заданий, расширение круга самостоятельного чтения, углубление познавательных интересов, общение с одноклассниками расширяют сферу действия воображения детей, вносят качественные изменения в ее функционирование.

Приобретаемые знания становятся основой развития мышления ребенка. круг понятий, которыми овладевает младший школьник, постоянно расширяется, включает в себя все новые и новые области знаний, новое содержание, благодаря чему развиваются такие сложные формы умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, рефлексия, абстрактное мышление, внутренний план действий, закладываются основы теоретического мышления, а также формируется сфера интересов.

По мнению многих ученых, интересы младших школьников отличаются динамичностью: они неустойчивы (А.А. Люблинская), недолговечны (С.Л. Рубинштейн), ситуативны (Н.Г. Морозова), поверхностны (В.В. давыдов). В этом возрасте ярко выражен познавательный интерес, который основывается на интуитивном принятии ценности знания (В.В. давыдов).

Одним из важнейших новообразований младшего школьного возраста является переход от непосредственного поведения к опосредствованному, т. е. к поведению осознанному и произвольному. Ребенок учится активно управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями, сознательно принятыми намерениями и решениями. Это свидетельствует о возникновении нового уровня организации мотивационно-потребностной сферы и является важным показателем развития личности .

у младшего школьника развиваются мотивы, стимулирующие возникновение самолюбия, стремление к самоутверждению, изменяется способность к произвольной регуляции поведения. для сознания ребенка наиболее значимыми становятся такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым), мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать), мотивы долга и ответственности (дети стремятся выполнять все требования учителя). Эти мотивы - результат социальных влияний. Поэтому ребенок начинает руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения .

В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее совершенствование произвольной эмоциональной регуляции поведения, появляются навыки элементарного анализа собственного поведения (рефлексия). у ребенка появляется возможность посмотреть со стороны на себя, на свои поступки, результаты, отследить свои действия в обратном порядке, возможность вернуться к началу. Таким образом, постепенно поведение ребенка перестает быть наивным и непосредственным, нарастает осознанность действий, поступков, чувств.

к психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относят также внутренний план действий. У ребёнка формируется переход от выполнения действий во внешнем плане к выполнению действий во внутреннем плане. Младший школьник приобретает способность представить последствия своих действий, не приводя их в исполнение.

Все эти новообразования взаимосвязаны и в конечном итоге сводятся к возникновению нового уровня самосознания ребенка, обусловленного овладением разнообразными средствами произвольной саморегуляции. Младший школьник начинает осознавать себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений, то есть у него появляется переживание себя как существа социального.

Специфической особенностью перечисленных новообразований младшего школьного возраста является то, что они не носят ярко выраженного «сигнального» характера - задержка или отставание в их разви-

тии резко не меняет картины поведения и деятельности детей и не выступает в качестве прямой причины возникновения конфликтных отношений с окружающими. Очень часто деструктивные последствия этих задержек начинают сказываться лишь при вступлении ребенка в подростковый возраст .

Весьма значительной особенностью младшего школьного возраста являются изменения в структуре знаний ребенка о себе, самооценка постепенно становится иерархически организованным личностным образованием младшего школьника. Содержание самооценки расширяется: дети начинают оценивать не только результаты своей деятельности, но и ее процесс; в сферу самооценки попадают возможности и способности ребенка, качества его личности, поведение в целом. дети уже видят свои недостатки, могут наметить пути их исправления, сравнивать особенности собственной личности с теми или иными образцами.

Существенной является связь учебной деятельности школьника и уровня его самооценки. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности - мотива достижения. С самооценкой тесно связано и другое новообразование в личности младшего школьника - уровень притязаний. у ребенка появляется устойчивая потребность в определенной положительной оценке, которая формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя и родителей. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности .

У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя .

Однако в настоящее время у многих учащихся начальной школы обнаруживается наличие заниженной самооценки. Как правило, уровень тревожности детей повышается при доминировании отрицательного отношения к себе и потере веры в свои способности. На наш взгляд, трудности школьной жизни младших школьников - это не столько следствие их неготовности к обучению, сколько результат их представлений о себе как о неспособных учениках. дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. у них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением. для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе .

новый уровень развития самосознания младшего школьника, помимо самооценки и уровня притязаний ребенка, непосредственно связан с возникновением особого личностного новообразования - внутренней позиции школьника. Стремление к позиции школьника характеризует личность ребенка в целом, определяя его поведение, деятельность и систему отношений к действительности и самому себе.

Формирование у ребенка внутренней позиции школьника во многом зависит от меры успешности его учебной деятельности. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. Таким образом, младший школьник должен уметь внутренне принять свою позицию школьника, уметь удовлетворить свои потребности не в игре, а в реальном плане, обучаясь в школе. Однако это не исключает направленного руководства названными процессами со стороны взрослых. Роль взрослого на данном этапе развития ребенка - это роль организатора его жизни, особенно тех ее сторон, которые связаны с усвоением знаний, овладением учебными умениями, способами общения, критериями оценок поступков и качеств личности.

В сознании младшего школьника начинает формироваться система ценностей, которым он следует. Именно в шесть-семь лет процесс формирования ценностных ориентации происходит наиболее динамично. Понятно, что в этом периоде детства нельзя говорить об окончательном формировании системы ценностей. Младшие школьники находятся в стадии выбора, осмысления и усвоения, но можно говорить о создании основы ценностно-смысловой сферы личности. Следует отметить, что на выбор ценностей младшим школьником в первую очередь влияет мнение, выбор взрослого (семьи, учителя), их собственный социально-нравственный опыт, примеры из художественной литературы, кинофильмов, телепередач, мнение и выбор детского сообщества, близких друзей. Поэтому первостепенная задача педагога, родителей - не просто дать набор ценностей, а помочь их осмыслить ребенку, принять основные (общечеловеческие) как собственные жизненные регуляторы и научиться использовать их практически.

В целом современные младшие школьники в большей степени ориентируются на общечеловеческие ценности: добро, жизнь, семья, любовь, честность, здоровье и пр.

Современные младшие школьники все чаще создают собирательный образ идеального в их понимании человека. Некоторые дети начинают видеть свой идеал в одноклассниках, товарищах, все так же остается идеалом учитель. Вообще для младших школьников свойственно выбирать в пример для подражания в основном людей, обладающих ярко выраженными положительными качествами . К сожалению, в современных условиях резко снизилась роль родителей как образцов для подражания. Это может быть объяснено тем, что современные семьи разобщены, родители мало общаются с детьми и не проявляют перед ними свои

лучшие личностные качества. Детям не хватает родительского внимания, понимания, любви, тепла и ласки. Нередко под влиянием кинофильмов, телепередач и ближайшего окружения детским идеалом, примером для подражания становится сильный и жестокий человек, стремящийся к удовлетворению своих интересов и потребностей за счет других людей.

Еще одной социально-психологической особенностью младшего школьника можно считать динамичность нравственных представлений. В целом уровень нравственного развития младшего школьника характеризуется мерой усвоения им моральных норм, составляющих основу нравственной саморегуляции, формирующих у ребенка нравственную мотивацию, собственную нравственную позицию. Представления младших школьников меняются от нравственного максимализма (когда ребенок имеет твердые, излишне категоричные представления о добре, зле, справедливости, убежден в их незыблемости и неизменности) к нравственному релятивизму (когда ребенок понимает относительность своих нравственных представлений, признает право каждого на свою точку зрения) . исследования свидетельствуют о том, что первоклассники еще достаточно односторонне воспринимают моральную ситуацию, затрудняются в ее анализе; с возрастом моральные оценки младших школьников становятся более гибкими, дифференцированными, начинают основываться на понимании нравственного смысла правил поведения.

Наиболее высоким уровнем нравственного развития психологи считают развитие у ребенка способности ориентироваться в своем поведении не на внешние, а на внутренние нормы поведения . Для достижения этого уровня ребенок должен включиться в практику конкретных человеческих отношений и поступков как в сферу общения со взрослыми, так и в сферу общения со сверстниками, ибо каждая из этих сфер, способствует формированию морально-этических качеств личности. В общении со взрослыми ребенок усваивает общественно значимые критерии оценок поступков и качеств людей, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности. В сфере отношений со сверстниками ребенок все это осваивает на практике, приобретая опыт самостоятельного решения этических проблем. именно поэтому общение между детьми одного и того же возраста является важным психологическим условием развития нравственного сознания ребенка. Отсутствие или дефицит такого общения может осложнить формирование его нравственной сферы, замедлить накопление багажа морально-этических понятий и представлений.

Значительные перемены, вызванные ходом общего развития младшего школьника, изменения его образа жизни, некоторых целей, возникающих перед ним, приводят к тому, что становится иной его эмоциональная жизнь. У младшего школьника появляются новые переживания, расширяется круг жизненных целей, рождается новое эмоциональное отношение к окружающей действительности. Эмоции начинают служить младшему школьнику механизмом внутрен-

ней регуляции его психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

В целом, младшему школьнику свойственны жизнерадостность, бодрое настроение. Однако в тех случаях, когда претензии детей в наиболее важных для них сферах не удовлетворяются, у них могут возникать аффективные переживания, отличающиеся, правда, ситуативностью, неустойчивостью и быстротечностью.

изменения эмоциональной сферы младшего школьника проявляются в следующем:

■ нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка (способность владеть своими чувствами становится лучше год от года), но в значительной мере сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие его явления;

■ социальные и асоциальные чувства проявляются очень живо и непосредственно;

■ формируется способность к сопереживанию -«бескорыстная» эмпатия, когда эмоциональное состо-

яние другого человека не просто вызывает у ребенка то же самое чувство, а является причиной возникновения других чувств - жалости, сострадания или радости за другого;

■ под влиянием конкретных воздействий интенсивно формируются моральные чувства (чувства товарищества, ответственности за коллектив, негодование при несправедливости и т.д.);

■ развиваются разнообразные эстетические переживания .

Таким образом, можно заметить, что спектр типичных для младших школьников эмоциональных состояний, чувств и переживаний достаточно широк. Однако нередки среди них проявления отрицательных эмоций, негативно влияющих как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную.

Анализ особенностей социального и психического развития младших школьников позволяет нам обоснованно определить основные направления их социализации (рис.).

Рисунок. Основные направления социализации младшего школьника

Если ребенок будет гармонично развиваться по всем этим направлениям, он приобретет социальный опыт и качества личности, которые помогут ему успешно решать задачи социализации.

конкретизируя стратегические направления социализации младшего школьника, мы подходим к рассмотрению специфики задач социализации для данного возраста.

В рамках естественно-культурных задач достигается определенный уровень физического и сексуального развития. К 10-11 годам ребенок должен:

-/ знать строение своего тела и осознать половую принадлежность;

-/ осознать и утвердить себя как мальчик или девочка, в соответствии с существующими в культуре поло-ролевыми моделями поведения;

-/ уметь организовывать свою деятельность, ориентироваться в пространстве;

-/ уметь обслуживать себя и выполнять трудовые обязанности.

Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи.

Для успешного решения познавательных задач, младший школьник должен:

-/ понимать о чем идет речь, и уметь связно и понятно для окружающих выразить ход своих мыслей;

-/ знать свои права и обязанности как человека, члена семьи, школьника;

-/ уметь управлять своим воображением;

-/ уметь сравнивать, сопоставлять и анализировать явления;

-/ уметь планировать свою деятельность;

-/ уметь познавать окружающий мир и строить свою картину мира.

В соответствии с морально-нравственными задачами младший школьник должен:

-/ иметь представления о нормах нравственности и морали, об этических и эстетических эталонах;

-/ уметь сорадоваться успешному и сопереживать неуспешному;

-/ управлять своей волей;

-/ уметь сотрудничать при решении учебных и жизненных задач.

В рамках ценностно-смысловых задач ребенок должен:

-/ иметь представления об основных человеческих ценностях;

-/ ценить жизнь, здоровье, благополучие - своё собственное и других людей;

-/ эмоционально-ценностно относиться к окружающему миру и иметь собственную систему ценностей;

-/ уметь устанавливать дружеские отношения;

-/ уметь отстаивать свои права;

-/ ответственно относиться к своим обязанностям.

В процессе решения социально-психологических задач формируется самосознание младшего школьника, проявляющееся в его самоопределении в актуальной жизни и на перспективу, стремлении к самореа-

лизации и самоутверждению. В связи с этим младший школьник должен:

-/ понимать и осознавать свои права и обязанности;

-/ стремиться «быть как все», «не быть как все» и «быть лучше, чем все»;

-/ стремиться к адекватным взаимоотношениям со сверстниками;

-/ стремиться оправдать ожидания взрослых по поводу успехов в школе;

-/ иметь объективную самооценку.

В связи с обозначенными выше задачами социализации младших школьников, а также опираясь на предложенные А. В. Хуторским модельные характеристики ученика , мы разработали портрет современного младшего школьника как модель предвосхищаемых результатов социализации. Этот портрет должен складываться из следующих интегральных характеристик личности.

Когнитивные: любознательность; наблюдательность; внимательность; способность к синтезу и анализу; сомнение; удовольствие от удачного решения задачи; разочарование при неумении решать задачу; способность воплощать добываемые знания в духовные и материальные формы, строить на их основе свою последующую деятельность.

Креативные: вдохновленность; эмоциональный подъем в творческих ситуациях; воображение; фантазия; мечтательность; способность к эмпатии; способность к творчеству (знакотворчество, симво-лотворчество); инициативность, изобретательность, смекалка.

Морально-нравственные: коллективизм (чувство ответственности за успехи своего коллектива, стремление помочь отстающим, чувство сопричастности общему делу); чувства товарищества, дружбы, долга; честность; ответственность; отзывчивость; правдивость; порядочность, вежливость, приветливость, доброжелательность, добросовестность.

Эстетические: чувство красоты, чувства прекрасного и безобразного, комического и трагического, возвышенного и низменного, мужественность и женственность.

Эмоционально-волевые: умение сосредотачи-

ваться, организованность, терпение, упорство, усидчивость, выдержка, настойчивость, самостоятельность, уверенность в своих силах, сдержанность, целеустремленность, решительность, дисциплинированность, смелость, умение сочетать личные интересы с общественными, самоконтроль и самооценка.

Коммуникативные: способность к взаимодействию с другими людьми (взрослыми и детьми) и с окружающим миром; умение передавать и отстаивать свои идеи; способность понимать и осознавать (не без помощи взрослых) причины, повлекшие неприятие окружающих; коммуникативность, общительность, готовность сотрудничать и продвигаться в развитии отношений, толерантность.

Практические: способность к произвольным действиям, готовность к подвижным играм и соревно-

ваниям, готовность быстрее и лучше выполнить задание, физическая активность и работоспособность.

Перечисленные группы чувств и качеств младших школьников являются открытыми для расширения и уточнения. В то же время эти группы представляют минимальный комплексный набор ориентиров для обеспечения их социализации.

Основываясь на представленных в схеме 1 направлениях социализации личности ребенка и специфике задач социализации младших школьников, мы выделили следующие компоненты социализации младшего школьника:

о Когнитивно-рефлексивный (познавательный) компонент - знания, понимание, рефлексия.

о Коммуникативный компонент - общение и взаимодействие; усвоение ребенком норм, правил, обычаев, моделей поведения и их реализация в межличностных взаимоотношениях.

о Практический компонент - усвоение ребенком практических навыков в разнообразных видах деятельности и проявление себя в разнообразном творчестве.

о Ценностно-смысловой компонент - наличие у ребенка ценностных ориентаций, предпочтений, мотивов и установок, определяющих его отношение к чему/ кому-либо.

Позитивным результатом социализации является социализированность, которая в общем виде пони-

Полученные результаты позволят определить и реализовать на практике педагогически обоснованные и эффективные подходы к органи-

мается как совокупность индивидуальных особенностей личности, обеспечивающих наибольшую успешность в значимой для данного индивида деятельности, положительное самоощущение и эмоциональную удовлетворенность жизнью в целом .

Мы, вслед за Е.П. Белинской и Т.г. Стефаненко, понимаем социализированность как основной критерий социализации личности, как соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу, как наличие личностных и социально-психологических предпосылок к переходу в новые ситуации социального развития для выполнения задач следующего этапа социализации .

В соответствии с компонентами социализации, спецификой содержания задач социализации, характерной для младшего школьного возраста и требованиями, предъявляемыми современным обществом к уровню развития личности младшего школьника, мы попытались сформулировать наиболее значимые показатели социализированности младшего школьника, которые представили в таблице.

Показатели социализированности - это обобщенные показатели соответствия человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу, наличие предпосылок развития готовности к переходу на новые этапы социального развития.

зации воспитания и социализации детей младшего школьного возраста в семье и образовательных учреждениях.

Компоненты социализации и показатели социализированности современного младшего школьника

Компоненты социализации Показатели социализированности

Когнитивно-рефлексивный - потребность, способность и готовность к учебно-познавательной деятельности; - знание и понимание роли природы в жизни человека; - знания о явлениях природы, представляющих опасность для человека; - способность к самонаблюдению и самоанализу; - способность к адекватной реакции на изменение ситуации; - любознательность; - умение планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; - способность к самопознанию.

Коммуникативный - умение общаться и взаимодействовать со сверстниками; - умение общаться и взаимодействовать со старшими детьми и взрослыми (умение взаимодействовать в составе разновозрастной группы); - умение сотрудничать; - способность к эмпатии, толерантность.

Практический - способность к репродуктивным действиям; - способность к творческим действиям; - самостоятельность в деятельности.

Ценностно-смысловой - представления об основных человеческих ценностях: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир; - наличие сформированных нравственных качеств: любовь к родному краю, дружелюбие, трудолюбие, доброта, готовность помочь товарищу, отзывчивость, честность, справедливость, вежливость, исполнительность, чувство стыда; - способность к нравственной самооценке; - сформированность социально одобряемого поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: МПСИ, 2000. 208 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. 256 с.

4. Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. 2008. № 7.

5. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников. М.: Просвещение, 2003. 256 с.

6. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. 95 с.

7. Маслова Н. А. Из практики развития «Я-концепции» у младших школьников // Начальная школа. 2008. № 3.

8. Мищенко З. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2002.

9. Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника. Межвузовский сборник научных трудов / Под. ред. И. П. Шаховой. - Пенза: ПГПИ им. В. Г. Белинского, 1993. 86 с.

10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1996. 529 с.

11. Смирнова М. А. Деятельность общеобразовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся. Автореф. дисс. ... к. п. н. Самара, 1999. 23 с.

12. Чебыкин Л. Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1989. № 6.

13. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981. 207 с.

14. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е. М. Борисовой. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 304 с.