Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко. Краткосрочные дополнительные образовательные программы Краткосрочные программы доп образования проблемы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю

Педагогического совета МБОУ ДО ДДТ Директор МБОУ ДО ДДТ

Протокол № ____ от ________ 2016г. _________ Л.П. Зорина

Приказ № ________

От «_____» _____ 20 ___ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Палитра»

(Краткосрочная)

Направленность художественная

Уровень ознакомительный

Рассчитана на детей от 5 до 7 лет

Срок реализации (общее количество часов) 1 месяц (16 часов)

ст. Кавказская, 2016 г.

Дополнительная общеобразовательная программа «Палитра» обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Направленность «Палитра» - художественная, направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Палитра» заключается в том, что при обучении детей 5-7 лет рисованию используются современные педагогические технологии. Дети дошкольного возраста только открывают свои способности, вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование – любимое и доступное занятие у детей. Оно выразительно – можно передавать свои желания, восторги, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания; продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается, изображение можно подарить родителям, друзьям или самому любоваться. Чем богаче впечатления ребенка, тем содержательнее его рисунки и активнее стремление приобрести изобразительные навыки, поэтому в программу включены экскурсии, позволяющие любоваться красотой окружающего мира, просмотр видеоматериала и презентаций, рассматривание иллюстраций и репродукций. Чем разнообразнее предлагаемые техники рисования, тем активнее будет развиваться творческий потенциал ребенка и склонность наблюдать и экспериментировать. Поэтому в ходе обучения кисточку с успехом можно заменить кусочком поролона, ватным комочком, шариком скатанной бумаги или фольги и даже пальчиком юного художника. Чудесные рисунки получаются на бумаге, предварительно увлажненной с помощью губки. Педагог поощряет ребенка рисовать по собственному замыслу, фантазируя и экспериментируя с материалом. Ребенок – большой фантазер, поэтому важно обсуждать с ребенком нарисованное. Педагог создает, таким образом, предпосылки для развития способности придумывать. Для возможности демонстрации детских работ педагогом периодически организуются выставки удачных рисунков маленьких художников, оформленных в рамки.

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Палитра» заключается в реализации потребности детей дошкольного возраста рисовать. В процессе рисования раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности. Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе рисования создаются благоприятные условия для развития эмоционально положительного восприятия произведений изобразительного искусства. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении, строении, величины, цвета, расположения в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма. Эстетические чувства становятся более глубокими, формируется художественный вкус, развивается воображение. Ребенок создает изображения на основе собственной фантазии.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации, развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, потому что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, его свободного творческого самовыражения, предоставляет возможность обогащения внутреннего мира с помощью рисования.

Цель: Создание условий для развития личности ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью.

Задачи:

Обучающие:

- Обучение исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними;

Обучение проявлению инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности;

Развивающие:

Развитие творческих способностей к воплощению разнообразных замыслов в рисовании;

Развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, количестве);

Воспитательные:

Воспитание способности к волевым усилиям, формирование умения доводить начатое дело до конца.

Отличительные особенности программы

Программу «Палитра» отличает то, что она строится с учетом возрастных особенностей всех когнитивных процессов детей дошкольного возраста и на основе дифференцированного и личностно-ориентированного подхода.

Внимание педагога к возрастным особенностям детей позволяет учитывать интересы, желания, вкусы, предпочтения и настроения детей, что способствует формированию устойчивой мотивации к обучению и общению в коллективе.

Данная программа призвана дать первичные представления об изобразительном искусстве, помочь освоить ребенку основные приемы и навыки рисования карандашом и красками.

Программа отличается от подобных ей подбором и систематизацией материалов по рисованию.

Возраст обучающихся , участвующих в реализации программы 5 - 7 лет.

Количество детей в группе – 8 человек, так как в малой группе детей такого возраста интенсивнее и эффективнее проходит обучение.

Срок реализации программы – программа рассчитана на 1 месяц – 16 часов.

Формы и режим занятий: Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу (30 минут), в течение занятия происходит смена деятельности.

Форма организации занятий – групповая. Формы проведения занятия – комбинированные.

Примерный план проведения занятий:

  1. Объяснение материала занятия: Рассказ педагога по теме занятия.
  2. Упражнения в различных техниках рисования.
  3. Физминутка (желательно соотносящаяся с темой занятия).
  4. Практическая работа по теме занятия (рисование). Гимнастика для кистей рук или пальчиковая гимнастика.
  5. Итог занятия.

Ожидаемый результат обучения по программе

К концу учебного года обучающиеся:

Обучены исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними;

Обучены проявлению инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности;

У них:

Развиты творческие способности к воплощению разнообразных замыслов в рисовании;

Развиты первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, количестве);

Воспитаны способности к волевым усилиям,

Сформировано умение доводить начатое дело до конца.

Этапы педагогического контроля

В начале и конце обучения проводится изучение художественных способностей детей (июнь), на основе которой делается вывод о своеобразии формирования навыков рисования у каждого ребенка.

Сроки

Какие ЗУН контролируются

Форма проведения

Начало июня

Знания о художественных материалах и инструментах.

Знания об основных цветах.

Навыки рисования

Опрос, игры «Чем работал художник», «Радуга», наблюдение за выполнением самостоятельной работы детьми

Конец июня

Знание основных приемов и способов рисования. Умение работать с различными художественными материалами, свободно владеть карандашом. Знание о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, количестве)

Умение исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними (бумага, краски, карандаши…)

Умение работать с различными художественными материалами и инструментами, свободно владеть карандашом и красками, воплощать свои замыслы в рисовании.

Наблюдения, игры, выставка.

Учебно - тематический план:

Тема

Количество часов

Ожившая геометрия.

Трафаретные чудеса.

Маленький фантазер.

Итого:

1.Вводное занятие. Стол художника.

Принадлежности для рисования и техника безопасности при рисовании. За рабочим столом.

2. Первые шаги (линии, спирали, штрихи, мазки)

Техника рисования карандашом: линии, спирали, штрихи, мазки. Техника рисования красками различными способами: «вливание», «тычок», «набрызгивание», «размазывание».

3. Ожившая геометрия.

Все здесь круглое и овальное. Здесь квадратики и прямоугольники живут. Треугольники.

4.Трафаретные чудеса.

Использование шаблона и трафарета в рисовании. Морские обитатели. Животные.

5.Маленький фантазер.

Это пальчики мои. Пузыри рисуют сами. Нитяные картины. Мраморные узоры. Рисуют веревочки. Оттиски.

  1. Итоговое занятие. Наши рисунки.

«Наши рисунки».

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы «Волшебная палитра»

Форма проведения занятий – комбинированное занятие (объяснение материала, упражнение в различных техниках рисования, физминутка, практическая работа (рисование), итог). В программе нет деления на практические и теоретические часы для удобства преподавания.

В дошкольном возрасте основной деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, является игра. Игровые методики создают для дошкольников обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Для освоения программы подобраны такие правила игры, которые обеспечивают её развивающий эффект. Материал игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с возможностями обучающихся. Используются игры на развитие творческого воображения и фантазии. Игры на развитие когнитивных процессов позволяют развивать восприятие, внимание, память, мышление. В процессе реализации программы у детей развиваются творческие способности в изобразительной деятельности, так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, его свободного творческого самовыражения, предоставляет возможность обогащения внутреннего мира с помощью рисования. Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе рисования создаются благоприятные условия для развития эмоционально положительного восприятия произведений изобразительного искусства. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении, строении, величины, цвета, расположения в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма. Эстетические чувства становятся более глубокими, формируется художественный вкус, развивается воображение. Ребенок создает изображения на основе собственной фантазии. Чем богаче впечатления ребенка, тем содержательнее его рисунки и активнее стремление приобрести изобразительные навыки, поэтому в программу включены экскурсии, позволяющие любоваться красотой окружающего мира, просмотр видеоматериала и презентаций, рассматривание иллюстраций и репродукций. Чем разнообразнее предлагаемые техники рисования, тем активнее будет развиваться творческий потенциал ребенка и склонность наблюдать и экспериментировать. Поэтому в ходе обучения кисточку с успехом можно заменить кусочком поролона, ватным комочком, шариком скатанной бумаги или фольги и даже пальчиком юного художника. Чудесные рисунки получаются на бумаге, предварительно увлажненной с помощью губки. Педагог поощряет ребенка рисовать по собственному замыслу, фантазируя и экспериментируя с материалом. Ребенок – большой фантазер, поэтому важно обсуждать с ребенком нарисованное. Педагог создает, таким образом, предпосылки для развития способности придумывать. Для возможности демонстрации детских работ педагогом периодически организуются выставки удачных рисунков маленьких художников, оформленных в рамки.

Методы организации занятий:

  • Объяснительно – иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Смыслового видения
  • Образного видения
  • Управляемого воображения

Формы организации детей на занятии:

Фронтальная

Индивидуально – фронтальная

Индивидуально-групповая.

Основные формы и приемы обучения: развивающие игры, упражнения творческого характера, наблюдения. Свободное и тематическое рисование. Выставки.

При проведении занятий реализуется принцип личностно – ориентированного обучения. Это значит, что каждый ребенок продвигается вперед своим темпом, а педагог оказывает помощь ребенку для его успешного продвижения.

Условия реализации программы

Методическое оснащение:

  1. Методические папки с информационным и демонстрационным материалом по всем темам программы.
  2. Раздаточный материал для детей по всем темам программы.
  3. Наглядные пособия: иллюстрации, фото, репродукции.
  4. Литература по изобразительной деятельности в дошкольном возрасте.
  5. Цифровые образовательные ресурсы: http: //www.bankreferatov.ru.doc.html

Материально – техническое обеспечение:

Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением, вентиляцией и мягким покрытием. Для занятий необходима мебель для дошкольников (столы и стулья) и магнитная доска.

Для проведения занятий необходимы: ватман, альбомы, простые и цветные карандаши, фломастеры, акварельные и гуашевые краски, набор кисточек, палитра, ластик, линейка, точилка, салфетка, банка для промывания кисти, подкладка на стол.

Для просмотра мультимедийных материалов ноутбук лил мультимедийная установка.

Виды контроля : вводный, текущий, промежуточный, итоговый.

Формы контроля: для вводного – опрос, игра; для итогового – показ детских достижений.

Список литературы

1.Журнал «Поем, танцуем и рисуем» 2009,

2.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-синтез, 2010.

3. Куцакова Л.В. Учимся играя рисовать – М.: Мой мир, 2008.

Цифровые образовательные ресурсы: http: //www.bankreferatov.ru.doc.html

Http: // сайт/ detskii –sad/risovanie http: // ped -kopilka.ru/obuchenie –malyshei/ uroki - risovanija - uroki - risovanija – dlja- doshkolnikov.html

Календарно - тематический план:

Тема

Количество часов

Дата

Примечание

Вводное занятие. Стол художника.

Стол художника.

Первые шаги (линии, спирали, штрихи, мазки)

Линии, спирали

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» р.п. Дергачи

Саратовской области

Доклад

«Краткосрочные программы дополнительного

образования как фактор повышения

технологической компетенции обучающихся»

Подготовила

методист МУДО «ДДТ» р.п.Дергачи

Жакболеева Ш.Т.

р.п.Дергачи

2017г.

В настоящее время опытно-поисковая деятельность педагогов дополнительного образования должна быть сосредоточена на создании особого рода образовательных программ - краткосрочных, реализуемых как в самих учреждениях дополнительного образования детей, так и в условиях все более набирающей силу системы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ.

Наличие в районном образовательном пространстве пакета таких программ - насущное веяние нашего времени. Что это означает практически? По существу современный педагог дополнительного образования, адекватно реагирующий на реформирование системы общего образования в России, должен приобрести относительно новый для себя спектр методико-практических умений и навыков, обеспечивающих ему как минимум способность модифицировать свою многоуровневую (долгосрочную) программу, либо создавать принципиально новую - краткосрочную.

Действительно, осуществляемое ныне интенсивное реформирование российской образовательной системы, переход ее на качественно новые образовательные стандарты сопряжен с умением педагога создавать социально востребованные дополнительные образовательные программы краткосрочного действия. Более легкий вариант прочтения этого государственного задания предполагает целенаправленное преобразование уже имеющихся (многоуровневых) программ в программы краткосрочные, мобильно реагирующие на ситуативно обнаруживающийся социальный заказ.

Организованная деятельность детей в каникулярный период позволяет сделать дополнительное образование детей непрерывным в течение всего года, ведь образование детей происходит в любой момент их деятельности. Дополнительное образование детей – это не отдых в свободное от учёбы время, а направленный процесс воспитания и обучения ребенка в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса.

Поскольку реализация программ для сельских школьников возможна в организациях отдыха и оздоровления детей или учреждениях дополнительного образования через выездные сессии в каникулярное время, эти программы должны быть краткосрочными и могут реализовываться в очно-заочной форме (включать дистанционное обучение или самостоятельную работу детей).

Очная часть программы может быть направлена на знакомство детей с определенным видом деятельности и формирование мотивации к нему. Затем обучающиеся, например, в дистанционной форме,осваивают теоретический блок и выполняют практические и тестовые задания. Практические задания программы должны быть направлены на создание конкретного продукта, с которым ребенок может участвовать в конкурсе соответствующего направления или применить в дальнейшей деятельности.

Структура и содержание дополнительной общеобразовательной программы.

Структура краткосрочных программ соответствует требованиям к структуре дополнительных общеобразовательных программ.

Дополнительная общеобразовательная программа (далее Программа) – основной документ педагога, который разрабатывается им самостоятельно.

Основные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы закреплены в следующих документах:

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008);

    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Программа должна состоять из нескольких обязательных компонентов:

    Титульный лист программы.

    Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

2.1. Пояснительная записка.

2.2. Цель и задачи программы.

2.3. Содержание программы.

2.4. Планируемые результаты.

2.5. Формы аттестации и их периодичность.

3.К омплекс организационно-педагогических условий:

3.1. Методическое обеспечение.

3.2.Условия реализации программы.

3.3. Календарный график.

3.4. Оценочные материалы.

3.5. Список литературы.

Требования к структурным компонентам Программы:

1. Титульный лист программы содержит: наименование образовательной организации, гриф утверждения Программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название Программы,адресатаПрограммы, срок ее реализации, ФИО, должность автора (авторов) Программы, город и год ее разработки.

    Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

    1. Пояснительная запискаотражает: направленность Программы, ее актуальность и новизну (своевременность и современность предлагаемой программы); отличительные особенности Программы (характерные свойства, отличающие ее от других, основные идеи, которые придают программе своеобразие); адресата Программы (возрастные особенности учащегося, для которого будет актуальным обучение); объем программы (общее количество учебных часов, запланированных на весьпериод обучения, необходимых для ее освоения); срок освоения Программы, режим занятий (периодичность и продолжительность занятий).

      Цель и задачи программы: цель – стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат в виде положительной динамики изменений личностных качеств ребенка или овладение им определенными способами действий; задачи – это алгоритм достижения цели через реализацию обучающей, развивающей и воспитательной функций образования.

      Планируемые результаты совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершению.

      Содержание программы: учебный план (содержит название разделов, модулей программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме ); содержание учебного плана (тезисное описание тем, раскрывающих разделы и модули программы, в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме).

      Формы аттестации, их периодичностьразрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения Программы, содержат описание оценки всех трех образовательных результатов.

3. Комплекс организационно-педагогических условий.

3.1. Методическое обеспечение разрабатывается в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и может включать: описание используемых технологий и методик преподавания, дидактический и лекционный материалы, рекомендации по проведению практических работ,разработки игр, бесед, конкурсов, описание походов, экскурсий, описание системы стимулирования учащихся (иерархия почетных званий и наград, используемых педагогом).

3.2.Условия реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы.

3.3. Календарный график – последовательность освоения содержания Программыс указанием форм проведения занятий (аудиторные, дистанционные, самостоятельная работа, внеаудиторные занятия) и сроков аттестации учащихся. Календарный график является обязательным приложением к программе и разрабатывается ежегодно.

3.4. Оценочные материалы, которые представляют пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

3.5. Список литературы и электронных ресурсов включает основную и дополнительную учебную литературу, справочные пособия, ссылки на сайты; должен быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов и учащихся, родителей; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.

Пример краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ (6 – 18 часов), в которых предполагается использование игровых, исследовательских, проектных и пр. методов работы. По рекомендации СОИРО.

Например, краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Ведущие за собой» .

Примером программы естественнонаучной направленности может стать краткосрочная программа «Экомир».

Примером программы туристско-краеведческой направленности является программа «Люди. События. Факты» , ориентированная на знакомство детей с историей Саратовского края.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Параметры выявления отличительных

особенностей

Переформулировка теоретико-методических идей в

практико-ориентированные вопросы

Многоуровневая (долгосрочная)

образовательная программа

Краткосрочная

образовательная программа

1. Тематические

отличия

Каковы тематические отличия образовательной программы многоуровневого (долгосрочного) типа от программы краткосрочной?

Последовательное движение к достижению выдвинутых целевых задач с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся

Краткосрочная образовательная программа была создается с целью усиленного обучения детей какому либо творчеству.

2. Концептуальный психолого-педаго-

гический подход

В чем конкретно выражаются изменения в ходе целеполагания? Каким способом цели были переформулированы?

Ведущая цель многоуровневой (долгосрочной) образовательной программы одна: дети начинают обучение с азов и заканчивают его изготовлением более сложных изделий

Краткосрочная программа изначально предназначена для детей, уже имеющих некоторые навыки в каком либо творчестве. Обучение по программе завершается изготовлением простейших изделий

3. Ракурс процессуальных методико-технологических

различий

Чем отличается техника и технология работы в рамках разноуровневой (долгосрочной) программы от краткосрочной?

Различий в технике и технологии между программами нет

4. Ожидаемые результаты

В чем заключены существенные отличия ожидаемых результатов по сравниваемым типам образовательных программ?

По окончании срока реализации данного типа образовательной программы выпускник объединения способен самостоятельно изготовить (сшитое им, либо связанное) изделие, выполненное последовательно, из занятия в занятие, в соответствии с основополагающей, универсальной технологией

По окончании срока реализации краткосрочной образовательной программы выпускник может выполнять только относительно несложные творческие работы, соответствующие требованиям к запланированному результату обучения.

Но в воспита-тельном плане он

мотивирован на перспективу своего дальнейшего развития в этой предметно-практической сфере деятельности

Есть огромный плюс в использовании краткосрочных программ, так называемый поисковый режим, где ребенок успевает проявить и раскрыть свои интересы, свое «я». А главное, что детям не успевает надоесть определенный вид деятельности. За непродолжительный период обучающиеся успевают познакомиться и освоить несколько видов творчества. Практика показала, что ребенок, который «знает, умеет, может» охотно и смело включается в более сложные процессы.

Реализация краткосрочных программ позволяет организовать не только отдых и оздоровление детей, но и образовательную деятельность, формирующую качественные параметры у подрастающего поколения, которые позволяют детям в дальнейшей жизни включиться в жизнь социума, достойно трудиться, занять соответствующую социальную нишу. Они способствуют возникновению уникальных образовательных возможностей по формированию нового жизненного опыта у ребенка.

Таким образом, краткосрочные программы дополнительного образования являются фактором повышения технологической компетенции обучающихся, особенно младших школьников.

А для нас, педагогам ДДТ, ключевым, наиболее важным психологическим условием создания нового поколения вариативных краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ, является искреннее стремление творчески работающих педагогов идти в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать свой профессиональный опыт, быть всегда социально востребованными и полезными. https://lysva.biz/uploads/files/2016/10.2016/sbornik_rek.pdf

Плеханова Елена Александровна
Должность: педагог дополнительного
Учебное заведение: МАУ ДО "Центр детского творчества г. Аткарска Саратовской области"
Населённый пункт: Аткарск, Саратовская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Краткосрочная образовательная программа «Музыкальная мозаика»
Дата публикации: 13.06.2018
Раздел: дополнительное образование

Краткосрочная образовательная программа

«Музыкальная мозаика»

Плеханова Е.А.

Г. Аткарск Саратовской области.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа

«Музыкальная

является

краткосрочной

дополнительной

образовательной

программой художественно направленности и реализуется в Центре

детского творчества города Аткарска Саратовской области.

программе

показана

возможность

органичного

сочетания разных

музыкальной

деятельности:

восприятия,

исполнительства,

творчества

сочинения

исследовательской

деятельности

музыкального

искусства

популяризации.

По признаку – общеразвивающая.

Новизна программы «Музыкальная мозаика» заключается в том, что она позволяет

удовлетворить познавательные интересы обучающихся во всех областях музыкального

искусства, как в сфере академической музыки, так и массовой культуры. Музыкальное

просвещение детей и подростков через создание условий для целостного восприятия и

понимания ими музыки – современная тенденция, отражающая новизну программы.

Актуальность Программа представляет собой образовательный маршрут освоения

ребенком единого музыкального комплекса, органичного

его способности целостного

переживания музыкального произведения.

Педагогическая целесообразность.

программе

используются формы и методы

работы, обеспечивающие музыкальное просвещение детей и подростков 6–14 лет без

предварительного

предварительной

музыкальной

подготовки;

позволяющие им заниматься с небольшой временной загруженностью, без развернутых

домашних заданий.

Программа обеспечивает каждому обучающемуся возможность “делать не то, что

получится”,

выраженный терапевтический

характер.

Программа реализуется в рамках ФГОС в учреждении дополнительного образования.

Путь развития группы, сформированной на основе ДОЛ ЦДТ, зависит во многом от задач,

стоящих перед сообществом детей, педагогов: формирование уникальной специализации,

построение траектории творческого развития коллектива.

Целью

является

развитие

творческой

активности

(подростка),

самоопределение, творческое самовыражение в области музыкального искусства.

Задачи

Воспитательные

предоставить ребенку возможности общения – межличностного и специального

профессионального;

Воспитать готовность презентовать итог деятельности как уникальный сотворческий

Развивающие

обогатить

эмоциональный

обучающихся,

эмоционально-волевые

качества

коммуникативные

способствующие

социальной

самореализации

музыкальные

технические

сольного

Обучающие

различные

музыкальной

деятельности:

слушание,

исполнение,

сочинение, изучение;

научить применять полученные знания и умения при анализе, обсуждении музыки,

аргументировать собственное мнение по проблеме;

организовывать

самостоятельную

использовать

современные

технологи; стремится к расширению кругозора;

Отличительная особенность программы «Музыкальная мозаика»заключается в том, что

она представляет собой единый

музыкальный комплекс, основанный на целостности

музыкального

восприятия,

переживания,

исполнения

изучения

музыкального

произведения.

Программа

взаимопроникающих блоков:

теоретического,

исторического и практического, которые реализуются последовательно, синхронно или

самостоятельно, в зависимости задач, стоящих перед группой.

Образовательный

строится сообразно

возрастным

особенностям,

становящимся интересам к различным стилям, эпохам, методам и приемам продуктивной

деятельности, творческим пристрастиям и способам презентации продуктов творчества.

Также данную программу отличает отсутствие профессиональной установки, акцент

художественный

результат,

освоения

музыкального

пространства,

программу

привлекательной

подростков.

Отличительной особенностью программы является и гуманистические подходы к

реализации программы, которые проявляются в доброжелательной атмосфере на занятиях,

эмоционально

насыщенной

обстановке

творчества. Ключ к созданию ситуации успеха,

способствующей максимальной личной самореализации воспитанника, состоит в развитии

изнутри, «самотворчестве», а не навязывание «готового ответа».

Программа

«Музыкальная

мозаика»,

охватывая

разнообразные

музыкальной

деятельности, обращаясь к разным пластам музыкального искусства, позволяет каждому

ребенку свободно

образовательный

интересов

индивидуальных данных.

Программа предназначена для детей школьного возраста: 6-14 лет .

Младший школьный возраст , начало систематического школьного обучения – время

активного раскрытия индивидуальных особенностей ребенка, развития его специальных

музыкальных

способностей.

Предоставление

возможности

освоения

музыкального

пространства через различные виды музыкальной деятельности позволяет наиболее полно

музыкальность

познавательные

интересы

Каждый ребенок по-своему музыкален. Раскрытие его индивидуальных способностей

позволяют любому обучающемуся по программе «Музыкальная мозаика», независимо от

его успехов в школе, быть успешным, полезным, уникальным в творчестве.

Музыкальные занятия позволяют использовать богатый потенциал эмоциональной

подвижности ребенка и в то же время способствуют формированию произвольности

мышления, памяти, внимания.

Особенности

формирования

музыкального

восприятия

младшего

среднему):

фрагментарности,

эпизодичности

единичных

признаков

музыкального произведения к большей систематизации, охвату предмета по нескольким

признакам; перенос внимания от исполнительских (темп, динамика, тембр, артикуляция) к

мелодико-ритмическим средствам выразительности; переход от копирования и повторения

к осмысленному выражению, от освоения музыкального языка к освоению музыкальной

процессы

возникновением

качественных

образований

рефлексии,

дифференцированного

восприятия,

переходом

мышления

наглядно-образного к абстрактно-логическому.

формирующееся

в подростковый

абстрактное,

теоретическое

мышление позволяет включать в работу новые виды деятельности, например,становление

нового уровня самосознания выражается в стремлении понять себя, свою неповторимость.

Возможность

деятельности,

творческом

коллективе

привлекательными занятия по данной программе для подростков. Формирующиеся в этот

межличностные

отношения,

стремление

сверстниками

способствуют

эффективной

творческими

проектами.

отчуждения

подростка

взрослых

важнейшая

молодежной

субкультуры остается актуальной темой для совместной работы (диалога).

Формы и режим занятий. Основу учебного процесса составляют групповые занятия

(8-15 человек). В период подготовки особенно сложных проектов – исследовательских,

сценических, комплексных – возможна индивидуальная работа, занятия в малых группах

уменьшением

одновременного

обучающихся

занятиях

соответствии

уставом ЦДТ до 3-5 человек); а также объединение групп для проведения совместных

мероприятий: коллективных творческих дел, общих сборов, репетиций, выступлений (до

30 обучающихся одномоментно).

Программа реализуется следующим образом: 2 раза в неделю по 1 часу.

Результатом

образовательной

программе

«Музыкальная

мозаика»

является

развитие

творческой

активности

(подростка),

самоопределение,

творческое самовыражение.

развивается

познавательная

активность,

происходит

обогащение

эмоционального

обучающихся,

развиваются

эмоционально-волевые

качества,

коммуникативные

экспрессия,

способствующие

социальной

самореализации

ребенка.

(подросток)

осваивает

различные

музыкальной

деятельности:

слушание, исполнение, сочинение, изучение; у него развиваются музыкальные умения и

технические

сольного

коллективного,

вокального

приобретается

сценического

исполнения.

Развивается

эстетическая потребность через

приобщение к музыкальной культуре. Обучающийся

активно участвует в подготовке и проведении праздника, дела, проекта, несет личную

ответственность в общем деле.

осознает

целостность,

уникальный

коллектив,

действующий

пространстве ЦДТ и школы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

концертное выступление, музыкальный праздник, спектакль, выставка эскизов (рисунков,

костюмов, реквизита, акции.

проверки

результатов:

наблюдение,

ребенком,

родителями,

сравнительное

сопоставление

сформированности

музыкальных

заполнение карты развития, сценические выступления.

Оценивается

развития

музыкальных

способностей,

сформированности

музыкальных

динамике);

мелодического,

Та к ж е оцениваются

результаты концертного

выступления,

качество

выполнения заданий, усвоения полученных знаний, уровень самостоятельной работы,

степень участия ребенка в творческих делах, богатство средств выразительности, умение

самостоятельно сделать выбор, навык публичного выступления.

Образовательная программа «Музыкальная мозаика» опосредованно направлена на

развитие

интонационного

аналитического

Развитие

интонационного

(правополушарного), связано с выразительным, образным компонентом восприятия.

программе

помогают

развивать

потребностно-

мотивационную

обусловлено

включенностью

творческую

деятельность под руководством педагога.

Программа

взаимопроникающих блоков:

теоретического

музыки»), исторического («Музыка в мире») и практического («Погружение»), которые

реализуются последовательно, синхронно или самостоятельно, в зависимости от задач,

стоящих перед группой. Подобное деление основано на постепенном включении в работу

различных видов деятельности и необходимо для планирования, систематизации и анализа

деятельности.

Блок

«Погружение»

направлен

практическое

освоение

музыкального

пространства. Постижение единства музыки, движения и слова внутри себя и в своих

проявлениях,

удовольствие,

получаемое

единения.

Воспитание

отзывчивости на музыкальное произведение, эмоциональное обогащение – важнейшие

задачи блока «Погружение».

Блок

«Музыка

мире»

предполагает

изучение

многообразия

направлений, стилей, жанров музыки различных эпох, национальных, авторских школ,

творческого пути композиторов, музыкальных произведений.

На занятиях используется разнообразный материал: музыка авторской традиции и

устное коллективное творчество (фольклор), академическая музыка и массовая культура

(джаз, поп, рок, песни бардов и т.д.), концертная, обиходная, прикладная, функциональная

Методы: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, творческая встреча, прослушивание,

исполнение,

научно-поисковая

деятельность,

компьютере,

доклад, выступление.

Блок

«Мир

музыки»

предполагает

теоретическое

осмысление,

освоение

музыкального пространства, знакомство с элементами музыкального языка, музыкальной

В зависимости от состава и направленности группы, возможно изучение нотной

Ожидаемые результаты

По итогам обучения.

Благодаря совместной творческой деятельности группа осознает себя как целостность,

уникальный коллектив, вписанный в пространства школы и ЦДТ.

необходимыми

совместного

исполнения

музыки знаниями:

строение произведения в форме песни, его звуковысотные, темповые и ритмические

особенности; навыками: хорового, ансамблевого исполнения музыкального произведения;

коллективного сценического выступления; осваивает различные способы прослушивания

музыки; имеет представление о культуре праздника.

Ребенок, осваивая индивидуальную роль в музыкальном спектакле, осознает личную

ответственность в общем деле. Совершается переход от концертных коллективных форм к

индивидуальному творчеству, что дает ребенку право выбора собственного музыкального

II-1. Учебно-тематический план

Погружение

Мир музыки

Вводное занятие

«Я пою». Вокальное исполнение

Музыкальный праздник

Музыка в мире

«Настроение». Музыкорисование

Итоговое занятие

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Отличительная

особенность

программы

«Музыкальная

мозаика»

целостность

восприятия и понимания предмета музыки и творческой деятельности. Поэтому методы ,

приемы, используемые педагогом, прежде

всего, затрагивают эмоциональную сферу

личности, позволяя ребенку полнее воспринимать, понимать и музыку.

Релаксация под музыку – психическое и соматическое расслабление. Используется

классическая музыка, или звуки природы.

Прослушивание (в записи и в живом исполнении) с конкретно поставленной задачей,

где музыкальное произведение - пластического воплощения, обсуждения.

Музыкорисование – перенесение (нехудожественное) потока музыки на бумагу “здесь

сейчас”,

включает

расслабление

динамическое

реагирование,

Художественное

рисование

способствует

активизации зрительных образов и представлений, развитию воображения.

Музицирование.

коллективное,

включает

скороговорки,

речитация,

проговаривание,

звукоподражание,

декламация,

импровизация, упражнения, разучивание музыкальных произведений, игры.

Групповое музицирование эффективно использует эмоциональные ресурсы, позволяет

ощутить себя включенным в целое, дает право свободного входа и выхода из действия,

анонимной

следовательно,

безопасной

самореализации,

предоставляет

возможность установить контакт с помощью музыкального сопереживания. В подобной

коллективной деятельности возрастает роль старших участников, так как активизация

действий ребенка происходит через подражание лидеру. Сольное исполнение помогает

осознать

ответственность,

продемонстрировать

индивидуальные музыкальные качества.

Движение.

всевозможные

ритмические

проявления

музыкальный

инструмент),

дыхательные

упражнения,

импровизация

пантомима, жестикуляция, мимика, хореографические упражнения, танец. Выполнение

заданий может сопровождаться пением.

Сценические выступления.

Выступления

концерта,

театрализованного

представления,

праздников

народного календаря.

Исследовательские формы и методы.

Анализ специальной литературы, музыкальных произведений.

Между различными видами музыкальной деятельности не существует четкой грани.

объединяет

нескольких

анализаторов

(слуховых,

зрительных,

осязательных), любые музыкальные проявления имеют моторную основу. Вся работа

организма ориентирована на комплексное функционирование.

Структура занятия

Объединение

различным.

Многовариантность

музыкальной

регуляции

соответствует

трехфазовой модели.

Вводная часть – установление коммуникации по так называемому изо-принципу, т.е.

подобное к подобному. Подбор музыки происходит сообразно вкусам и эмоциональному

состоянию группы детей на данный момент, с однотипным неконтрастным характером,

постоянным набором средств музыкальной выразительности. В одной и той же группе

может проходить с различным тонусом. Приемы: пассивное или активное прослушивание,

слияние с ритмом музыки в движении.

конфронтация,

отреагирование.

активная

подвижными играми. Этот этап может включать релаксацию для детей с повышенной

активностью. Используется контрастная по содержанию и средствам выразительности

третьего

наивысшее

напряжение.

заключительном

достигается

закрепляется

положительное

состояние.

Дидактическое обеспечение программы.

Инструментарий:

инструменты

(барабаны,

погремушки,

трещотки,

маракасы, бубны и т. д.), фортепиано.

Оборудование, дидактический материал: мягкие игрушки, предметы для рисования

(мелки, карандаши, краски, бумага), фонотека, компьютер.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

HOMO MUSICUS: Альманах музыкальной психологии` 95. / Сост. Старчеус М.С –

Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.,1997.

Великие мюзиклы мира: популярная энциклопедия. – М., 2002.

Воспитательная система ДТДиЮ. -Петрозаводск, 2003.

Выготский Л. Психология искусства. – М.,1987.

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.,1993.

Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. – М.,1997.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для

родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

Леонтьева О. Карл Орф. – М.1984.

10. Матейова З., Машура С. Музыкотерапия при заикании. – Киев, 1984.

11. Музыкальная психология: Хрестоматия. / Сост. М.С. Старчеус. – М.1992.

12. Музыкальное

воспитание

Составитель

редактор

Л.А.Баренбойм. – М.,1983.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.,1972.

«Краткосрочная дополнительная образовательная программа профильного отряда «Играя познаем» Возраст детей –7 - 12 лет Срок реализации – 1 месяц...»

Краткосрочная дополнительная образовательная

программа профильного отряда

«Играя познаем»

Возраст детей –7 - 12 лет

Срок реализации – 1 месяц

Составитель:

Горбунова Ольга Юрьевна,

педагог дополнительного образования

МБОУДОД «ГЦИР»

Тольятти

Паспорт образовательной программы

Название программы Краткосрочная дополнительная образовательная

программа летнего профильного отряда «Играя познаем»

Учреждение, МБОУДОД ЦДОДД «Гуманитарный центр реализующее программу интеллектуального развития» городского округа Тольятти Адрес: 445012, Тольятти, ул. Коммунистическая, 87А, т. 76-98-94, 76-90-56 Составитель программы Горбунова Ольга Юрьевна, педагог дополнительного образования МБОУДОД «ГЦИР Аннотация Программа «Играя познаем» реализуется в летний период.

Она рассчитана на младших школьников и направлена на и формирование их познавательных интересов, укрепление здоровья и организацию досуга в летние каникулы.

Основной идеей, объединяющей как содержание каждого отдельного дня, так и курса в целом, является погружение детей в ситуацию совместной игры, когда выполнение игрового условия, полноценное проживание игры обеспечивает не только удовольствие, но и развитие, совершенствование навыков, качеств, способностей Год разработки 2014 г.

программы Кем и когда утверждена На основании решения педагогического совета. Протокол программа № 4 от 15 мая 2014 г.



Программа принята к На основании решения методического совета. Протокол реализации в новом № 4 от 12.05.2015 г.

учебном году Направленность социально-педагогическая программы Направление (вид) игровая деятельность деятельности Вид программы по авторская степени авторства Охват детей по возрастам 7-12 лет разновозрастные группы Вид программы по предметная способу организации содержания Срок реализации 1 месяц программы Вид программы в учрежденческий зависимости от территориальных особенностей

Рецензенты программы:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткосрочная дополнительная образовательная программа «Играя познам» социальнопедагогической направленности является неотъемлемой частью образовательной программы МБОУДОД «Гуманитарный центр интеллектуального развития» г.о.Тольятти и дает возможность организовать познавательный досуг детей 7-14 лет в летний период на базе школьного лагеря дневного пребывания.

Многие дети посещают летние пришкольные лагеря и площадки. Помимо присмотра, такая площадка должна обеспечивать детей интересной и содержательной деятельностью. В течение учебного года у детей накоплена определенная усталость, снижена мотивация к обучению. Хорошая погода и масса объективных отвлекающих факторов также накладывают определенные ограничения как на отбор содержания работы, так и на характер и методы обучения в целом. Для решения этой проблемы основной формой работы была выбрана игра, которая вместила в себя как образовательное, так и развивающее и воспитательное содержание.

Основной идеей, объединяющей как содержание каждого отдельного дня, так и курса в целом, является погружение детей в ситуацию совместной игры, когда выполнение игрового условия, полноценное проживание игры обеспечивает не только удовольствие, но и развитие, совершенствование навыков, качеств, способностей.

Цель программы - обеспечить содержательный и полезный досуг детей в летнем лагере дневного пребывания.

Задачи работы:

Способствовать развитию ценных качеств личности детей, характеристик 1.

познавательных процессов.

Обучить детей новым играм, в высокой степени способствующим развитию в 2.

досуговой деятельности.

Обеспечить эмоциональный комфорт и интерес детей, занимающихся по программе.

Способствовать актуализации, систематизации, обогащению знаний детей в 4.

некоторых (тематических) областях действительности.

Способствовать формированию дружеских связей, развитию детского коллектива.

Организационные основы программы Программа создана для обеспечения познавательного досуга детей в лагере дневного пребывания. Срок реализации программы – одна лагерная смена (18 дней).

Предполагаются ежедневные занятия с детьми по 2 часа. Таким образом, общее количество часов по программе составляет 36 часов.

Порядок формирования группы: Группа формируется по добровольному принципу из обучающихся разных возрастов, посещающих школьный лагерь дневного пребывания.

Наполняемость группы – до 18 человек.

Возраст обучающихся: от 7 до 12 лет. Предполагается функционирование разновозрастного отряда.

Начало и завершение занятий согласуется с администрацией лагеря дневного пребывания, на базе которого работает отряд.

Режим занятий – пять раз в неделю по 2 часа. Недельная нагрузка на ребенка – 10 часов.

Формы и методы занятий В реализации программы используются различные формы: игра, тренинг, соревнование, викторина, самостоятельная работа, творческая работа и др.

Методы: используются различные методы, которые могут быть условно сгруппированы по источнику познания:

Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, сказка);

Наглядные (примеры, образцы, иллюстрации и демонстрации);

Практические (игры, упражнения, этюды, творческие работы, рисование и др.).

Организационные формы работы: фронтальная (тренинговый формат), в подгруппах.

Планируемые результаты освоения программы:

В результате освоения программы «Играя познаем» учащиеся должны приобрести следующие знания и умения, получить опыт:

актуализировать, систематизировать, приобрести некоторые знания и представления об эмоциях, этикете, креативности и т.д.;

познакомиться с новыми играми и упражнениями, которыми можно разнообразить свой досуг;

совершенствовать отдельные характеристики познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, воображения;

получить опыт эмоционального общения со сверстниками.

Оценка результатов освоения программы производится в форме включенного педагогического наблюдения на занятиях и анализа результатов игр-соревнований.

Подведение итогов реализации программы Подведение итогов работы по программе и оценка результатов ее освоения производится в следующих формах:

Рефлексивные задания и упражнения на припоминание – чему мы научились, что мы делали.

Выставление самим себе оценок за работу в смене по критериям.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

–  –  –

Раздел 1. Вводные занятия Тема 1.1. Вводные занятия. Знакомство.

Теория. Правила техники безопасности на занятиях.

Практика. Игры на знакомство, запоминание имени, изучение друг друга. Подвижная игра на сплоченность, формирование группы.

Теория. Как мы можем развиваться с помощью игры.

Практика. Викторина «Обо всем на свете», выполнение заданий на скорость мышления.

Раздел 2. Сундук сокровищ Тема 2.

1. Кроссворды и ребусы.

Теория. Правила составления кроссвордов. Правила составления ребусов.

Практика. Командное составление кроссвордов по известным сказкам. Командное составление ребусов о природе родного края. Игра «Красная книга»: составление и презентация кроссворда и ребуса о животном, рассказ о нем (с использованием справочной литературы). Составление книги, подготовка иллюстраций.

Тема 2.2.

Сундук сокровищ: шифрование и кодирование.

Теория. Шифрование и кодирование.

Практика. Игра «Сундук сокровищ»: составление и разгадывание шифров и карт. Поиск сокровищ.

Тема 2.3.

Игры на листе бумаги.

Теория. Правила игр на листе бумаги.

Практика. Обучение и игры «Крестики- нолики», «Морской бой», «Треугольники», «Дострой слово» и т.д. Проведение чемпионатов по этим видам игр.

Тема 2.4.

Приключения Карика и Вали.

Тема 2.5.

Необитаемый остров.

Практика. Командная игра на развитие креативности и общения. Список пяти необходимых вещей – дискуссия. Из чего построить дом, как добыть огонь….

Шифрованное письмо о помощи. «За» и «против» проживания на необитаемом острове – кто больше. Спортивное мини- соревнование.

Раздел 3. Вопрос на засыпку Тема 3.

1. Командные игры-викторины.

Теория. Правила викторин: вопрос-ответ.

Практика. Выполнение заданий, самостоятельное составление заданий (с использованием справочной литературы) по различным темам: русский язык, литературные произведения и герои, правила этикета, математика. Придумываем и инсценируем ситуации. Решаем современные и старинные задачи. Презентация и «обыгрывание» арифметических действий.

Тема 3.2.

Такая занимательная физика.

Теория. Мир вокруг нас.

Практика. Выполнение (по командам) элементарных опытов и объяснение их. Поиск физических явлений и объектов в окружающем. Креативность – как можно было бы применять это явление в хозяйстве будущего.

Тема 3.3.

История и достопримечательности города Тольятти.

Теория. История и достопримечательности города Тольятти.

Практика. Проводится в форме «интеллектуального хоккея» (дети коллективно готовят вопросы, задают на скорость). Составление рейтинга самого известного, красивого, чистого и т.д. места города.

Тема 3.4.

Прогулки с динозаврами.

Теория. Далекое прошлое планеты Земли.

Практика. Несколько человек готовят заранее рассказы и иллюстрации о природе, видах динозавров, вымирании и проч. Слушатели задают вопросы. Игра на креативность «Если совместить клубок (книгу, стол) и динозавра, то получится….». Изготовление динозавра из листа бумаги методом обрывания, выставка.

Тема 3.5.

Вопрос на засыпку.

Теория. Работа в команде.

Практика. Командная игра по формату телепередачи «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы».

Раздел 4. Итоговые занятия Тема 4.

1. Итоговые занятия.

Прощание.

Рефлексивные задания и упражнения на припоминание – чему мы научились, что мы делали. Написание друг другу шифрованных писем с пожеланиями. Выставление самим себе оценок за работу в смене по критериям.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература для педагога:

Афанасьев, С.П. Триста творческих конкурсов. / С.П. Афанасьев, С.В. Коморин. – М. :

Методический центр «Вариант», 1997. – 112 с.

Коваленко, В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, 2.

физкультминуток.. / В.И. Коваленко. – М. : Эксмо, 2007. – 336 с.

Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками / Б.В.

Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. - М. : Владос, 2001. – 215 с.

Майерс, Б. Интеллектуальные игры. Логические игры для детей / Бернар Майерс. – М. :

Эксмо-Пресс, 2013. – 80 с. – (Логические игры).

Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б.П. Никитин – М. :

Просвещение, 1990. – 160 с.

Попова, Е.Н. Вообрази себе: Поиграем – помечтаем: книга для развития воображения. / 6.

Е.Н. Попова, И.Ю. Матюгин, Е.И. Чакаберия. – Волгоград: Учитель, 2001. – 76 с. – (Школа развития памяти и воображения).

Шарыгин, И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы /И. Ф. Шарыгин М. : Дрофа, 2009. - 156 с.

Шаульская, Н.А. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад. / 8.

Н.А.Шаульская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 224 с. – (Серия «Здравствуй, школа!»).

Шаульская, Н.А. Вопросы умникам и умницам для начальной школы. / Н.А. Шаульская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 288 с. – (Серия «Здравствуй, школа!»).

Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций./ С.А. Шмаков, Н.Я.

Безбородова. – М. : Новая школа, 1995. – 80 с.

Интернет-ресурсы http://summercamp.ru/index - МетодВики сайт для вожатых.

http://tak-to-ent.net/load/121-1-0-1249 Игры в летнем лагере.

http://www.trepsy.net/ психологические упражнения для тренингов.

Дидактические и наглядные материалы для учащихся:

Подборка книг, картинок, репродукций, иллюстрирующих теоретический материал 1.

Медиапрезентации по темам занятий.

Материалы для проведения викторин и игр-соревнований «Своя игра», «Кто хочет 3.

стать миллионером», «Умники и умницы».

Карточки с заданиями.

Материально-техническое обеспечение

1) Игровая комната, оборудованная столами, стульями, шкафами. Требования к помещению: для реализации программы необходимо достаточно большое помещение.

Пространство будет неоднократно перестраиваться – должна быть возможность сдвинуть парты, выстроить стулья в круг.

2) Оборудование и материалы, необходимые для реализации программы:

2.1. мультимедийная проекционная установка;

2.2. цифровой фотоаппарат;

2.3. принтер черно-белый, цветной;

2.4. ксерокс;

2.5. магнитофон с записями музыки;

2.6. часы или секундомер.

3) Игровой реквизит для организации игр: настольные игры «Блоки Дьенеша», «Скраблз» и др., счетные палочки, прищепки, мячи разные для игр, клубок ниток, мягкие игрушки.

4) Материалы для творчества детей: акварель, гуашь, пастель, белая и цветная бумага и картон, клей, ватманы, набор карандашей, скотч бумажный, ножницы.

5). Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; бумага разных видов и формата (А1, А2, А3, А4, ватман, ксероксная); клей, ножницы, степлеры; файлы, папки, кнопки, мелки, магниты и др.

6). Сувенирная продукция для награждения лучших игроков, лучших команд в игровых чемпионатах и соревнованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, использованной при составлении программы

1. Афанасьев, С.П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя. / С.П. Афанасьев. М. : АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2004. – 288 с.

2. Афанасьев, С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. / С.П. Афанасьев, С.В.

Коморин, А.И. Тимонин. – 3-е изд. – Кострома: ООО МЦ "Вариант", 2001. – 223 с.

3. Ах, лето! : Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях. / Авт., сост.

С.В. Савинова. – Волгоград: Учитель, 2003. - 77 с.

4. Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебнометодическое пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.

5. Барышникова, Г. Б. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере: настольная книга вожатого. / Г. Б. Барышникова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.

6. Бесова, М. А. Веслые игры для дружного отряда: праздники в загородном лагере / М. А.

Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 160 с. – (После уроков).

7. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Постников А.С.. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа: http://doto.ucoz.ru/metod/.

8. Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство: Сборник статей в помощь организаторам летнего отдыха и оздоровления детей. / Сост. Г.С. Суховейко;

Под ред. Л.Н. Игнатьевой; Межрегиональная общественная организация «Содействие детскому отдыху». – М. : ЦГЛ, 2006. – 152 с.

9. Коваленко, В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, физкультминуток.. / В.И. Коваленко. – М. : Эксмо, 2007. – 336 с.

10. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера, праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / Сост. Л.И. Трепетунова – Волгоград: Учитель, 2005. – 280 с.

11. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях) / Сост. Е.А. Гурбина – Волгоград: Учитель, 2006. – 197 с.

12. Марфина, С.В. Летний лагерь от А до Я. / С.В.Марфина. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160 с. – (После уроков).

14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27 «О введении в действие санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» [Электронный ресурс] / Законодательство, судебная практика. Нормы, правила, стандарты России. – Режим доступа: http://www.kodeks.ru/noframe/aids?d&nd=901859071&prev Doc =901909220. педагогическом Директор школы методического совете _ объединения /Е.В. Петрова/ учителей Протокол № 1 Протокол № 1 Приказ № 26 о...» УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Заведую щая МБДОУ "ТОГУЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2" МБДОУ "ТОГУЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2" И.А.Шиповалова ""_20_г. ""20г. Протоко...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Томский государственный педагогический университет" (ТГПУ) КЗ.А. 03 ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 09.00.13 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬУТРЫ...»

«Б.3.Б.10 "Психология физической культуры" Составитель аннотации: к.пс.н., доцент Бобылев Е.Л. Кафедра психологии Цели изучения Целями освоения дисциплины являются: дисциплины: показать будущим специалистам важность и содержание психологического аспекта в деятельности преподавателя физического в...»


Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Валентина Мокерова
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН

Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ

методического совета Директор МБУДО ЦРТДиЮ

Протокол №___ ___Высоцкая И. В. «___» ___ 20 г Приказ от «___» ___ №__

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Раз словечко , два словечко »

Срок реализации программы : 6 недель (18час)

Вид программы : модифицированная

педагог дополнительного образования

г. Гулькевичи, 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Краткосрочная образовательная программа «Раз словечко , два словечко » социально-педагогической направленности способствует развитию познавательных, творческих и коммуникативных способностей учащихся и предназначена для организации познавательного досуга детей в летний период, развитию главной ценности образовательной деятельности – творческого мышления, формирования потребности владения языком, совершенствования речи и расширения знаний об окружающем мире.

Новизна программы заключается в сроках ее реализации (6 недель, практико-ориентированном подходе к организации учебно-воспитательного процесса. Программа «Раз словечко , два словечко » предоставляет возможность организовать познавательный досуг детей дошкольного возраста в летнее время. Занятия по программе способствуют формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью : любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Дают возможность, как закрепить ранее полученные знания в области, так и приобрести новые, формируют умение пользоваться ими на практике в различных ситуациях. Занятия строятся в игровой, занимательной форме с использованием речевых игр.

Актуальность определяется запросом со стороны родителей и их детей на программы раннего развития в летний период в учреждении дополнительного образования , а также наличием в учреждении необходимых материально-технических условий для реализации этих программ .

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. В процессе решения проблемных ситуаций, выполнения игровых заданий каждый ребенок приобретает практические умения и навыки, опыт познания. При этом соблюдается комплексный подход к приобретению знаний, умений и навыков, к развитию и воспитанию детей.

Адресат программы . Программа разработана для детей 5,5-7 летнего возраста. Занятия могут посещать все желающие дети, как занимающиеся в объединении, так и вновь прибывшие, имеющие желание получить представление об элементарных навыках чтения, письма.

Объем программы : срок обучения - 6 недель, общее количество часов – 18, в неделю - 3 часа.

Форма обучения : очная

Режим занятий : 3 раза в неделю по 1 часу.

Особенности организации образовательного процесса. Занятия могут посещать дети без медицинского допуска. Программа реализуется в группах переменного состава. Дети могут приходить в любой день, входящий в расписание занятий. Каждое занятие представляет собой отдельный познавательно-воспитательный блок (начатая работа завершается на этом же занятии) . Программа предполагает использование различных видов игровой деятельности : имитационных игр и игр-упражнений с предметами, сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, игр-упражнений с ориентировкой на определенные достижения, позволяет максимально комфортно и интересно для детей строить образовательный процесс. Занятия направлены на развитие общей культуры мышления , речи, моторики, творческих способностей детей, на воспитание у них самостоятельности, чувства ответственности, гуманных отношений в общении с товарищами и педагогом.

Занятия состоит из всех трех частей пяти разделов программы . На каждом занятии проводится динамическая пауза в форме подвижных игр и физкультминуток.

Цель программы : Развитие интереса и способностей к чтению через игровую деятельность.

Образовательные :

Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;

Развитие мотивации к учебной деятельности.

Продолжить знакомить детей с элементарными навыками чтения, письма;

Формировать умение применять полученные знания на практике в различных ситуациях;

Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли.

Личностные :

Развитие познавательной активности и умения устанавливать простейшие связи между явлениями окружающей жизни ребенка и развитие интереса познания;

Развивать личность ребенка, его дарование и способность путем

самостоятельного решения творческих и других задач;

Развивать коммуникативные способности детей на основе общения ;

Развитие познавательных способностей : логику мышления, речь, внимание, память, воображение;

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, организованность, аккуратность, умение сотрудничать, коллективизм.

Метапредметные :

Развивать воображение, сообразительность, любознательность, волевые качества;

Формировать культуру общения друг с другом ;

Формировать умение организовать свое рабочее место, понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее, контролировать и оценивать свои действия;

Формировать умение работать индивидуально и в группе : находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

Формировать ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Учебный план

п/п Тема Количество часов

Всего Теория Практика

1. Вводное занятие. Инструктаж

по технике безопасности. 1 0,5 0,5

2. Сказочная грамота 6 0,5 5,5

3. Развитие речи. 4 0,5 3,5

4. Веселый карандашик. 6 0,5 5,5

5. Итоговое занятие 1 1

Итого : 18 2 16

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Знакомство с детским коллективом. Инструктаж по технике безопасности. Собеседование с детьми, выявление ранних знаний, умений, навыков.

Практика.

Упражнение «Телефон» . Игра «Давайте познакомимся» .

Экскурсия по центру.

Раздел 2. Сказочная грамота.

Теория. Знакомство с русскими народными сказками.

Практика. Чтение сказок : «Репка» , «Петушок и бобовое зернышко» , «Кошкин дом» , «Колосок» , беседа о прочитанном. Коллективное составление рассказа по картинкам. Пересказ сказки. Инсценировка сказки. Сочинение своей сказки. Ответы на вопросы.

Построение предложений. Составляем предложение с определенным словом .

Упражнение «Покажи букву» , «Какая это буква» , «Определи, где находится звук» , «Я называю звуки» .

Дидактические игры со словами : «Угадай первый звук в слове » , «Мама пошла в магазин» , «На что похожа буква» .

Игры с магнитной азбукой : «Чудесный мешочек» , «Какой буквы не стало» , «Сложи слово из букв магнитной азбуки»

Раздел 3. Развитие речи.

Теория. Составление описательного рассказа по теме : «Овощи» , «Фрукты» , «Животные» , «Транспорт» , «Профессии» . «Цветы» .

Практика : Просмотр и обсуждение короткометражного фильма «Улыбка природы» .

Игры : «Что растет на огороде?» , «Один - много» , «Скажи ласково» , «Назови одним словом » , «Продолжи ряд слов » , Слово наоборот », «Продолжи предложение» . «Отгадай загадки» .

Разучивание скороговорок.

Раздел 4. Веселый карандашик.

Теория. Готовим руку к письму. Правила безопасности при работе с письменными принадлежностями. Знакомство с правилами посадки при письме за столом. Положение тетради, ручки, карандаша. Постановка руки. Ориентировка на листке в клетку : рисование узоров по пунктирным линиям, штриховка, работа с трафаретом.

Практика : Графические упражнения. Упражнение в начертании наклонных линий.

Игровые задания. Обводы фруктов, овощей, транспорта, цветов их штриховка.

Рисование «бордюра» , «Заборчика» , «Домика» , «Зонтика» , «Кораблика» и др.

Путешествие в город мастеров : «Дорисуй узор» , «Закончи рисунок» , Весёлые прописи.

Упражнения с пальчиками : театр пальчиков рисование пальцем в воздухе.

Упражнения игра «Улитка» , «Чаби - чаляби» , «Поварята» .

Раздел 5. Итоговое занятие.

Практика : Конкурс «Самый, самый, самый…»

Условия реализации программы .

1. Материально-техническое обеспечение.

Для реализации программы требуется светлое , проветриваемое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Специальная мебель (столы и стулья) для учащихся, соответствующая 5 -7-летнему возрасту, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов, доска, магнитная доска с маркерами, наглядные пособия

Оборудование, инструменты и материалы, необходимые для реализации программы :

Письменные принадлежности для каждого ученика : ручка, простой карандаш, ластик, цветные карандаши;

Демонстрационные наглядные пособия.

Трафареты (овощи, фрукты, транспорт, цветы, листья деревьев) ;

Дидактический и наглядный материал по темам, дидактические игрушки. Наглядно-дидактические карточки.

Развивающие игры «Прочитай по первым буквам» , «Делим слова на склады » и др.

Техническое оснащение : компьютер, принтер, интернет, телевизор и DVD – проигрыватель.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

Фотоматериал, письменные отзывы учащихся и родителей, журнал учета работы педагога и посещаемости учащихся, письменный анализ педагога о реализации программы (количество детей, занимающихся в объединении, количество вновь прибывших детей, степень выполнения программ .

Список используемой литературы.

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. ТЦ «Учитель» . Воронеж, 2005г.

2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития дошкольников// АСТ -2008г. 3. Грищук Л. А. Школа дошкольников. Занимательные уроки. «Нева» . Москва «Олма – Пресс» , 2002 г. 4. Синицына Е. И. Умные пальчики //м. Лист, 2009г. 5. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи» . Москва, 2006г. 6. Шапина О. Чистоговорки и скороговорки для развития речи. Москва, «Сова» , 2007г. 7. Фалькович Т. А, Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва «Вако» , 2005 г. 8. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Санкт- Петербург «Детство-Пресс» , 2005 г.

9. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Изд. «Мозаика – синтез» , Москва,2014г. 10. Бардышева Т. Ю. «Пляшут мои ручки» Издание для развивающего обучения. Серия «Школа для дошколят»