Откуда появились бесы. Вера православная - бесы. Разные взгляды на вопрос

Злым духом считается бес. Христианство также отождествляет его с чертом, страшным дьяволом или коварным демоном. Этот образ был создан на основе тех трактовок, что предоставляли традиции церкви.

О термине

В XI столетии можно впервые услышать, что существует особый образ в христианстве - бес. Кто это? Об этом можно было узнать, прочтя строки «Слова о законе и благодати» или же в эпосе, повествующем о походе князя Игоря и его полка, написанном в XII веке. Кроме того, в христианстве, можно узнать из многих других произведений.

На самом деле так называли все образы, имевшие какое-либо отношение к язычеству. Не ушел от этого прозвища и великий Велес. Бес (христианство) - это любая сущность, чье существование противоречит верховенству бога в мире духовного. Если взглянуть в перевод Библии XIX века, также можно заметить этот термин. В английском, а также немецком языках это слово воспринимается как синоним слова «дьявол». Славяне позаимствовали его у жителей индоевропейских территорий, у которых это значило «страх». Греки так называли обезьяну.

По мнению языческих славян, зима - это время царствования бесов, которые насылают холод. Также с ними ассоциируется темное время суток. Одним словом, этим существам приписывали причастность ко всем явлениям природы, которые нарушали человеческий покой и комфорт.

С точки зрения церкви

Согласно концепции христианства, бесы - это духи зла, о повадках которых можно узнать очень многое из повестей или же описаний жизни святых. Также, исследуя этот вопрос, стоит уделить внимание демонам, богам язычников и идолов, которые причисляли ко все той же категории. Их называли собирательным термином "бес". Христианство во многих сюжетах представляло его как искусителя святых или отправившихся в пустыню.

Разумеется, многие сюжеты заканчиваются победой добра над этими проявлениями злых сил. Может наслать болезни, соблазнить грешника или же ввергнуть душу в порок бес. Христианство утверждает, что именно он сталкивает человека с праведного пути. Так что очень близок этому образу чёрт, являющийся также зловредным персонажем, портящим людям спокойную жизнь.

Разные взгляды на вопрос

Распространены представления о том, что у человека есть не одно тело, а несколько: физическое, астральное, эфирное. Считается, что тот мир, в котором мы живем - это всего лишь один уровень всего сущего. Есть низшие круги, в которых в большинстве своем живут именно такие создания и их жертвы.

Попасть туда можно, злоупотребляя наркотиками или алкоголем. Когда заходит речь о так называемой белочке, отличающейся от милого пушистого создания, можно говорить о том, что человек разрушает барьер между мирами и низвергается в объятия темных сущностей, питающихся за счет негативных эмоций своего донора.

Как избавиться?

Вселяется в душу и помогает ей разлагаться бес. Христианство в качестве лекарства от такой заразы предлагает стать на праведный путь и жить в соответствии с текстами заповедей. Ведь нет в мире ничего, чего нельзя было бы исправить, в частности и это.

Если индивид делает выбор в пользу правильного поведения, со временем он почувствует облегчение и чистоту. Главное - признать свои поступки недостойными, покаяться, довериться Духу Божьему. Поселить в душе свет или злобу - это личный выбор каждого.

Бес воистину подобен пристрастию к алкоголю или табаку. Он может порабощать сознание и изменять его, но если личность оказывается сильнее и решает скинуть с себя эти оковы, ей подвластно все. Считается, что святые, мученики, а также преподобные проходили через борьбу с этими созданиями.

От древности до наших дней

Присутствие этих существ чувствовали во все времена. Даже сейчас, когда люди уже не столь суеверны, они продолжают употреблять термины «взбесился», «бесноватый» и подобные им. Эффективной процедурой по изгнанию вредоносных сущностей считался экзорцизм, включавший молитвы, перечень обрядов, свойственных той или иной религии.

Проводить подобные действия начали еще в седой древности, когда они были неотъемлемой составляющей верований, а также культов. Сегодня одержимость приравнивают к расстройствам психики. Многие просто пытаются привлечь внимание, создавая впечатление, будто в них вселился бес. Исцеление, которое происходило после процедуры экзорцизма, больше похоже на плацебо или обычное внушение, чем на непосредственный результат действий священника.

Библия и то, что было до нее

Еще до того, как возникло христианство, с демонами можно было познакомиться, изучая шаманизм. Уже там было подробно изложено, кто они, как их изгнать. Хотя в хритсианской традиции, конечно, это не признавют и утверждают, что впервые экзорцизмом занимался Христос. Ведь именно он как-то исцелил порабощенного демоном человека, освободив его душу.

Темные сущности заставляли жертву жить в гробу. Иисусу хватило одной фразы, чтобы приказать темным духам вылететь прочь и перелететь в свиней. По мнению христиан, Бог наделял отдельно взятых апостолов и прочих святых особым даром изгнания нечисти. В наше время есть много любителей мистики, ищущих ее на страницах книг и киноэкранов. Существует множество фильмов на эту тему.

Научный подход

У медицины есть свое мнение на данный счет. Считается, что дело здесь в психическом заболевании. Те, кого обычно считают одержимыми, проявляют все признаки истерии, маниакальности, психотического состояния, появляется эпилепсия, шизоидные расстройства, даже

Кстати, касательно последнего, любопытным является то, что 29% «приживал» в душах таких пациентов - это демоны. Также с ними можно связать мономанию или паранойю.

С точки зрения веры

Многое об экзорцизме можно почерпнуть из Евангелия. Считается, что покинув человека, дух отправляется бродить по тем местам, где нет воды. Его целью является найти покой, что ему не удается. После этого он все-таки возвращается в свой дом, которым является человеческая душа.

Для того чтобы мучительная процедура не повторялась по новому кругу, нужно, чтобы после изгнания беса человек не просто оставил в своей душе зияющую дыру, но наполнил ее светом, добром, которые можно почерпнуть в молитве, мыслях о Боге.

Кроме того, в писаниях можно найти данные о том, что не только Иисус с апостолами занимались экзорцизмом, но и еврейские заклинатели. В Евангелии описан случай, когда иудейские целители изгоняли демона, который заставлял свою жертву страдать лунатизмом. Основным инструментами в таком случае являются молитва и пост.

Кроме того, это искусство покорялось и обычным людям, которые преисполнялись верой. Они использовали имя Господа. Также с демонами и бесами связывают дурные мысли, сомнения и прочие побочные эффекты искривленной мыслительной деятельности. Душевный покой - неотъемлемая составляющая счастья, обретение которого тоже порой называли

Если вас интересует, кто такой бес - христианство, славянские легенды и демонология ответят на все ваши вопросы. Узнайте, как выглядит и чего боится этот представитель нечистой силы, а также мнение священнослужителей о нем.

В статье:

Кто такой бес - христианство и демонология

Бес в христианстве происходит от падших ангелов или является одним из них. Черт, дьявол, злой дух, демон - это все синонимы этого слова, если речь идет о христианских источниках. Демонологи же считают чертей, бесов и демонов разными представителями демонической иерархии. Бес слабее демона, но сильнее и умнее черта. Изгнать или возможно, если узнать его имя, для беса же это не является обязательным условием.

Согласно Библии, стал жертвой гордыни. Он пожелал стать настолько же могущественным, как и Бог. Третья часть ангелов разделила взгляды Люцифера. За грех гордыни и зависти Люцифер и его последователи среди ангелов были низвергнуты с небес. Они и стали теми, кого мы знаем под определениями демоны, бесы и черти . Нечистая сила имеет такое же происхождение, что и ангелы, однако она добровольно сделала выбор в сторону зла. Покаяние также невозможно для бесов и демонов, как покаяние для умершего человека.

По христианской концепции, бесы ненавидят все Божьи творения, поскольку считают, что могли бы справиться с созданием мира гораздо лучше, чем Бог. Человек тоже относится к Божьим созданиям, и его нечистая сила ненавидит даже более остальных его творений. Соответственно, бес в православии всегда пытается обмануть, навредить, получить некую выгоду от человека. Во времена инквизиции его считали виновником эпидемий и плохого урожая.

Гадание, магия и оккультизм считаются греховными занятиями именно потому, что они были созданы бесами. Тайны колдовства первым магам нашего мира открывали именно представители нечистой силы. Доверять бесам и пытаться пользоваться их знаниями и подсказками крайне опасно - они способны на обман, и в сотрудничестве с человеком ищут выгоду в первую очередь для себя. Какова выгода беса? Это введение в грех чистой души человека, направление его против Божьей воли и, по сути, пополнение им армии нечистой силы в итоге или получение еще одной души грешника в аду.

Известно, что нечистая сила может вселяться в человека. Практически каждый знает о таком явлении, как , или беснование . Существуют надежные признаки вселения беса в человека, по которым можно определить суть проблемы, а также обряды его изгнания. Проблемой одержимости в православии занимают священнослужители.

Одержимость - зрелище не для слабонервных. Люди, тело которых находится во власти дьявола, богохульствуют, корчатся в судорогах или, напротив, страдают от временного паралича. Их голоса меняются до неузнаваемости, как и поведение. В этом случае бесы преследуют определенные цели, которые возможно узнать только если войти с ними в контакт. Как правило, они заключаются в попытках изменить созданный Богом мир на свой лад и склонении как можно большего количества Божьих творений ко тьме.

Каждый человек в какой-то степени одержим бесом. Однако ритуалы экзорцизма требуются только в самых тяжелых случаях. В остальных же поможет только смирение, сила воли и вера в Господа, а также молитва и пост. Бесы приходят только туда, где подготовлено все для этих «гостей». Они любят грешников, развратных людей, которые употребляют табак и алкоголь, а также не соблюдают пост и не ходят в церковь.

Известно, что бесы и демоны отлично знают Святое Писание. Принято считать, что им известно и будущее, однако лукавый всегда стремится обмануть человека, поэтому верить его пророчествам опасно. Бесы способны к телепатии и чтению мыслей – им известны все ваши секреты, о которых они охотно рассказывают во время сеансов экзорцизма. Существует множество разновидностей - блудный, полуденница, удача и другие.

Обманывая и соблазняя людей, нечистая сила может принимать совершенно разный облик. Это не только люди - знакомые и нет. Нечисть может явиться даже в облике ангела, которым он когда-то являлся. Кроме этого, лукавый может принять облик Божьей Матери, Иисуса Христа и даже креста. То есть, бес с легкостью принимает вид того, чего боится как огня. Истинный же внешний вид этого представителя нечистой силы - человекоподобный, но с пятачком вместо носа, копытами, рогами и хвостом. Внешне бес очень похож на черта, но крупнее.

Как и большинство представителей мира духов, он может быть бесплотным, проходя через закрытые двери и скрываясь от взглядов. Особенно чувствительные люди нередко ощущают присутствие нечистой силы рядом.

Существуют ли бесы - верить ли в существование сил тьмы

Многие люди сомневаются - существуют ли бесы, или это всего лишь выдумка оккультистов и церковнослужителей, нужная для запугивания людей в корыстных целях. Известные реальные случаи одержимости могут заставить прекратить сомневаться в существовании нечистой силы даже самого закоренелого атеиста.

Существует немало свидетельств явления нечистой силы. Интересно, что существует гипотеза о том, что галлюцинации, которые видят алкоголики и наркоманы - это следствие увеличения способности человека видеть нижние миры. Именно в них обитает нечистая сила. Курильщики, алкоголики, несоблюдающие пост и развратники - люди, возле которых всегда находятся бесы.

Священнослужители уверены, что неверие в Бога и существование темных сил - основная причина получения невиданной мощи последней. Невозможно опасаться того, во что даже не веришь. Демоны и бесы открыто пользуются неверием и материализмом людей. Среди того, что нужно знать о бесах - они не способны противостоять Богу, однако человек слаб и подвержен влиянию сил тьмы.

Чего боятся бесы и как прогнать их прочь

Кадр из фильма «Вий», 1967

Лучшая защита от бесов - это молитва. Они боятся священных слов и сразу же бросаются наутек, как только слышат молитвы. Подходят абсолютно любые тексты, например, «Отче наш » или молитва ангелу-хранителю. Можно молиться своими словами – главное здесь не текст, а его смысл, а также сила веры молящегося.

Если говорить о том, чего боятся бесы, то следует знать, что они не могут зайти в освященное помещение, где совершаются богоугодные деяния. Если вы верующий человек, который уделяет достаточно внимания духовной стороне жизни, вряд ли вам придется пострадать от происков злых сил. Демоны и бесы живут там, где есть для них место. Они любят грешников, а их в наше сложное время не так уж и мало. Некрещеные находятся в особой зоне риска, им следует как можно быстрее окреститься.

Борьба с бесами будет сложной, если вы не носите нательный крест. Это - ваш личный амулет против злых сил, никогда не снимайте его. Нательные иконки и ладанки также подходят в качестве оберега для православного человека, которого одолевает нечистая сила.

Как бороться с бесами, если вы не можете назвать себя праведником и не планируете отрекаться от магии и колдовства? Существуют мощные колдовские обряды , которые защищают от нечистой силы не хуже христианской символики. Для одного из них потребуется новый навесной замок. Его полагается окурить дымом полыни - антидемонического растения, которого боится все нечистая сила. Можно окропить замок святой водой, если это допустимо для вас. Колдуны, если их цель - защита от бесов, часто заменяют святую воду на дым полыни.

Встаньте на пороге дома, держа в руках замок и ключ от него, спиной к самому дому, лицом на выход из него. Поверните ключ в замке, открывая его, и скажите заговор от бесов:

Закрываю я, раб Божий (имя), свой дом с востока до запада, с севера до юга на семьдесят семь замков железных, на семьдесят семь замков золотых и на семьдесят семь замков серебряных. Закрываю я, раб Божий (имя), свой дом и его домочадцев (имена) от всех болезней телесных и душевных, от всех козней чертей и бесят, которые зло мне сделать хотят, но теперь не могут. Спаси и сохрани мой дом, Господи. Слова мои за губы, язык мой на замок, во веки веков. Аминь.

Теперь повесьте замок на дверную ручку или любую другую выступающую конструкцию, но только возле входной двери. Заприте замок на ключ. Ключ должен быть спрятан надежно, лучше носить его с собой. Когда замок проржавеет, следует поставить новую защиту - ржавчина является признаком истощения защитного барьера или воздействия на него злых сил.

Святые отцы о бесах - что должен знать каждый человек

Архиепископ Антоний

Святыми отцами церкви принято называть живших в разные времена выдающихся церковных деятелей, которые оставили великий след в развитии православия. Они имеют репутацию людей, который коснулся Святой Дух. Считается, что при жизни им были известны многие тайны, и среди православного общества принято искать истину в записях и цитатах святых отцов.

Святые отцы о бесах говорили немало, тема нечистой силы и ее влияния на людей занимала великие умы на протяжении многих столетий. Цитаты святых отцов о бесах затрагивают множество аспектов, связанных с этим вопросом. Так, например, Архиепископ Антоний указывал на важность Божественной благодати, без которой борьба с бесами невозможна:

Хитрость дьявола превосходит своей изощренностью ум человеческий, и потому невозможно и бесполезно человеку своими силами, бороться с дьяволом, действующим в сердце через страсти. Невозможно, доколе не получит человек от Бога власть и силу наступать на силу вражью. Но для этого нужно пройти всесторонний искус, стяжать опыт борьбы и победы над дьяволом через искушения, попускаемые благодатью Божьей.

Святитель Игнатий Брянчанинов описывал способы, с помощью которых бес может погубить человека:

Например, кто любит выпить, того бесы понуждают пить больше и больше, пытаются довести до запоя, драк, убийства и самоубийства и этим погубить навеки. Иного бесы приучают к воровству, иного очень тонко приводят к высокоумию, тщеславию, гордости, и, наконец, к духовной прелести и так стараются погубить. И многими другими путями ищут вечной погибели человеку.

Игумен Никон же многократно описывал власть, которую получают бесы после смерти грешного человека.

(36 голосов : 4.4 из 5 )

Что имеет в виду современный неверующий человек, когда говорит «я был взбешен» или «меня это бесит»? Наверное, в большинстве случаев – просто крайнюю степень раздражения. И хотя корневая основа подобных слов ясно указывает на их происхождение от слова «бес», в наше время это мало кого может смутить. В рецензии на новый спектакль пресса восторженно сообщает, что премьера прошла «с бешеным успехом», тинэйджеры пишут в своих сетевых дневниках, как они «классно побесились» на рок-концерте, а ветеринары делают домашним животным прививки «от бешенства».

Столь безразличное отношение к употребляемым словам легко объясняется простым, но печальным фактом: к сожалению, люди сегодня очень плохо представляют себе, кто же это такие – бесы. Откуда они взялись, какими качествами обладают и стоит ли отождествлять себя и окружающих с этими существами, пусть даже всего лишь на уровне фигуры речи?

Для людей, не склонных к чтению религиозной или оккультной литературы, едва ли не единственным источником знаний о бесах становится литература художественная. И тут с некоторым недоумением приходится признать, что даже в произведениях классиков описание нечистых духов весьма противоречиво, неоднозначно и, скорее, сбивает читателя с толку, чем помогает разобраться в сути дела. Писателями создана целая галерея различных образов, которые весьма непохожи друг на друга. С одного фланга в этом ряду стоят фольклорные изображения беса в произведениях Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина. В этой версии бес представлен как достаточно нелепое и бестолковое существо с противной наружностью и настолько низким интеллектом, что даже простой деревенский кузнец легко подчиняет его себе, используя в качестве транспортного средства. Или же, вооружившись куском веревки и парой незатейливых мошеннических трюков, злого духа запросто обводит вокруг пальца известный пушкинский персонаж с красноречивым именем Балда.

На противоположном фланге галереи литературных бесов – булгаковский Воланд. Это уже едва ли не всемогущий вершитель человеческих судеб, средоточие интеллекта, благородства, справедливости и прочих положительных качеств. Человеку бороться с ним бессмысленно, поскольку, по Булгакову, он практически непобедим, ему можно только с благоговением подчиниться – как Мастер и Маргарита, или погибнуть – как Берлиоз, ну а в лучшем случае – повредиться рассудком, как поэт Иван Бездомный.

Две эти крайности в литературном изображении бесов, естественно, формируют у читателей такие же крайности и в отношении к изображаемому. От полного пренебрежения пушкинскими бесенятами-недотепами как безусловно сказочными персонажами до полной уверенности в реальном существовании Воланда-сатаны, суеверного ужаса перед его могуществом, а иногда и прямого поклонения духам тьмы.

Ничего удивительного тут нет, сила художественного произведения в том и заключается, что литературный герой начинает восприниматься нами как настоящий. В Лондоне, например, существует вполне реальный музей, посвященный вымышленному сыщику Шерлоку Холмсу, а в Советском Союзе настоящие городские улицы называли именем пламенного революционера Павки Корчагина, невзирая на его стопроцентно литературное происхождение.

Но в случае с художественным образом бесов мы имеем совершенно иную ситуацию. Дело в том, что даже в пространстве литературного произведения духовный мир существует не в рамках человеческой истории, а как бы параллельно ей – его обитатели не стареют, не умирают и не подвержены влиянию времени, они всегда рядом. И если предположить, что у вымышленных персонажей того же Михаила Булгакова существуют реальные прототипы в духовном мире, то следует признать, что читательский восторг и преклонение перед Воландом явно выходят за рамки литературной проблематики. Здесь возникают уже гораздо более серьезные вопросы – например, в какой степени образ беса, созданный художественным воображением писателя, соответствует духовной реальности? Или – насколько безопасно для человека отношение к бесам, сформированное их литературными образами? Очевидно, что на эти вопросы литературоведение ответить уже не может. И, поскольку в европейскую литературу бес перекочевал из христианской религиозной традиции, разумно было бы выяснить – что же говорит об этом существе христианство?

Люцифер

Вопреки распространенному заблуждению, сатана вовсе не является вечным антиподом Бога, а бесы – антиподами ангелов. И представление о духовном мире как о некоем подобии шахматной доски, где черные фигуры на равных условиях играют против белых, в корне противоречит учению Церкви о падших духах.

В христианской традиции существует понимание четкой границы между Богом-Творцом и Его творением. И в этом смысле абсолютно все обитатели духовного мира в равной степени относятся к категории творений Божиих. Более того, сама природа бесов изначально точно такая же, как и у ангелов, и даже сатана не является каким-то особенным «темным богом», равным по силе Творцу. Это всего лишь ангел, который когда-то был самым прекрасным и сильным творением Бога в созданном мире. Но само имя – Люцифер («светоносный») – не совсем правильно употреблять по отношению к сатане, поскольку это имя принадлежит не ему, а тому самому светлому и доброму ангелу, которым сатана когда-то был.

Церковное предание говорит, что духовный мир ангелов был создан Богом еще до сотворения материального мира. К этому во всех смыслах доисторическому периоду и относится катастрофа, в результате которой треть ангелов, возглавляемые сатаной, отпали от своего Творца: увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю ( ).

Причиной этого отпадения стала неадекватная оценка Люцифером своего совершенства и могущества. Бог поставил его над всеми остальными ангелами, наделив его силой и свойствами, которых не было больше ни у кого; Люцифер оказался самым совершенным существом в сотворенной вселенной. Эти дары соответствовали его высокому призванию – исполнять волю Божию, начальствуя над духовным миром.

Но ангелы не были подобием автоматов, жестко запрограммированных на послушание. Бог создал их с любовью, и исполнение Его воли должно было стать у ангелов ответным проявлением любви к своему Создателю. А любовь возможна лишь как реализация свободы выбора – любить или не любить. И Господь дал ангелам эту возможность выбирать – быть с Богом или быть без Бога…

Невозможно с точностью сказать, как именно произошло их отпадение, но общий смысл его заключался в следующем. Люцифер-Денница посчитал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним это роковое для них решение приняли третья часть всех ангелов. Между мятежными и верными духами (которых возглавил архангел Михаил) произошел конфликт, описанный в Священном Писании следующим образом: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( ).

Так прекрасный Денница стал сатаною, а соблазненные им ангелы – бесами. Нетрудно заметить, что здесь нет ни малейших оснований говорить о войне сатаны против Бога. Как может воевать с Богом тот, кто даже от своих собратьев-ангелов потерпел сокрушительное поражение? Потеряв ангельское достоинство и место на Небесах, падшие духи оказались подобны воинам поверженной армии, сорвавшим с себя при отступлении ордена и погоны.

Сумасшедший почтальон

Само слово «ангел» – греческого происхождения, в переводе на русский язык оно означает буквально «вестник», то есть тот, кто приносит весть от Бога, сообщает Его благую волю остальному творению. Но чью волю может сообщить ангел, который не захотел служить своему Создателю, какую весть может принести такой «вестник» – и можно ли верить этой вести?

Предположим, в небольшом городке один почтальон ужасно обиделся за что-то на своего начальника и перестал приходить на почту за новыми письмами. Но званием почтальона он очень гордился, письма разносить любил и, что самое грустное, ничего, ну просто абсолютно ничего больше не умел делать. И началась у него странная жизнь. Целыми днями неприкаянно слонялся он по городу в своей почтальонской фуражке с опустевшей почтовой сумкой на плече, а вместо писем и телеграмм засовывал людям в почтовые ящики всякую дрянь, подобранную на дороге. Очень скоро он приобрел репутацию городского сумасшедшего. Сумку и фуражку у него отняли милиционеры, а жители начали прогонять его прочь от своих дверей. Тогда он ужасно обиделся и на жителей тоже. Но письма носить ему очень хотелось. И он придумал хитрую каверзу: темной ночью, когда его никто не видел, он потихоньку крался вдоль городских улиц и подкидывал в почтовые ящики письма, написанные… им самим. Он давно работал на почте, поэтому быстро научился подделывать почерк отправителей, их адреса и почтовые штемпели на конвертах. А в письмах писал… Ну что мог писать такой тип? Конечно же, только всякие гадости и вранье, поскольку он очень хотел досадить прогнавшим его жителям.

…Безусловно, эта грустная сказка про сумасшедшего почтальона – всего лишь очень слабая аналогия трагической истории превращения ангелов в бесов. Но для более точного описания глубины нравственного падения и безумия злых духов даже образ серийного маньяка оказался бы слишком светлым, мягким и неубедительным. Сам Господь назвал сатану – убийцей: он (диавол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи ( ).

К самостоятельному творчеству ангелы не способны, они могут лишь выполнять творческий замысел Бога. Поэтому единственным способом существования для отказавшихся от своего призвания ангелов оказалось стремление к разрушению и уничтожению всего, к чему они могли хотя бы прикоснуться.

Завидуя Богу, но не имея ни малейшей возможности причинить Ему какой-либо вред, бесы всю свою ненависть к Творцу распространили на Его творение. А поскольку венцом материального и духовного мира, самым любимым творением Божиим стал человек, на него и обрушилась вся неудовлетворенная мстительность и злоба падших ангелов-вестников, несущих людям вместо воли Божией – свою, страшную для всего живого волю.

И здесь возникает очень важный вопрос: как же человеку выстраивать отношения со столь грозной силой, стремящейся его погубить?

Шиш или свечка?

В сборнике народных русских сказок А. есть любопытный сюжет на религиозную тему:

«Одна баба, ставя по праздникам свечку перед образом Георгия Победоносца, завсегда показывала кукиш змею, изображенному на иконе, и говорила: вот тебе, святой Егорий свечка, а тебе, сатана, – шиш. Этим она так рассердила нечистого, что он не вытерпел; явился к ней во сне и стал стращать: „Ну уж попадись ты только ко мне в ад, натерпишься муки!“ После того баба ставила по свечке и Егорию, и змию. Люди и спрашивают – зачем она это делает? „Да как же, родимые! Ведь не знамо еще куда попадешь: либо в рай, либо в ад!“»

В этой истории, несмотря на весь ее христианский антураж, очень лаконично и убедительно представлен языческий принцип одновременного налаживания отношений и со злыми божествами, и с добрыми. И сам путь к практическому решению проблемы указан здесь довольно ясно: каждому по свечке и – все довольны! Почему же так комично выглядит в этом народном анекдоте предусмотрительность наивной женщины? Да потому, что умилостивить беса может надеяться лишь тот, кто не понимает простой истины: наладить добрые отношения со злыми духами невозможно. Возненавидев все творение без исключений, бесы загнали себя в онтологический тупик, так как сами они тоже – творения Божии. Поэтому ненависть стала для них единственно возможной формой отношений друг к другу, и даже самих себя они могут только ненавидеть. Сам факт собственного бытия является для бесов мучительным.

Такое страшное мироощущение можно сравнить, наверное, лишь с состоянием несчастного животного, умирающего от вирусной инфекции, которую в просторечии не без оснований называют бешенством. Главным симптомом этой страшной болезни являются спазмы пищевода, не пропускающие в организм никакую жидкость. Вода может находиться совсем рядом, но животное умирает от жажды, не имея малейшей возможности ее утолить. Обезумев от этой пытки, больной зверь кидается на всех, кто имел неосторожность к нему приблизиться, ну а если никого рядом нет – уже в полном помрачении кусает сам себя. Но даже такая жуткая картина может дать лишь очень слабое и приблизительное представление о том, что же может испытывать существо, люто ненавидящее весь мир, не исключая себя самого и себе подобных.

А вот теперь – вопрос на засыпку: будет ли здравомыслящий человек пытаться завести дружбу с бешеной собакой? Или, к примеру, смог бы киплинговский Маугли выжить в стае бешеных волков, непрерывно рвущих друг друга? Ответ в обоих случаях очевиден. Но тогда неизмеримо более безнадежным предприятием является попытка умилостивить беса с тем, чтобы обеспечить себе комфортабельное местечко в аду.

Делать реверансы в сторону сил зла – бессмысленное и бесполезное занятие. В Священном Писании ясно сказано, что для сатаны люди представляют интерес исключительно в качестве потенциальной жертвы: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( ).

И хотя тыкать кукишем в икону Георгия Победоносца, как это делала героиня афанасьевского анекдота, совсем не благочестивое дело, и заниматься этим, конечно, не стоит, но все же тем христианам, которые испытывают суеверный страх перед бесами, не худо было бы вспомнить, что в самом чине Таинства крещения каждый христианин не то что кукиш бесу показывает, но буквально – плюет на него троекратно, отрекаясь от сатаны.

Мало того, впоследствии христианин ежедневно вспоминает об этом отречении в молитве святителя , читаемой перед выходом из дому: «Отрицаюся тебе, сатано, и гордыни твоей и служения тебе; и сочетаюся Тебе, Христе Боже, во имя Отца и Сына и Святаго Духа» .

Но откуда же берется у христиан подобное дерзновение? Ответ прост: плевать на таких опасных и сильных врагов может только тот, кто находится под надежной защитой.

Кто утопил свиней

Люди, впервые знакомящиеся с Евангелием, иногда обращают пристальное внимание на те детали евангельского повествования, которые для воцерковленного человека являются второстепенными и малозначительными. Один такой случай описывает Н. С. Лесков в повести «На краю света», где православный епископ, путешествуя по Сибири, пытается объяснить своему проводнику-якуту суть христианского вероучения:

«Ну а знаешь ли ты, зачем Христос сюда на землю приходил?

Думал он, думал – и ничего не ответил.

Не знаешь? – говорю.

Не знаю.

Я ему все Православие и объяснил, а он не то слушает, не то нет, а сам все на собак погикивает да оростелем машет.

Ну, понял ли, – спрашиваю, – что я тебе говорил?

Как же, бачка, понял: свинью в море топил, слепому на глаза плевал – слепой видел, хлебца-рыбка народца дал.

Засели ему в лоб эти свиньи в море, слепой да рыбка, а дальше никак и не поднимется…»

Парадоксальным образом все те же свиньи, засевшие в лоб лесковскому безграмотному якуту, в наши дни иногда могут привести в смущение уже вполне цивилизованных людей с высшим образованием. Как кроткий и любящий Христос, который «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», смог безжалостно утопить стадо свиней? Разве любовь Божия не распространяется и на животных тоже?

Вопросы вроде бы формально правильные (хотя возникнуть они могли, наверное, лишь у современного человека, который никак не связывает ветчину на своем столе со свиньей, из которой эту ветчину сделали). Но все же ошибка в подобном рассуждении есть. И дело даже не в том, что упомянутые в Евангелии свиньи рано или поздно все равно попали бы под нож мясника.

При внимательном прочтении этого места в Евангелии становится очевидным простой факт: Христос не топил несчастных животных. В их гибели виноваты… бесы.

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло ().

Здесь очень наглядно проявлена разрушительная сила ненависти бесов ко всему живому, заставляющая их действовать даже вопреки собственным интересам. Изгнанные из человека, они просят Христа позволить им войти в свиней, чтобы жить в них и не идти в бездну. Но как только Христос позволяет им это, бесы тут же топят всех свиней в море, снова оставшись без пристанища. Понять такое поведение невозможно, поскольку в ненависти нет ни логики, ни здравого смысла. Прогуливающийся по детскому саду сумасшедший с опасной бритвой в руке будет выглядеть на фоне бесов безобидным и мирным обывателем. И если бы такие жуткие существа могли беспрепятственно орудовать в нашем мире, то ничего живого в нем давно бы уже не осталось. Но в евангельской истории со свиньями Господь ясно показал, что бесы вовсе не свободны в своих действиях. Вот как говорит об этом преподобный : «Даже над свиньями не имеет власти диавол. Ибо, как написано в Евангелии, демоны просили Господа, говоря: повели нам идти в свиней. Если же не имеют власти над свиньями, тем паче не имеют над человеком, созданным по образу Божию» .

Отрекаясь в крещении от сатаны, человек вверяет себя Тому, Кто имеет абсолютную власть над сатаной. Поэтому, даже если бесы нападают на христианина, это не должно его особо пугать. Такое нападение возможно при единственном непременном условии: если его разрешит Господь. Укус змеи смертелен, но искусный врач умеет готовить из змеиного яда лекарство. Так и Господь злую волю бесов может использовать как средство для исцеления человеческой души. По общему мнению отцов, беснование попускается Богом тем людям, для которых этот путь оказывается наилучшим в приобретении смирения и спасения. «В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии…» – пишет .

«Между тем, обременение демоном нисколько не жестоко, потому что демон совершенно не может ввергнуть в геенну, но если мы бодрствуем, то это искушение принесет нам блестящие и славные венцы, когда мы будем с благодарностью переносить такие нападения» (святитель ).

Искушение святого Антония

Бесы действуют лишь там, где им попускает это Господь, обращающий злые замыслы падших духов ко благу людей. Этим отчасти объясняется знаменитый парадокс Мефистофельского самоопределения у Гете: «я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Хотя даже в литературном произведении бес все равно продолжает врать: никакого блага совершить он, конечно же, не в состоянии и, как всегда, приписывает себе чужие заслуги.

А что же может бес на самом деле? В этом вопросе мнение отца христианского монашества можно считать более чем авторитетным, поскольку бесы воевали с ним в пустыне несколько десятилетий. На знаменитом полотне Иеронима Босха «Искушение святого Антония» изображена жуткая картина: стая клыкастых и рогатых чудовищ нападает на одинокого монаха. Этот сюжет не придуман художником, он взят из реального жития преподобного Антония, и все эти страшные нападения святой пережил на самом деле. Но вот какую неожиданную оценку дает этим ужасам сам Антоний Великий: «Чтобы не бояться нам демонов, надо рассудить и следующее. Если бы было у них могущество, то не приходили бы толпою, не производили бы мечтаний, не принимали бы на себя различных образов, когда строят козни; но достаточно было бы прийти только одному и делать, что может и хочет, тем более, что всякий имеющий власть не привидениями поражает, но немедленно пользуется властью как хочет. Демоны же, не имея никакой силы, как бы забавляются на зрелище, меняя личины и стращая детей множеством привидений и призраков. Посему-то наипаче и должно их презирать, как – бессильных» .

Бесы ненавидят Бога. Но чем Бог отвечает на эту ненависть? Преподобный пишет: «Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим ».

Несмотря на всю глубину падения бесов, Бог не воюет с ними и всегда готов принять их обратно в ангельский чин. Но чудовищная гордость падших духов не дает им ответить на все проявления Божией любви. Вот как говорит об этом современный подвижник, афонский старец : «Если бы они сказали только одно: „Господи, помилуй“, то Бог что-нибудь придумал бы для их спасения. Если бы они только сказали „согреших“, но ведь они этого не говорят. Сказав „согреших“, диавол снова стал бы ангелом. Любовь Божия беспредельна. Но диавол обладает настырной волей, упрямством, эгоизмом. Он не хочет уступить, не хочет спастись. Это страшно. Ведь когда-то он был ангелом! Помнит ли диавол свое прежнее состояние? он весь – огонь и неистовство… И чем дальше, тем хуже он становится. Он развивается в злобе и зависти. О, если бы человек ощутил состояние, в котором находится диавол! Он плакал бы день и ночь. Даже когда какой-нибудь добрый человек изменяется к худшему, становится преступником, его очень жаль. А что же говорить, если видишь падение ангела!.. падение диавола не может быть уврачевано ничем иным, кроме его собственного смирения. Диавол не исправляется потому, что не хочет этого сам. Знаете, как был бы рад Христос, если бы диавол захотел исправиться!»

К сожалению, для подобной радости диавол не дает никаких поводов. И единственно правильное и безопасное для человека отношение к падшим духам, обезумевшим от злобы и гордости, – не иметь с ними ничего общего, о чем и просят Господа христиане в заключительных словах молитвы «Отче наш»: …не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь».

Сегодня люди очень плохо представляют себе, кто же такие – бесы. Откуда они взялись, какими качествами обладают? Для людей, не склонных к чтению религиозной литературы, едва ли не единственным источником знаний о бесах становится литература художественная. И тут с некоторым недоумением приходится признать, что даже в произведениях классиков описание нечистых духов весьма противоречиво, неоднозначно и, скорее, сбивает читателя с толку, чем помогает разобраться в сути дела.

Писателями создана целая галерея различных образов, которые весьма непохожи друг на друга. С одного фланга в этом ряду стоят фольклорные изображения беса в произведениях Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина. В этой версии бес представлен как достаточно нелепое и бестолковое существо с противной наружностью и настолько низким интеллектом, что даже простой деревенский кузнец легко подчиняет его себе, используя в качестве транспортного средства. Или же, вооружившись куском веревки и парой незатейливых мошеннических трюков, злого духа запросто обводит вокруг пальца известный пушкинский персонаж с красноречивым именем Балда.

На противоположном фланге галереи литературных бесов – булгаковский Воланд. Это уже едва ли не всемогущий вершитель человеческих судеб, средоточие интеллекта, благородства, справедливости и прочих положительных качеств. Человеку бороться с ним бессмысленно, поскольку, по Булгакову, он практически непобедим, ему можно только с благоговением подчиниться – как Мастер и Маргарита, или погибнуть – как Берлиоз, ну а в лучшем случае – повредиться рассудком, как поэт Иван Бездомный.

Две эти крайности в литературном изображении бесов, естественно, формируют у читателей такие же крайности и в отношении к изображаемому. От полного пренебрежения пушкинскими бесенятами-недотепами как безусловно сказочными персонажами до полной уверенности в реальном существовании Воланда-сатаны, суеверного ужаса перед его могуществом, а иногда и прямого поклонения духам тьмы.

Ничего удивительного тут нет, сила художественного произведения в том и заключается, что литературный герой начинает восприниматься нами как настоящий. В Лондоне, например, существует вполне реальный музей, посвященный вымышленному сыщику Шерлоку Холмсу, а в Советском Союзе настоящие городские улицы называли именем пламенного революционера Павки Корчагина, невзирая на его стопроцентно литературное происхождение.

Но в случае с художественным образом бесов мы имеем совершенно иную ситуацию. Дело в том, что даже в пространстве литературного произведения духовный мир существует не в рамках человеческой истории, а как бы параллельно ей – его обитатели не стареют, не умирают и не подвержены влиянию времени, они всегда рядом. И если предположить, что у вымышленных персонажей того же Михаила Булгакова существуют реальные прототипы в духовном мире, то следует признать, что читательский восторг и преклонение перед Воландом явно выходят за рамки литературной проблематики. Здесь возникают уже гораздо более серьезные вопросы – например, в какой степени образ беса, созданный художественным воображением писателя, соответствует духовной реальности? Или – насколько безопасно для человека отношение к бесам, сформированное их литературными образами? Очевидно, что на эти вопросы литературоведение ответить уже не может. И, поскольку в европейскую литературу бес перекочевал из христианской религиозной традиции, разумно было бы выяснить – что же говорит об этом существе христианство?

Вопреки распространенному заблуждению, сатана вовсе не является вечным антиподом Бога, а бесы – антиподами ангелов. И представление о духовном мире как о некоем подобии шахматной доски, где черные фигуры на равных условиях играют против белых, в корне противоречит учению Церкви о падших духах.

В христианской традиции существует понимание четкой границы между Богом-Творцом и Его творением. И в этом смысле абсолютно все обитатели духовного мира в равной степени относятся к категории творений Божиих. Более того, сама природа бесов изначально точно такая же, как и у ангелов, и даже сатана не является каким-то особенным «темным богом», равным по силе Творцу. Это всего лишь ангел, который когда-то был самым прекрасным и сильным творением Бога в созданном мире. Но само имя – Люцифер («светоносный») – не совсем правильно употреблять по отношению к сатане, поскольку это имя принадлежит не ему, а тому самому светлому и доброму ангелу, которым сатана когда-то был.

Церковное предание говорит, что духовный мир ангелов был создан Богом еще до сотворения материального мира. К этому во всех смыслах доисторическому периоду и относится катастрофа, в результате которой треть ангелов, возглавляемые сатаной, отпали от своего Творца: увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр. 12:4).

Причиной этого отпадения стала неадекватная оценка Люцифером своего совершенства и могущества. Бог поставил его над всеми остальными ангелами, наделив его силой и свойствами, которых не было больше ни у кого; Люцифер оказался самым совершенным существом в сотворенной вселенной. Эти дары соответствовали его высокому призванию – исполнять волю Божию, начальствуя над духовным миром.

Но ангелы не были подобием автоматов, жестко запрограммированных на послушание. Бог создал их с любовью, и исполнение Его воли должно было стать у ангелов ответным проявлением любви к своему Создателю. А любовь возможна лишь как реализация свободы выбора – любить или не любить. И Господь дал ангелам эту возможность выбирать – быть с Богом или быть без Бога…

Невозможно с точностью сказать, как именно произошло их отпадение, но общий смысл его заключался в следующем. Люцифер-Денница посчитал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним это роковое для них решение приняли третья часть всех ангелов. Между мятежными и верными духами (которых возглавил архангел Михаил) произошел конфликт, описанный в Священном Писании следующим образом: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр. 12:7-9).

Так прекрасный Денница стал сатаною, а соблазненные им ангелы – бесами. Нетрудно заметить, что здесь нет ни малейших оснований говорить о войне сатаны против Бога. Как может воевать с Богом тот, кто даже от своих собратьев-ангелов потерпел сокрушительное поражение? Потеряв ангельское достоинство и место на Небесах, падшие духи оказались подобны воинам поверженной армии, сорвавшим с себя при отступлении ордена и погоны.

СУМАСШЕДШИЙ ПОЧТАЛЬОН

Само слово «ангел» – греческого происхождения, в переводе на русский язык оно означает буквально «вестник», то есть тот, кто приносит весть от Бога, сообщает Его благую волю остальному творению. Но чью волю может сообщить ангел, который не захотел служить своему Создателю, какую весть может принести такой «вестник» – и можно ли верить этой вести?

Предположим, в небольшом городке один почтальон ужасно обиделся за что-то на своего начальника и перестал приходить на почту за новыми письмами. Но званием почтальона он очень гордился, письма разносить любил и, что самое грустное, ничего, ну просто абсолютно ничего больше не умел делать. И началась у него странная жизнь. Целыми днями неприкаянно слонялся он по городу в своей почтальонской фуражке с опустевшей почтовой сумкой на плече, а вместо писем и телеграмм засовывал людям в почтовые ящики всякую дрянь, подобранную на дороге. Очень скоро он приобрел репутацию городского сумасшедшего. Сумку и фуражку у него отняли милиционеры, а жители начали прогонять его прочь от своих дверей. Тогда он ужасно обиделся и на жителей тоже. Но письма носить ему очень хотелось. И он придумал хитрую каверзу: темной ночью, когда его никто не видел, он потихоньку крался вдоль городских улиц и подкидывал в почтовые ящики письма, написанные… им самим. Он давно работал на почте, поэтому быстро научился подделывать почерк отправителей, их адреса и почтовые штемпели на конвертах. А в письмах писал… Ну что мог писать такой тип? Конечно же, только всякие гадости и вранье, поскольку он очень хотел досадить прогнавшим его жителям.

…Безусловно, эта грустная сказка про сумасшедшего почтальона – всего лишь очень слабая аналогия трагической истории превращения ангелов в бесов. Но для более точного описания глубины нравственного падения и безумия злых духов даже образ серийного маньяка оказался бы слишком светлым, мягким и неубедительным. Сам Господь назвал сатану – убийцей: он (диавол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8:44).

К самостоятельному творчеству ангелы не способны, они могут лишь выполнять творческий замысел Бога. Поэтому единственным способом существования для отказавшихся от своего призвания ангелов оказалось стремление к разрушению и уничтожению всего, к чему они могли хотя бы прикоснуться.

Завидуя Богу, но не имея ни малейшей возможности причинить Ему какой-либо вред, бесы всю свою ненависть к Творцу распространили на Его творение. А поскольку венцом материального и духовного мира, самым любимым творением Божиим стал человек, на него и обрушилась вся неудовлетворенная мстительность и злоба падших ангелов-вестников, несущих людям вместо воли Божией – свою, страшную для всего живого волю.

И здесь возникает очень важный вопрос: как же человеку выстраивать отношения со столь грозной силой, стремящейся его погубить?

ШИШ ИЛИ СВЕЧКА?

В сборнике народных русских сказок А. Н. Афанасьева есть любопытный сюжет на религиозную тему:

«Одна баба, ставя по праздникам свечку перед образом Георгия Победоносца, завсегда показывала кукиш змею, изображенному на иконе, и говорила: вот тебе, святой Егорий свечка, а тебе, сатана, – шиш. Этим она так рассердила нечистого, что он не вытерпел; явился к ней во сне и стал стращать: „Ну уж попадись ты только ко мне в ад, натерпишься муки!“ После того баба ставила по свечке и Егорию, и змию. Люди и спрашивают – зачем она это делает? „Да как же, родимые! Ведь не знамо еще куда попадешь: либо в рай, либо в ад!“»

В этой истории, несмотря на весь ее христианский антураж, очень лаконично и убедительно представлен языческий принцип одновременного налаживания отношений и со злыми божествами, и с добрыми. И сам путь к практическому решению проблемы указан здесь довольно ясно: каждому по свечке и – все довольны! Почему же так комично выглядит в этом народном анекдоте предусмотрительность наивной женщины? Да потому, что умилостивить беса может надеяться лишь тот, кто не понимает простой истины: наладить добрые отношения со злыми духами невозможно. Возненавидев все творение без исключений, бесы загнали себя в онтологический тупик, так как сами они тоже – творения Божии. Поэтому ненависть стала для них единственно возможной формой отношений друг к другу, и даже самих себя они могут только ненавидеть. Сам факт собственного бытия является для бесов мучительным.

Такое страшное мироощущение можно сравнить, наверное, лишь с состоянием несчастного животного, умирающего от вирусной инфекции, которую в просторечии не без оснований называют бешенством. Главным симптомом этой страшной болезни являются спазмы пищевода, не пропускающие в организм никакую жидкость. Вода может находиться совсем рядом, но животное умирает от жажды, не имея малейшей возможности ее утолить. Обезумев от этой пытки, больной зверь кидается на всех, кто имел неосторожность к нему приблизиться, ну а если никого рядом нет – уже в полном помрачении кусает сам себя. Но даже такая жуткая картина может дать лишь очень слабое и приблизительное представление о том, что же может испытывать существо, люто ненавидящее весь мир, не исключая себя самого и себе подобных.

А вот теперь – вопрос на засыпку: будет ли здравомыслящий человек пытаться завести дружбу с бешеной собакой? Или, к примеру, смог бы киплинговский Маугли выжить в стае бешеных волков, непрерывно рвущих друг друга? Ответ в обоих случаях очевиден. Но тогда неизмеримо более безнадежным предприятием является попытка умилостивить беса с тем, чтобы обеспечить себе комфортабельное местечко в аду.

Делать реверансы в сторону сил зла – бессмысленное и бесполезное занятие. В Священном Писании ясно сказано, что для сатаны люди представляют интерес исключительно в качестве потенциальной жертвы: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5:8).

И хотя тыкать кукишем в икону Георгия Победоносца, как это делала героиня афанасьевского анекдота, совсем не благочестивое дело, и заниматься этим, конечно, не стоит, но все же тем христианам, которые испытывают суеверный страх перед бесами, не худо было бы вспомнить, что в самом чине Таинства крещения каждый христианин не то что кукиш бесу показывает, но буквально – плюет на него троекратно, отрекаясь от сатаны.

Мало того, впоследствии христианин ежедневно вспоминает об этом отречении в молитве святителя Иоанна Златоуста, читаемой перед выходом из дому: «Отрицаюся тебе, сатано, и гордыни твоей и служения тебе; и сочетаюся Тебе, Христе Боже, во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Но откуда же берется у христиан подобное дерзновение? Ответ прост: плевать на таких опасных и сильных врагов может только тот, кто находится под надежной защитой.

КТО УТОПИЛ СВИНЕЙ?

Люди, впервые знакомящиеся с Евангелием, иногда обращают пристальное внимание на те детали евангельского повествования, которые для воцерковленного человека являются второстепенными и малозначительными. Один такой случай описывает Н. С. Лесков в повести «На краю света», где православный епископ, путешествуя по Сибири, пытается объяснить своему проводнику-якуту суть христианского вероучения:

«Ну а знаешь ли ты, зачем Христос сюда на землю приходил?

Думал он, думал – и ничего не ответил.

Не знаешь? – говорю.

Не знаю.

Я ему все Православие и объяснил, а он не то слушает, не то нет, а сам все на собак погикивает да оростелем машет.

Ну, понял ли, – спрашиваю, – что я тебе говорил?

Как же, бачка, понял: свинью в море топил, слепому на глаза плевал – слепой видел, хлебца-рыбка народца дал.

Засели ему в лоб эти свиньи в море, слепой да рыбка, а дальше никак и не поднимется…»

Парадоксальным образом все те же свиньи, засевшие в лоб лесковскому безграмотному якуту, в наши дни иногда могут привести в смущение уже вполне цивилизованных людей с высшим образованием. Как кроткий и любящий Христос, который «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», смог безжалостно утопить стадо свиней? Разве любовь Божия не распространяется и на животных тоже?

Вопросы вроде бы формально правильные (хотя возникнуть они могли, наверное, лишь у современного человека, который никак не связывает ветчину на своем столе со свиньей, из которой эту ветчину сделали). Но все же ошибка в подобном рассуждении есть. И дело даже не в том, что упомянутые в Евангелии свиньи рано или поздно все равно попали бы под нож мясника.

При внимательном прочтении этого места в Евангелии становится очевидным простой факт: Христос не топил несчастных животных. В их гибели виноваты… бесы.

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло (Лк. 8:27–33).

Здесь очень наглядно проявлена разрушительная сила ненависти бесов ко всему живому, заставляющая их действовать даже вопреки собственным интересам. Изгнанные из человека, они просят Христа позволить им войти в свиней, чтобы жить в них и не идти в бездну. Но как только Христос позволяет им это, бесы тут же топят всех свиней в море, снова оставшись без пристанища. Понять такое поведение невозможно, поскольку в ненависти нет ни логики, ни здравого смысла. Прогуливающийся по детскому саду сумасшедший с опасной бритвой в руке будет выглядеть на фоне бесов безобидным и мирным обывателем. И если бы такие жуткие существа могли беспрепятственно орудовать в нашем мире, то ничего живого в нем давно бы уже не осталось. Но в евангельской истории со свиньями Господь ясно показал, что бесы вовсе не свободны в своих действиях. Вот как говорит об этом преподобный Антоний Великий: «Даже над свиньями не имеет власти диавол. Ибо, как написано в Евангелии, демоны просили Господа, говоря: повели нам идти в свиней. Если же не имеют власти над свиньями, тем паче не имеют над человеком, созданным по образу Божию».

Отрекаясь в крещении от сатаны, человек вверяет себя Тому, Кто имеет абсолютную власть над сатаной. Поэтому, даже если бесы нападают на христианина, это не должно его особо пугать. Такое нападение возможно при единственном непременном условии: если его разрешит Господь. Укус змеи смертелен, но искусный врач умеет готовить из змеиного яда лекарство. Так и Господь злую волю бесов может использовать как средство для исцеления человеческой души. По общему мнению отцов, беснование попускается Богом тем людям, для которых этот путь оказывается наилучшим в приобретении смирения и спасения. «В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии…» – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

«Между тем, обременение демоном нисколько не жестоко, потому что демон совершенно не может ввергнуть в геенну, но если мы бодрствуем, то это искушение принесет нам блестящие и славные венцы, когда мы будем с благодарностью переносить такие нападения» (святитель Иоанн Златоуст).

ИСКУШЕНИЕ СВЯТОГО АНТОНИЯ

Бесы действуют лишь там, где им попускает это Господь, обращающий злые замыслы падших духов ко благу людей. Этим отчасти объясняется знаменитый парадокс Мефистофельского самоопределения у Гете: «я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Хотя даже в литературном произведении бес все равно продолжает врать: никакого блага совершить он, конечно же, не в состоянии и, как всегда, приписывает себе чужие заслуги.

А что же может бес на самом деле? В этом вопросе мнение отца христианского монашества Антония Великого можно считать более чем авторитетным, поскольку бесы воевали с ним в пустыне несколько десятилетий. На знаменитом полотне Иеронима Босха «Искушение святого Антония» изображена жуткая картина: стая клыкастых и рогатых чудовищ нападает на одинокого монаха.

Этот сюжет не придуман художником, он взят из реального жития преподобного Антония, и все эти страшные нападения святой пережил на самом деле. Но вот какую неожиданную оценку дает этим ужасам сам Антоний Великий: «Чтобы не бояться нам демонов, надо рассудить и следующее. Если бы было у них могущество, то не приходили бы толпою, не производили бы мечтаний, не принимали бы на себя различных образов, когда строят козни; но достаточно было бы прийти только одному и делать, что может и хочет, тем более, что всякий имеющий власть не привидениями поражает, но немедленно пользуется властью как хочет. Демоны же, не имея никакой силы, как бы забавляются на зрелище, меняя личины и стращая детей множеством привидений и призраков. Посему-то наипаче и должно их презирать, как – бессильных».

Бесы ненавидят Бога. Но чем Бог отвечает на эту ненависть? Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим».

Несмотря на всю глубину падения бесов, Бог не воюет с ними и всегда готов принять их обратно в ангельский чин. Но чудовищная гордость падших духов не дает им ответить на все проявления Божией любви. Вот как говорит об этом современный подвижник, афонский старец Паисий Святогорец: «Если бы они сказали только одно: „Господи, помилуй“, то Бог что-нибудь придумал бы для их спасения. Если бы они только сказали „согреших“, но ведь они этого не говорят. Сказав „согреших“, диавол снова стал бы ангелом. Любовь Божия беспредельна. Но диавол обладает настырной волей, упрямством, эгоизмом. Он не хочет уступить, не хочет спастись. Это страшно. Ведь когда-то он был ангелом! Помнит ли диавол свое прежнее состояние? он весь – огонь и неистовство… И чем дальше, тем хуже он становится. Он развивается в злобе и зависти. О, если бы человек ощутил состояние, в котором находится диавол! Он плакал бы день и ночь. Даже когда какой-нибудь добрый человек изменяется к худшему, становится преступником, его очень жаль. А что же говорить, если видишь падение ангела!.. падение диавола не может быть уврачевано ничем иным, кроме его собственного смирения. Диавол не исправляется потому, что не хочет этого сам. Знаете, как был бы рад Христос, если бы диавол захотел исправиться!»

К сожалению, для подобной радости диавол не дает никаких поводов. И единственно правильное и безопасное для человека отношение к падшим духам, обезумевшим от злобы и гордости, – не иметь с ними ничего общего, о чем и просят Господа христиане в заключительных словах молитвы «Отче наш»: …не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь».

Александр Ткаченко

В любой религиозной культуре существуют антагонисты божественных сущностей. В христианстве - Сатана, Дьявол, в исламе - Иблис, Шайтан, в Индуизме - Кали (демоница, богиня зла и порока). Даже у древних шумеров противостояли друг другу Мардук и Тиамат.

Бесы - это слуги Дьявола. В христианской культуре бесами объявлены бывшие ангелы Бога. Те, кто восстали против Него и были низвергнуты вслед за мятежным Люцифером из рая в ад. Однако, не утратили при этом многих своих особенностей. Они все также мудры, могущественны. Способны сохранять невидимость. Но в то же время и могут изменять образ и являться человеку в различных обличиях.

Семантически слово «бес» восходит к древнеславянским корням, означающим «страх», «вселяющий ужас», «бояться». В старославянской церковной литературе слово «бес» перевели как греческий эквивалент слова «демон». В современном русском языке слова «бес», «демон», «черт» и другие являются синонимами.

В церковной литературе бесами именовались все злые духи, что является не совсем корректным, т.к. «злыми духами» были также объявлены все языческие божества. Считается, что бесы являясь слугами Сатаны олицетворяют собой все порочное и их основная задача склонить человека к грехам. Именно они являются искусителями, проповедующими блуд, чревоугодие, пьянство, гнев, гордость, праздность. Особенного внимания удостаиваются люди, ведущие праведный образ жизни: монахи, аскеты, святые, отшельники. Жития святых так и пестрят всяческими ухищрениями бесовского искушения.

В восточной мифологии бесы названы «Девами» и « ». Они также не пригодны ни для каких договоров, планирующих доброе дело и благополучный исход. Во всех известных иллюстрациях они представлены невероятно неприятными, уродливыми созданиями.

В западной культуре их изображают похожими на древнегреческих сатиров, фавнов: рога, копыта, хвостик. Зачастую, в память о бытности ангелами, в изображениях бесы наделены крыльями, иногда это крылья летучей мыши, по мифам животного нечистого. Впрочем, утверждается, что слуги Дьявола, при появлении способны перевоплощаться и предстать в различных образах. Они могут предстать животным, птицей, насекомым, а в отдельных случаях и людьми. В мифологической литературе описываются случаи соблазнения людей демонами в образе мужчины (), либо женщины (). Некоторых святых даже пытались ввести в заблуждение представ перед ними в образе Иисуса Христа. Собственно, образы черного кота и черного пса также считаются каноническими для нечисти. Недаром ведь черный кот во всех рассказах о ведьмах присутствует, и удивительно если его нет.

Одним из признаков близости беса является тошнота. Отсюда и русское выражение «тошная сила». Один из сеансов экзорцизма, проводимых Христом, сопровождался тошнотой одержимого, которую тот никак не мог преодолеть. Когда же Иисус помог больному - того вытошнило огромным червем, поползшим в сторону. Сын Божий взял два камня и размозжил червю голову, а человеку посоветовал отныне вести праведную жизнь во имя Бога, чтобы Сатана не вернулся в тело его и не начал вновь мучить, как долги годы до этого.

В наши дни образы бесов присутствуют повсюду. В литературе это и стихотворение Пушкина, и роман Достоевского, и Данте, написавший «Божественную комедию», две трети книги описывал ужасы ада и чистилища. Тут же вспоминается доктор «Фауст» Гете и бесчисленные подражатели-продолжатели этой темы. «Мастер и Маргарита» и «Дьяволиада» . Не говоря уже о романистах XX века. Особенно после 1969 года, когда в Сан-Франциско Антоном Шандором Лавеем была основана 1я официальная церковь Сатаны.

В живописи это бесконечные Босха, Шонгауэра, Веронезе, Грюневальда, Яна Госсарта, Лукаса Лейденского и многих других. Зачастую бесовские образы появляются в картинах искушения всяческих святых. Самым нелогичным представляется изображение демонов в росписях и архитектуре храмов, соборов и церквей. Особенно этим грешит готический стиль.

Кинематограф также не обошел стороной эту тему. На данный момент не менее 8 фильмов и сериалов называются «Бесы», и не все они экранизируют роман Достоевского. К тому же бесчисленные фильмы ужасов пестрят разнообразными воплощениями нечисти. «Изгоняющий дьявола», «Изгоняя Дьявола из Эмили Роуз», «Омен», «Константин» и прочие иллюстрирую одержимость.

Музыка не обошла внимание тему демонизма. Многие хеви-метал группы предстают в бесовском образе, воспевают их в текстах песен, изображают на обложках. Но не только рок-музыка подверглась очарованию. Блюзовые исполнители считают демонов главными вдохновителям своей музыки. Основная легенда всех блюзменов: в полночь нужно выйти на пустынный перекресток, встретить Дьявола и в обмен на свою душу подписать контракт о славе, благополучии и умении играть как никто другой. Что касается современной «хорошей» поп-музыки, то обнаженные певицы, пьяные певцы и песни, прославляющие секс, красивую праздную жизнь и прочие прелести жизни, не оставляют сомнения под чьим влиянием находятся исполнители и авторы.

В любом случае, как говорили на Руси «не буди лихо, пока оно тихо».